О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Подводим итоги 2021 года: кино + архитектура

 


Всем привет! Под конец года пора подводить итоги всего увиденного, прочитанного, осмысленного. Сама обстановка затянувшейся пандемии способствует на такого рода размышления. Список обещает быть длинным. Итак,

Современное кино Со знаком «плюс»

Ультрамодное фестивальное и популярное современное кино через меня, конечно, проходит, но не является предметом моего основного интереса. Между программой «Форум» Берлинале и черно-белыми японцами я всегда предпочту последних, а про «Кинотавр» и вовсе предпочту отшутиться. 

Тем не менее многое просмотрено, и вот вердикт: 

Фильм года (и режиссер года) — «Безумное кино для взрослых» Раду Жуде. Честный, ядовитый и показательный. Даже не удивлена, почему многие оскорбились. 

Актер года — Николас Кейдж в фильме «Узники страны призраков» Сиона Соно. Кейджа вообще никогда не любила, в моем личном девичьем рейтинге он всегда находился где-то рядом с Кевином Костнером, то есть на дне. Но в этом странном японском вестерне с сюжетными поворотами, которые могут привидеться только в самом сумасшедшем сне, Николас Кейдж приятно удивил. Оказывается, у него есть чувство юмора, а это огромный плюс. Еще Николас Кейдж появляется в «Свинье», которую мне рекомендовали к просмотру, — буду восполнять пробелы на выходных. 

Актриса (и еще дебют) года — Агат Руссель, главная героиня фильма «Титан» Жюлии Дюкурно. Начинающей актрисе плюсик за смелость и мужество: сыграть такого персонажа, как Алексия (то ли девушка, то ли киборг), не каждая даже опытная актриса согласилась бы (если это не Изабель Юппер или Тильда Суинтон, которым море по колено). 

Сериал года — «Нарушители» с забавными Кристофером Уокеном и Стивеном Мерчантом. Просто лучший сериал, в котором отразились противоречия так называемой «новой этики»: над ней смеются, с ней спорят, ее проклинают, но этика на то и этика, чтобы вести людей в нужном русле. Очень классный тонкий текст, диалоги блестящие, с удовольствием пересмотрю еще не раз.

Самый актуальный фильм года — «Холодный расчет» Пола Шредера: медитативный, трансцендентальный, а после недавнего суда над Джулианом Ассанжем (именно благодаря ему весь мир узнал о пытках в американских тюрьмах) — еще более острый и актуальный. 

Звук года — пронзительная драма «Звук металла» о барабанщике, который теряет слух. В этом фильме нет громких эффектов и показных страстей, его эмоциональная сила — в камерности и ювелирной работе со звуком. Активно рекомендую, если еще не смотрели. 

Испуг года — «Кэндимен», возвращение городской легенды. Смотреть всем любителям настоящих хорроров, фанатам оригинального «Кэндимена» Бернарда Роуза (1992 г.) и поклонникам современного искусства. 

Комикс года (и заодно главный российский фильм 2021) — «Майор Гром: Чумной Доктор» Олега Трофима. Что бы там вам ни навязывали ангажированные критики, «МГЧД» — настоящий большой успех, и дело не только в продвижении на Netflix. Очень рада за ребят.  

Костюмы года — диснеевская «Круэлла» о невероятно привлекательном, но чрезвычайно жестоком мире моды. Художница по костюмам Дженни Биван и весь художественный отдел фильма получают от миллионов зрителей со мной вместе лучи любви и благодарности за отлично проделанную работу. 

Художник-постановщик года — Адам Штокхаузен из «Французского вестника» Уэса Андерсона. Кажется, никто не сомневается в том, какой фильм 2021 года получился самым красивым, не так ли?

Оператор года — человек из Таиланда с невыговариваемой фамилией Сайомбу Мукдипром, постоянный оператор Вирасетакула и Гуаданьино. Кадры, снятые им для «Памяти» с Тильдой Суинтон, завораживают. 

Документальный фильм года — «Первые 54 года — Краткое руководство по военной оккупации» израильского режиссера Ави Мограби про оккупацию Палестины. Неплохих документальных фильмов в этом году было немало, но у многоопытного Ави Мограби получилось наиболее внятное, содержательное и точное политическое высказывание.

Продуктивность года — Ридли Скотт, выступивший сразу с двумя громкими проектами: историческая «Последняя дуэль» и «Дом Gucci», в которых снялись, кажется, все звезды современного кино. Еще и Антона Долина успел послать за глупый вопрос в интервью... И это в 84 года! Ай да Ридли, ай да сукин сын! Здоровья и долгих лет!

Реставрация года — «Джульетта и духи» Федерико Феллини (1965). Смотрела в кинотеатре с пленки на большом экране. Отличный цвет, сбалансированная палитра, феллиниевское шутовство тоже на месте. Так что для меня это был еще и главный киносеанс.

Критика года — книга «Погибло ли искусство? От Солженицына к Серебренникову: феноменология современного духа». Виктор Григорьевич Арсланов — воистину последний из могикан: занимается эстетикой в эпоху, когда все ушли кто в политологию, а кто — на аукционы NFT. Идеальное чтиво для долгих зимних вечеров. Еще немного серебренниковской критики — ЗДЕСЬ

Анахронизм года — перевод книги «Мурнау» Лотте Айснер спустя почти 50 лет после первой публикации. И это большое киноведческое счастье! 

Киновыставка года — о том, как французское декоративно-прикладное искусство повлияло на мультфильмы Уолта Диснея. Выставка идет в Метрополитен-музее прямо сейчас, а всем тем, кто не в Нью-Йорке, остается изучать подробный аудиогид и смотреть мультики!

Со знаком «минус»

Антисериал года — «Вампиры средней полосы». Как видно по комментариям под моей рецензией на эту продукцию, моя оценка в меньшинстве, даже в глубоком андеграунде. Тем не менее считаю, что такого рода сериалы вредны, ибо портят вкус и отупляют народ. Увы.

Провал года — «Соединенные Штаты против Билли Холидэй». Биография великой джазовой певицы, которую превратили в черт знает что. Джазом и не пахнет, просто фу. При этом про Леди Дэй уже был не самый лучший, но терпимый фильм с Дайаной Росс. Зачем понадобилось снимать еще и хуже — большая загадка. Тайна года, ей-богу.

Ремейк года — «Гнев человеческий» Гая Ричи. Фильм как бы и ничего, и вполне мог бы попасть в раздел выше (туда, где ставят плюсики), если бы не просмотр французского «Инкассатора» Николя Букриефа. Всё сразу становится на свои места, и понимаешь, что одни режиссеры и актеры в состоянии разыграть человеческую драму, а другие могут только дежурно выполнять трюки и малозначительно молчать, как это из года в год делает Джейсон Стэйтем. 

Анти-ремейк года — сериал Первого канала «Угрюм-река». Всё необходимое о нем уже сказано, не буду повторяться, уже даже не смешно. 

Антисоветчина года — «Иван Денисович» Глеба Панфилова про застарелые интеллигентские кошмары эпохи холодной войны. Хотелось бы увидеть имя Панфилова в титрах более состоятельного кино — и в художественном, и в содержательном отношении.  

Разочарование года — Лео Каракс со своим недомюзиклом «Аннетт», на котором я почти уснула.  

Камбэк года — Александр Зельдович выждал 10 лет, чтобы снять свой следующий фильм, «Медею». Из трех уже существующих «Медей» — Пазолини, Триера и своей — лучшей со всей присущей ему скромностью он считает свою. 

Утрата года — Владимир Меньшов. Светлая память. Пандемия и болезни унесли в этом и в прошлом году слишком многих, поэтому абсолютно светлого и позитивного списка, увы, не получилось…

Архитектура и дизайн

Открытие года — отреставрированный кинотеатр «Художественный», старейший кинотеатр Москвы. Его обновленный светящийся фасад мы поначалу недооценили — обращенный к городу, он здорово работает в городской среде, порой остроумно и злободневно взаимодействуя с новостной повесткой.  

Архитектор года — Кенго Кума, автор проекта нового Национального стадиона в Токио, основной площадки Летних Олимпийских игр Токио-2020. Не зря журнал Time включил его в список 100 самых влиятельных людей мира. 

Архитектор года-2 — Ренцо Пьяно, архитектор нового музея кино в Лос-Анджелесе (это во-первых) и автор проекта реконструкции ГЭС-2 (это во-вторых). Про первое открытие пока известно не очень много, второе — к нам ближе (все-таки Москва) и уже успело заявить о себе скандалом со скульптурой-глиной-или-как-вы-там-ее-называете.  

Заслуженный архитектор года — Балкришна Доши, несколько лет назад удостоенный Притцкеровской премии. Буквально недавно объявили о присуждении ему почетной награды RIBA — Королевского института британских архитекторов. Доши работал с Ле Корбюзье и Луисом Каном, основал свою архитектурную школу, а сейчас ему уже 94, пожелаем ему всех благ.

Дизайн года — котики. Да-да, симпатичные синие котики на коробках с молочными продуктами от Брянского молочного комбината. Это дело рук российского брендингового агентства Depot. Дизайн упаковки получил гран-при Red Dot Design Award, так что котикам уже пора сняться в кино 😺

А какие у вас итоги этого года? Делитесь в комментариях. Также разрешаю со мной не согласиться по некоторым пунктам, с удовольствием подискутирую, you are welcome 🧡


 
Сегодня в СМИ