![]() |
О проекте | | Редакция | | Контакты | | Авторам | | Правила | | RSS | |
СОВЕТСКАЯ АКТРИСА В ГРИМЕ БЛЭКФЕЙС
![]() Вчера мы рассказывали о Хэтти Макдэниел (За что первую чернокожую лауреатку премии "Оскар" травили даже свои?), сегодня вспомним Зану Занони (1910-1983), советскую актрису, которая нередко выступала в кино в «черном» гриме. Звали ее Зинаида Николаевна Николаенко и, честно говоря, не знаю, что за нужда была женщине в экзотическом псевдониме. Могу лишь предположить, что выйдя на эстраду тринадцатилетней девочкой, исполняя характерные танцы времен НЭПа, имея экзотическую внешность, Зинаида переименовалась в Зану для громких афиш, а зритель ее запомнил под этим именем, так и пошло. ![]() Уже в немом кино Зану занимали там, где требовалась лицо не русское, не европейское, ближе к Азии. В боевике «Голубой экспресс» (1929) она играла китаянку. Именно этот фильм вспоминал герой «Дома на набережной» Юрия Трифонова: «В кинотеатрике за мостом крутили старую картину «Голубой экспресс». Какие-то кровавые приключения, стрельба, убийство; все бредили этим фильмом, мечтали попасть, но детям почему-то не разрешалось». Одна из главных ролей выпала Зане в первом фильме, снятом в Удмуртии. «Соперницы» назывался он (1929). Героиня Заны, будучи дочерью кулака, боролась за сердце возлюбленного с передовой колхозницей. Потом была драма о классовой борьбе в Туркмении «Забыть нельзя» (1931). ![]() Наибольший успех выпал Зане в картине «Девушка с Камчатки» (1936) по сценарию несчастного режиссера Михаила Дубсона (РЕЖИССЕР, ОТЛУЧЕННЫЙ ОТ РЕЖИССУРЫ). Это было такое производственное роад-муви на фоне природы. К сожалению, после «Девушки с Камчатки» кинематограф о Зане на десятилетку забыл. Ближе к тридцати годам она закончила театральную студию под руководством Хмелева и вошла в труппу театра имени Ермоловой. Вернулась на экран Зана не в статусе героинь советских малых народностей, а как иностранка. ![]() Первый раз в гриме блэкфейс появилась в фильме «Серебристая пыль» (1953), сыграв горничную-негритянку. В 1955 сыграла мать героя Олега Стриженова в экранизации рассказа Джека Лондона «Мексиканец». В следующем году появилась в роли мулатки, матери героя Вадима Медведева в драме «Тропою грома», повествующей о любви чернокожего юноши к белой девушке. Пожалуй, наиболее известная нынешнему зрителю роль Занони состоялась в 1962, в картине «713-й просит посадку», где она играла медсестру-индианку. Благодаря участию Владимира Высоцкого эта картина до сих пор то и дело мелькает по телевидению. Тогда же Зана сыграла чернокожую рабыню в драме «Мы вас любим» и кубинку в «Черной чайке». ![]() Были в ее фильмографии и роли цыганок, - «Цыган» (1967), «Крах» (1970). А вот в хите «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» Занони опять играла индианку. Ушла из кино актриса, когда ей было уже под семьдесят, и тут же была прочно забыта, что не есть справедливо. Но фильмы ее остались. И это уже хорошо. |
|