О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Современное рабство: где в мире еще продают людей?

 


Считается, что рабство в США было отменено в 1863 году Авраамом Линкольном, а в южных штатах, составлявших Конфедерацию – в период с 1865 по 1870 – так называемую Реконструкцию Юга. Каково же удивление обывателей, узнающих, что де-юре и де-факто отмена рабства в США произошла лишь спустя два с половиной века после продажи последнего невольника – в 2013 году!

Начать следует с того, что же такое рабство. Это владение, распространение права собственности одного человека на другого. В большей части современных стран, входящих в ООН, рабовладение запрещено на официальном уровне, притом довольно давно, однако существует в различных видах, от траффикинга и попрошайничества до незаконного детского труда и трудового рабства. Мы предлагаем остановиться на последнем более подробно.


Итак, более 5000 лет рабство было повсеместным явлением, начиная с античного мира, где рабов поначалу использовали на тяжелых работах, а затем, с развитием технического прогресса, стали использовать в тех сферах, заниматься которыми свободному человеку было не по чину. Европейцы при освоении Америки пользовались рабским трудом сначала коренных американцев, а затем африканских невольников.

Рабами могли быть не только негры, но и азиаты, индийцы, даже европейцы; существовала практика продажи в рабство соотечественников на Барбадосе. К примеру, работал рынок, где приезжий из Англии мог продать себя в рабство на определённый срок местному плантатору (чаще всего контракт был десятилетним, но, заключая его, бедолаги не знали, что в среднем белый невольник живёт на Карибском море года четыре, от силы пять). Поэтому чёрные стоили дороже белых.

Рабству в США конец был положен с вступлением в силу XIII поправки, которая закрепляла положение, при котором в Штатах не существовало рабство и его аналоги – за вычетом, когда речь шла о судебном наказании.

Удивительное дело! Де-факто в силу на всей территории США документ вступил в силу лишь в 2013 году. Дело в том, что штат Миссисипи, находясь под гнётом Реконструкции, согласился ратифицировать поправку, но ратификационную грамоту в Федеральный реестр нормативных актов США так и не отправил. То, что формально поправка так и не вступила в силу, было обнаружено случайно, независимым исследователем в архиве.

Почему рабство устарело как институт?

Не во всех странах этот институт был развит в одинаковой мере — где-то предпочитали идти своим путём. В Индии, к примеру, массово завозили кули, а в исламских государствах и вовсе институт не получил особого развития: в священной книге мусульман записано, что человек ислама появляется на свет и уходит из него свободным. На иноверцев это положение не распространялось, поэтому для освобождения нужно было обратиться в новую веру и сделать обрезание…

Зато Римская церковь в 1452 году издала специальную буллу, в которой дозволила обращать африканцев в рабство, но исключительно ради торжества католической веры. Страны северной Европы также не проявляли большого интереса к рабовладению, как минимум в аграрной сфере. Вместо этого подневольный труд какое-то время применяли на внутреннем строительстве, а затем стали вывозить рабов в колонии.

К примеру, в голландской метрополии невольников как таковых не было – но в Вест-Индии и особенно в восточноазиатских владениях ситуация была прямо противоположной.

В прочих государствах рабовладение то отменялось, то вводилось заново. В некоторых запрещали торговлю, но разрешали держать людей в собственности, в третьих при отмене права держать рабов все уже имевшиеся невольники так и оставались не людьми, а имуществом – причём это положение распространялось и на их потомство.

К примеру, английское рабовладение началось в VI-VII веке, затем попало под запрет в 1102 году, чтобы быть вновь разрешённым при Стюартах. Наконец, в 1833 году королева Виктория запретила рабство, сделав оговорку для Индии: дескать, у них обычай такой, им можно. А это вообще выгодно с точки зрения экономики?

Оставив за скобками морально-этические вопросы и рассмотрев рабовладение как экономический институт, можно отметить следующее: это было очень выгодно на стадии торговли, но вот последующая эксплуатация принудительного труда оказывалась уже так себе идеей с точки зрения экономической целесообразности, ведь рабов нужно было кормить, одевать, где-то давать им жить – притом в пристойных условиях.

Экономисты сходятся в том, что в краткосрочной перспективе рабство всё же можно счесть выгодным делом, но при длительных сроках окупаемости свободные люди работают лучше и эффективнее.

Но сейчас-то рабства уже нет? Ничего подобного!

Одним из государств, вернувшихся к рабству в XX столетии, была Камбоджа: режим красных кхмеров ввёл рабство для большей части образованного населения страны, а также диссидентов, оппозиционеров, клерикальных деятелей и представителей нацменьшинств. В результате этого кровавого правления были убиты миллионы людей – вплоть до трети от общего числа жителей. Интервенция вьетнамских коммунистов сменила режим менее людоедским, но к нормальной жизни местное население начало возвращаться лишь в середине 90-х.

Беженцы и беглецы из КНДР также говорят о том, что в стране есть легализованное на правительственном уровне рабовладение; по данным ООН, число заключённых в трудовых лагерях достигает нескольких сот тысяч человек. В 2014 году под градом обвинений правительство Кореи признало, что в стране есть трудовые лагеря, но ничтоже сумлеваясь назвало их лагерями перевоспитания. При этом, по свидетельствам немногочисленных жертв, нередки случаи коллективных экзекуций: за провинившегося отвечают все члены его семьи — от родителей до малолетних детей.

За вычетом США и её головоломной системы права, последним официально отменившим работорговлю и владение людьми государством стала Мавритания; несмотря на то, что с отмены в 1981 прошло 40 лет, не меньше 20% остаются рабами (правда, их дети получат свободу, если никто не передумает и очередная реформа не переиграет всё). Особых голосов против такого положения вещей не звучит. Секрет такого равнодушия обычно очень отзывчивого мирового сообщества в том, что Мавритания никому даром не нужна. 

Тут нет нефти и полезных ископаемых, почти нет воды, только рыба в немногочисленных реках да бедные железные копи. Другая причина – кастовая структура в обществе, как в Индии: рабы рожают рабов, и так до скончания времён. Третья – в произвольном толковании Корана – дескать, если ты родился рабом, то попадёшь в рай лишь при условии неизменности своего состояния.

На сегодняшний день торговля себе подобными – третье по выгодности мероприятие после оружейной торговли и наркоторговли. В рабстве в 2020 году по данным ООН находятся более 50 миллионов человек, из них 72% — женщины.

Де-факто рабство легализовано не только в Мавритании и КНДР, но и в других исламских государствах типа Судана и Сомали, а также у индусов, непальцев и жителей Мьянмы.
 
Сегодня в СМИ