О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Как создавались костюмы к фильму "Серебряные коньки" (2020)

 


_900 x 600  3.jpg

Национальная кинематографическая премия "Ника" за лучшую работу художника по костюмам 2020 года  досталась рождественско-новогодней сказке "Серебряные коньки" режиссера Михаила Локшина. Награду получили художник по костюмам Татьяна Патрахальцева и дизайнер Галина Солодовникова

Источником вдохновения для продюсера Петра Анурова послужила повесть американской писательницы Мэри Мэйпс Додж "Серебряные коньки", опубликованная в 1865 году. В книге рассказывается о брате и сестре, которые стремятся выиграть конькобежные состязания в родном маленьком городке в Нидерландах. Создатели картины решили перенести действие в зимний Петербург 1899 года, а героями сделать Матвея, юношу из низов, и Алису, дочь богатого государственного деятеля, приближенного к императорской семье.

В связи с таким оголландиванием сюжета в сети даже стали вспоминать Брейгеля. Но Голландия совсем другая, особенно маленькие голландские городки с маленькими каналами

_Питер Брейгель Младший – Зима, катание на коньках (1600-05 гг.).jpg
Питер Брейгель Младший "Зима, катание на коньках" (1600-05 гг.)

А внизу - это славный город Санкт Петербург, рождественский базар на Зимней канавке (это такой совсем маленький и узенький канальчик, не зря канавкой называется). Ну и как вот это можно с голландской деревней сравнивать?


Кадр из фильма "Серебряные коньки"

В общем, никакого Брейгеля, и Голландии совсем никакой, не получаются референсы

А вот из истории конькобежного спорта и фигурного катания в России референсов взято очень много. Поэтому прежде чем перейти к костюмам и драгоценностям, давайте взглянем, а как там в России в начале ХХ века с катками и конькобежцами было?

Вот здесь довольно интересно и подробно рассказано про то, как, кто и где катался на коньках в России

Ст.-Петербург, 1902 год.jpg
Ст.-Петербург, 1902 год. Это речка Фонтанка, и тоже ну совершенно на Голландию не похоже


Карнавал, организованный Петербургским обществом любителей бега на коньках в честь наступления нового 1902 года на самом старом и популярном катке Санкт Петербурга в Юсуповском саду


Кадр из фильма "Серебряные коньки"


Каток в Москве, 1905 год.


Кадр из фильма "Серебряные коньки"


Слева первый чемпион мира по конькобежному спорту (1889 год), обладатель нескольких мировых рекордов Александр Никитич Паншин (1863-1904) из Сестрорецка, частый посетитель катка в Юсуповском саду. Справа первый русский олимпийский чемпион Николай Александрович Панин-Коломенкин (1871−1956). В 1908 году он завоевал золото на Играх в Лондоне.


Кирилл Зайцев в роли капитана князя Аркадия Трубецкого

По словам продюсера Петра Анурова в фильме конькам было уделено огромное внимание. Съемочной группе удалось приобрести коньки 1885 года - их купили на интернет-аукционе, в 4 часа утра соревнуясь с пятью другими участниками торгов из разных уголков планеты. Исполнительный продюсер фильма вел этот неравный бой с людьми, которые, видимо, коллекционируют коньки, интересуются всем этим, хорошо знают другдруга, и которые были в совершенном шоке, когда эти коньки перекупили.

Но, конечно, эти старинные коньки не стали использовать для съемок - на них довольно сложно кататься.

8.jpg
Резные лезвия посеребренных коньков – своеобразной реликвии, которая в семье Матвея передается из поколения в поколение – изготовил белорусский художник и декоратор Олег Седловский.

Художники по костюмам и специалисты-оружейники, которые изготавливают оружие из чугуна и стали, создали реплики лезвий исторических коньков из разных металлов, пошили ботинки. У реплик старинных коньков есть одна особенность: их ботинки не фиксируют лодыжку. Поэтому все актеры, занятые в съемках сцен на льду, носили скрытый фиксирующий бандаж. Так можно было избежать возможных травм.

А для главного героя было сделано ​несколько экземпляров очень красивых коньков по специальному дизайну”.

8  Cap4544ture.JPG

Режиссер Михаил Локшин поделился впечатлениями об их работе:
“У нас замечательные художники по костюмам! Татьяна Патрахальцева целиком вела все костюмы, а театрального фэшн-художника и дизайнера Галю Солодовникову мы пригласили помочь нам с образами Алисы и Северины. Они обе – аристократки, к тому же Северина помешана на всем светском, на моде, на красоте, и нам было важно, чтобы у нее были именно хай-фэшн дизайнерские костюмы. Каждое ее появление на экране – это новое платье и новое украшение…”

Костюмы фильма балансируют между прошлым и настоящим. Художница Галя Солодовникова вдохновлялась, с одной стороны, работами Надежды Ламановой и мастерских "Гиндус" и "Бризак", поставлявших наряды императорскому двору, а с другой — коллекциями (в том числе кутюрными) Dior, Alexander McQueen, Yves Saint Laurent: "Домов, которые замечательно интерпретируют историю. Задача была сделать стилизацию, создать образы, которые сегодня будут воcприниматься как роскошь и утонченность".

Дадим слово участницам проекта
Галя Солодовникова, художник по костюмам, создававшая образы Алисы и Северины:
“Серебряные коньки” – моя дебютная работа в кино. Я все же театральный художник, специализируюсь на костюмах и декорациях разных эпох и стилей. Героини очень разные, и их наряды, конечно, тоже отличаются.  Платья Северины выдержаны в темных тонах – бордовый, черный, фиолетовый."

0  rsz800x800_fe844e.jpg
Северия Янушаускайте в роли Северины Генриховны, жены министра Вяземского и мачехи Алисы

0  c0 (1)kk.jpg
Кадр из фильма, я немного изменила освещение, картинка не такая красивая как в фильме, но зато видно, как сделано черное платье

Северия Янушаускайте, исполнительница роли Северины:
“Все эти платья, кринолины, корсеты, прически требуют очень много времени: сначала нужно все это надеть, потом все это снять. Это как картины Густава Климта: рассматривать интересно, а самой во все это облачаться – сложно. Я по жизни – парень с короткой стрижкой, вся в татуировках, и все это очень далеко от меня. Но было интересно. И очень красиво!”
           
0  49726375-1536925.jpg
Кадр из фильма "Серебряные коньки", бал-маскарад в Большом Гатчинском дворце.

0  0b365.jpg
Кадр из фильма "Серебряные коньки"

В фильме "Серебряные коньки" использовались настоящие ювелирные украшения фирмы Garrard, поставщика драгоценностей британского королевского двора. Не знаю, на каких условиях предоставлялись эти драгоценности, но их снимали так, что все ювелирные украшения очень хорошо видны и показаны крупным планом

134441732473a8d32b1db39775f89bc7.jpg
Кадр из фильма "Серебряные коньки"


_010Capture.JPG
Ювелирные украшения Garrard, использованные в фильме
_001Capture.JPG
Ювелирные украшения Garrard, использованные в фильме
_000Capture.JPG
Ювелирные украшения Garrard, использованные в фильме

Галя Солодовникова, художник по костюмам, создававшая образы Алисы и Северины:
"Алиса же – это другой полюс: мятный, молочный, жемчужный – оттенки свежести и прохлады. С эволюцией характера эволюционирует и образ Алисы, идет в сторону строгого и выверенного стиля.

Перед нами стояла задача создать эффектную стилизацию, а не исторически достоверные костюмы, поэтому в чем-то мы соблюдали документальную точность, а в чем-то могли позволить себе небольшой отход в условность. Костюмы получились очень сложными, настоящими произведениями искусства: их украшают перья, камни, кружево, бисер, тончайшая вышивка. Много уникальной ручной работы! Кстати, все они были пошиты в единственном экземпляре, кроме платья и пальто главной героини для сцены пожара"

___986Capture.JPG
Софья Присс в роли Алисы (Алисы Марии Августы фон Шлезенберг-Вяземской)

"Мода рубежа веков двигалась в сторону удобства — в юбке с турнюром в автомобиль не сядешь, До отказа от корсетов не дошло, но женщины постепенно обретали свободу, и по Алисе это видно. Из куколки, которую наряжает мачеха, она вырастает в героиню, которая сама решает, что ей носить и как жить".

_))$Capture.JPG
Кадры из фильма "Серебряные коньки"

Соня Присс, исполнительница роли Алисы:
"Одно дело – сидеть с ноутбуком и копаться в материалах по эпохе, и совсем другое – приходить на площадку и видеть эти декорации и костюмы. У меня мало опыта, но есть свой подход к работе: я загружаю в себя всю информацию и пытаюсь расслабляться в среде, в которую попадаю. Это как в йоге: принять положение и расслабиться в нем. Тогда все это чувствуется и начинает работать вместе. И вот, когда меня одевали в эти великолепные платья и гримировали, начиналось какое-то волшебство".

1.jpg
Кадр из фильма "Серебряные коньки"

Соня Присс, исполнительница роли Алисы:
"Уступки вроде легких пальто или удобных сапог только мешали бы. У меня и корсет был настоящий, с костяшками. К концу дня ты с ним сживаешься, начинаешь разговаривать, даже снимать не хочется".
   
0 ErWI2n3XIAA6SRJ.jpg
Кадр из фильма "Серебряные коньки"

Татьяна Патрахальцева, художник по костюмам:
"Мы не стремились реконструировать моду той эпохи, а придумывали образы на историческую тему. С Михаилом Локшиным работать было легко, не возникало никаких противоречий. Он хорошо чувствует и видит, что нравится, а что нет, и это очень помогало.


Кадр из фильма "Серебряные коньки"

Одной из задач на проекте, в том числе для костюмерного цеха, было изобразить разные миры – бедный и богатый, рабочий, кабацкий и аристократический. Представители первого, например, главный герой Матвей и его отец Петр, ходят в заношенной одежде, которую приходилось тщательно состаривать и фактурить.
Потом Матвей попадает в банду, зарабатывает какие-то деньги и начинает выглядеть более модно.

a Герой Федора Федотова Матвей.jpg
Фёдор Федотов в роли Матвея

975416.jpg
Приоделся..

Молодые люди из банды одеты в английском стиле. Алекс среди них выделяется как лидер, это отражено в его костюме: длинное пальто, вытянутый силуэт и непременный головной убор, придающий строгости".


Юрий Борисов в роли главаря банды Алекса выделяется и толпы длинным пальто и шапкой


Кирилл Зайцев, исполнитель роли князя Аркадия Трубецкого:
"Погружение в эпоху доставило мне удовольствие, я вообще люблю исторические костюмы. Мне, как актеру, костюм очень помогает. Вот, например, мундир. В обычной жизни я бы просто повернул голову к собеседнику, а тут жесткий высокий воротник мундира упирается в скулы и не позволяет легко это сделать, поэтому приходится поворачиваться всем корпусом, как император. То есть костюм диктует пластику, в которой нужно существовать, а это помогает самому важному – перевоплощению".

__11Capture.JPG
Кирилл Зайцев, исполнитель роли князя Аркадия Трубецкого

0 49726375-1536907.jpg
Кадр из фильма "Серебряные коньки"
           
49726375-1536913.jpg
Кадр из фильма "Серебряные коньки"

Александра Ревенко, исполнительница роли Марго, подруга главаря банды
"Эта эпоха мне очень близка. Мне кажется, будто я вообще во всем этом родилась, с наслаждением примеряла эти образы – прически, платья, украшения, макияж. Мне все это очень нравится! С удовольствием бы на машине времени перенеслась в ту эпоху".

32943296_m.jpg
Александра Ревенко, исполнительница роли Марго, подруга главаря банды

Юрий Колокольников, исполнитель роли Великого князя
"Это такое красивое время! Все эти пальто, шляпы, усы, перчатки, весь этот антураж. Работа в таких проектах сродни работе в жанре фэнтези. Наша история очень богата. Сейчас про это время становится все больше и больше проектов, потому что действительно, даже визуально, эта эпоха вкусная, насыщенная, это целая вселенная".

___DSC09366Light23.jpg
Юрий Колокольников, исполнитель роли Великого князя

Отсюда Отсюда Отсюда Отсюда


 
Сегодня в СМИ