О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Новогодние утренники и ёлки для детей

 


#встречаемновыйгод


А. Ф. Чернышёв. "Сцены из семейной жизни императора Николая I. Рождественская ёлка в Аничковом дворце".

В допетровские времена начало нового года на Руси отмечали в сентябре, когда завершались работы в полях. Однако никаких пышных празднеств для детей в этот день не устраивали.
С 1700 года по указу Петра I Новый год перенесли на 1 января, и император распорядился «учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых». Также горожанам полагалось поздравлять друг друга, устраивать гуляния с фейерверками и кострами. Постепенно в моду вошли балы-маскарады и народные забавы с переодеваниями. Но и тогда специальных торжеств для детей ещё не проводили: все развлечения предназначались для взрослых.

Первую детскую ёлку в России устроила супруга Николая I — императрица Александра Фёдоровна. Случилось это в декабре 1828 года.В числе маленьких гостей были пятеро детей императорской четы, дочери великого князя Михаила Павловича и дети некоторых придворных. Подарки им вручала сама императрица.

“Государь и царские дети имели каждый свой стол с ёлкой, убранной разными подарками, а когда кончалась раздача подарков самой императрицей, тогда входили в другую залу, где был приготовлен большой, длинный стол, украшенный разными фарфоровыми изящными вещами с императорской Александровской мануфактуры. Тут разыгрывалась лотерея между всей свитой, государь обыкновенно выкрикивал карту, выигравший подходил к её величеству и получал свой выигрыш-подарок из её рук“. Из воспоминаний фрейлины Марии Фредерикс.
После этого рождественские праздники для детей стали традицией, но только в императорской семье. Настоящую популярность они обрели спустя десять лет, и поспособствовала этому повесть Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик». В 1839 году она вышла в русском переводе, на первой странице издатель разместил иллюстрацию с рождественской ёлкой, свечами и подарками. А уже к новому, 1840 году в Петербурге продавались готовые детские ёлочки с украшениями из сладостей.
“Деревцо, освещённое фонариками или свечками, увешанное конфетами, плодами, игрушками, книгами, составляет отраду детей, которым прежде уже говорено было, что за хорошее поведение и прилежание в праздник появится внезапное награждение“. Реклама детской ёлки из газеты «Северная пчела».

Тогда же для детей стали устраивать новогодние маскарады. Мальчики чаще всего наряжались пиратами, гусарами и пажами, девочки — феями, принцессами или цыганками. Развлекали юных гостей песнями, танцами, загадками и играми: их заранее придумывали родители, гувернантки и домашние учителя.

Вскоре после революции, в 1918 году, советская власть начала антирелигиозную кампанию. Рождество и Новый год стали рабочими днями, обычай наряжать ёлку признали «поповским», а вместе с праздником исчезли и маскарадные костюмы.



Вместе с православными праздниками и церковными службами запретили и рождественские ёлки для детей. Большевики считали, что «бытовая обстановка рождественского праздника вредно действует на здоровье и воспитание детей: святочные рассказы с чертовщиной; дым и газ от ёлки; пьяные крики гостей».

Традиция устраивать костюмированные новогодние праздники возродилась только в 1935 году. 28 декабря в газете «Правда» вышла статья первого секретаря Киевского обкома ВКП (б) и второго секретаря ЦК ВКП (б) Украинской ССР Павла Постышева под заголовком «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку»:


«В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то не иначе как левые загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею».

В 1937 году в Колонном зале Дома Союзов установили первую в советской России публичную новогоднюю ёлку. Вскоре Новый год вновь начали праздновать с детьми по всей стране. Правда, сценарии представлений часто содержали идеологические мотивы, а на смену костюмам царевен и пажей пришли красноармейцы и доярки.

При торжественном возвращении ёлки в СССР с ней произошли разительные метаморфозы, похожие на смену языческой традиции поклонения дереву на христианскую. Их суть точно передал Семён Кирсанов, — тот самый поэт-футурист, который в 1928 году сурово призывал:

Ёлки сухая розга
Маячит в глазищи нам,
По шапке деда Мороза,
Ангела — по зубам!


В первый день 1941 года он, наоборот, восславил ёлку на страницах "Правды", заметив при этом:

И даже ёлка, блёстками слепя,
За время хвойной лапою задела,
Всё вифлеемское сняла с себя
И всё советское — надела.


Из рождественской ёлка преобразилась в новогоднюю: венчавшая её восьмиугольная Вифлеемская звезда сменилась пятиконечной алой, а Рождественский Дед окончательно превратился в советского Деда Мороза.







И только спустя 10 лет, в 1947 году, 1 января официально стало выходным днём. Возвращение Нового года в статусе всесоюзного праздника означало и возвращение новогодних костюмов. Правда, теперь в них наряжались только дети — на утренниках в детских садах и школах, во дворцах пионеров и в театрах юного зрителя.



Традиция детских утренников в СССР окончательно сложилась в послевоенные годы и с тех пор оставалась почти неизменной. Менялись лишь маскарадные костюмы и ёлочные игрушки.



Костюмы шили сами родители. В ход шли всевозможные подручные материалы: марля, вата, занавески, поролон, битые ёлочные игрушки, бусинки, мишура и другие мелочи.
Самыми популярными образами долгое время были мальчики-зайчики и девочки-снежинки.







Для снежинок выкраивали из накрахмаленной марли подъюбник, пришивали к платью мишуру. Иногда ради костюма для дочки жертвовали свадебной фатой или занавесками: достать любую нарядную ткань в советское время было сложной задачей. Чешки превращались в туфли, а из обклеенного ватой картона получалась корона. Её украшали блестящими бусинами, пуговицами, бисером. Иногда разбивали и толкли в мелкую крошку старые новогодние игрушки и посыпали ею покрытый клеем картон.



С зайчиками было проще: к шортам или комбинезону из белого ситца пришивали меховой хвост, уши прикрепляли на картонный обруч. Часто уши кроили из ткани — их набивали ватой, а для стойкости внутрь вставляли проволоку.

Вторым по популярности костюмом для мальчиков был Петрушка — стать им было так же легко: надевали яркий костюм и колпак.
Были популярны и костюмы, посвящённые актуальной повестке. После полета Юрия Гагарина в космос под новогодними ёлками начали собираться юные космонавты в самодельных шлемах с надписью «СССР».



В 1950−60-е годы, в разгар «кукурузного бума», детей наряжали в костюмы царицы полей. Такой эпизод, пусть и не новогодний, есть в известном советском фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён».

Большим источником вдохновения для создания костюмов было кино. Например, в 1936 году, после выхода фильма «Цирк» с Любовью Орловой, стали популярны маски клоунов. А посмотрев «Полосатый рейс», многие дети захотели нарядиться дрессировщиками и даже тиграми. После премьеры фильма «Приключения Буратино» в 1975 году на утренники стали приходить Мальвины, Пьеро, Артемоны, лисы Алисы и коты Базилио.



А в 1978 году под ёлками всей страны собрались юные мушкетёры в шляпах и со шпагами.



Важным элементом многих костюмов были маски в виде привычных обезьянок, зайцев, лис, медведей, а также сказочных персонажей — например, Бабы-яги или Снегурочки, Чиполлино или доктора Айболита. Эскиз маски, которую потом тиражировали и продавали в магазинах, создавал художник, затем по рисунку делали гипсовый слепок, а он уже служил моделью для масок из папье-маше. Первые маски стали изготавливать после войны, над ними работали выпускники художественных университетов и училищ.

В 1950-х годах их создавали вручную и расписывали гуашью. Стоили такие маски недорого, их можно было купить в отделах с игрушками. Однако из-за дефицита достать их было не так просто: людям приходилось подолгу ждать перед праздниками, пока нужный товар появится на прилавках.

Самым известным автором масок был медальер и живописец Лев Разумовский. С фронта он вернулся без руки, но это не помешало ему поступить на отделение скульптуры Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени Веры Мухиной. С дипломом скульптора мастер отправился работать на фабрику «Ленигрушка». В 1954 году в СССР отмечали 155 лет со дня рождения Александра Пушкина, и фабрики игрушек получили заказы к памятной дате. Разумовский создал эскизы к серии масок по мотивам пушкинских сказок. Самым популярными и тиражируемыми из них стали маски «Дедки» и «Бабки». Такие маски на праздники надевали не только дети, но и взрослые, когда на предприятиях стало принято коллективно отмечать Новый год.
Новогоднюю ночь встречали и в домах культуры — как герои фильма Эльдара Рязанова "Карнавальная ночь".



В 1970-е годы маски и новогодние игрушки перестали быть дефицитным товаром. Тогда же на многих предприятиях наладили производство масок из пластика. Их делали гораздо быстрее, чем создаваемые вручную маски из папье-маше, и стоили они дешевле. В это время практически у каждой семьи в новогоднюю ночь появилась возможность устроить свой маленький маскарад.
Пост подготовлен по материалам сайта Культура.РФ.



P.S. Напомню, что в 1990 году постановлением Верховного совета РСФСР объявили выходным днём 7 января - православное Рождество, многие атрибуты которого уже позабыты или присвоены в изменённом виде советским Новым годом.

А кем вы были на новогодних утренниках в детстве? Я была рыжей Лисой, которую играла в новогоднем школьном спектакле, и Красной Шапочкой. В атласном чепце и с корзинкой домашних пирожков.



Все фото для поста из (с) ети

С Наступающим Новым Годом, друзья! Мира нам всем и добра!

 
Сегодня в СМИ