О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Про коммунистическую мораль

 


Тут вот Олег Двуреченский с Климом Жуковым прочитали всем мораль.



Сначала о том, что мне не понравилось.

"Коммунист должен быть другим, не обычным человеком, я никогда в жизни не буду брать кредит на какую-то там машину, стыдно быть богатым! Надо мечтать о том, чтобы вкалывать по 12 часов в день!"

Как бы если бы об этом говорил профессиональный революционер, спящий на гвоздях и читающий исключительно революционную литературу - ну ОК.

Но я на минутку слегка осведомлена о подробностях жизни О. Двуреченского. Правда, не сейчас, может, за прошедшие годы что-то изменилось, но насколько я знаю, он по-прежнему работает археологом в Москве. У него есть дом, у его детей тоже есть дом (или уже домА, не знаю). Он ездит на машине. Хотя Москва, собственно, позволяет обходиться без машины, но мало ли куда надо смотаться. Помнится, что Олегу предлагали как-то активнее участвовать в политике, и он говорил "я прежде всего ученый". Нет, ничего упаси боже нечестного, человек добивался всего своими силами, благосостояние вообще создано трудами небольшой общины - семейной и пары очень близких единомышленников. Но оно есть.

ОК, машина куплена, вероятно, не в кредит, но у очень многих людей нет возможности купить машину без кредита - например .у них нет поддержки такой семьи или общины. А возможности жить и ездить на работу без машины тоже нет, потому что они не в Москве живут.

О подробностях жизни Клима Жукова я не осведомлена, но судя по тому, что часть жизни он проводит в Таиланде, много смотрит кино и выпускает ролики, очевидно, от сильной  бедности тоже не страдает.

В общем, извините, конечно, за копание в личном (впрочем, там ничего грязного действительно нет, достойные, хорошие люди) - но если стыдно быть богатым, то почему не продать свое имущество, не поехать в какой-то провинциальный город, вот хоть Уфалей Челябинской области, не устроиться на завод или "малое предприятие", и пожалуйста, будешь бедным, и кстати, будешь вкалывать.

То есть на такие вот призывы ну как-то сразу невольно возникает в голове: будучи хорошо зарабатывающим археологом в столице, довольно легко призывать рабочий класс отказаться от потребления.

Кто-то скажет - "ну это же они не про то!"
Да нет, они как раз именно ПРО ТО.

Скажу честно: я сегодня потратила несколько часов на украшение дома к Новому Году.
Но я не могу об этом открыто написать или, тем более, выложить фотки.
Потому что как же можно!
Даже когда я выкладываю фото своей собачки, обязательно найдется аналогичный Революционер-моралист, который обвинит меня в том, что я вот трачу средства на собачку, в то время как... (дети в Африке голодают, где-то идет война и т.д.)
Причем если копнуть, то окажется, что этот Революционер сам вполне себе потребляет (пиво, чипсы, компьютерные игры, да еще у него и своя двушка есть) и при этом ни фига не делает, ибо ни в какой организации не состоит, он выше этого! Его вклад в Мировую Революцию заключается в том, что он по 12 часов в сутки вкалывает, строча комменты в интернет.

Да и вообще, даже если не найдутся такие обвинители, благо, у меня теперь не каждый комментирует - но вы же сами понимаете, у нас СТЫДНО "быть богатым" (богатым - это иметь несколько копеек на елочные игрушки и немножко времени на "занятия ерундой"), у нас таких моралистов через одного, если ты себя позиционируешь как коммунист, то ни в коем случае не имеешь права демонстрировать, что ты вообще-то нормальный человек, любишь поесть и выпить (это вообще ужасно), любишь елку, собак, ну кошек можно, ладно, кошки - это исключение. Видимо, держать кошку не противоречит Коммунистической Аскезе (хотя кошка не менее разорительна, чем собака, а то и более).
Да что там, сам факт моей жизни за границей - это уже приговор.
Вот быть модным столичным ютубером-историком - это по-коммунистически.

Вон Дарью Митину поливают по всей сети за то, что она видите ли ездит в отпуска и фоточки с моря выкладывает. Как стыдно, какой позор! Вот остальным москвичам кататься по миру не стыдно, а ей должно быть почему-то.

Черт возьми, почему мы все время должны перед кем-то оправдываться? Перед кем?

Вы знаете, мне с политической точки зрения не очень понравилась книга Льва Данилкина "Ленин - Пантократор солнечных пылинок". Но с художественной точки зрения она великолепна. И очень смешно, но она впервые в жизни (!) за десятилетия жизни заставила меня задуматься о том. что великий Ленин... ну вообще-то любил кататься не велосипеде, лазал по горам, а на лето - о ужас!!! - снимал для себя с женой дачу. Дачу, вы представляете?! Какое невероятное мещанство.

То есть вот эта традиция - представлять революционеров какими-то сплошь рахметовыми, "спящими на гвоздях" (хотя у Чернышевского был только один такой герой, а остальные вполне себе по-мещански жили) - она у нас уходит глубоко в советскую эпоху. Жизнеописания Ленина напоминают святцы. Он только работал, иногда немножко спал и еще чуть-чуть ел, но об этом можно не упоминать. Сталин "оставил после себя старую шинель" (понятно, что для главы государства он жил скромно, но ведь как минимум пользовался кремлевской квартирой, распределением и дачами, зачем же представлять опять какого-то  нищего дервиша).

Сейчас представляю, как вы закатываете глаза и спрашиваете, ну и что же, коммунисты должны представлять себя как каких-то обычных мещан? (Олег вообще сравнил коммунистов с талибами... ну ни хрена себе сравненьице!)
Да. Вы знаете, в реальной жизни лучше не выпендриваться. Как вы вообще собираетесь налаживать контакт с рабочим классом, если вы коллег с Рождеством/Новым Годом поздравить спокойно не можете? Кто вас послушает, если вы ведете себя как фрик? Впрочем, упомянутые товарищи, конечно, не ведут себя в обычной жизни как принципиально нищие фрики - я же говорю, все у них в порядке.

И озвучили они самые обыкновенные вещи на самом деле, которые у нас в рррреволюционной традиции (на самом деле, скорее это ревизионистская традиция выхолащивания живого, реального содержания и рисования икон вместо живых людей). Поэтому и куча хвалебных комментов - они говорят то, что люди ХОТЯТ услышать. Не будут никогда претворять в жизнь - но услышать хотят.

Ну и следующее:
"У нас мечтают, что коммунизм придет и окажет какие-то услуги, даст социальные блага - медицину, образование, уверенность в завтрашнем дне. А надо мечтать, что ты будешь вкалывать! Строить новые города в Сибири! и т.д.

Вот в этом уже есть некое зерно, но о нем ниже. Прозвучало же все это так, как опять же призыв столичных историков-археологов, которые на работе В ТОМ ЧИСЛЕ клеят танчики (серьезно) к рабочему классу, что тот должен мечтать вкалывать по 12 часов. Так он сейчас так и вкалывает, чего ему мечтать?

Нет, я понимаю, что это тоже "не про то", но надо же соображать, что и кому говоришь. Ютуб - это большая аудитория. Внезапно, большевики сразу после революциии начали вкалывать как раз чтобы ДАТЬ народу упомянутые социальные блага. В том числе. И "города в Сибири", танки и космос - это ведь не самоцели, простите. У нас, конечно, пол-интернета убеждено, что это самоцели, и что ради этого всего можно и нужно жертвовать чем угодно. Но нет. Это все делалось для людей - чтобы их накормить, защитить, обогреть. Они упоминают там Маяковского, который писал про рабочих, строящих Город-Сад. Ну давайте про Маяковского: "Здесь дом дадут хороший нам, и ситный без пайка".
То есть Маяковский, в отличие от "современных коммунистов", отлично понимал рабочих и то, что строят они в надежде как-то улучшить и свою собственную жизнь.
Да и сам он жил вполне себе как обычный человек, страдал несчастной любовью...
_________________________
Ну а теперь о том, что понравилось, о том зерне, которое во всех этих рассуждениях есть.

Конечно, мечтать о том, что кто-то придет и "даст социальные блага" - просто бессмысленно. Не плохо. Не аморально (Почему плохо стремиться к наличию социальных благ?!) Но бессмысленно.

Потому что никто не придет и не даст. Не Зюганов, не Платошкин, не бог, не царь и так далее. Придется идти и брать самим.

То, что коммунизм может дать - неизмеримо больше каких-то "социальных благ" (хотя они туда тоже включены, и не надо!) В своем полном осуществленном виде он даст несравненнно больше. И да, огрубляя, это можно даже обозначить именно как "вкалывание по 12 часов". Потому что ничто не дает такого кайфа, как любимая работа. Любимая, повторяю.

Работа, которую ты выбрал не потому, что "надо деньги зарабатывать", или "престижно" или "заставляет кто-то", а потому что вот тебе хорошо, и хочется заняться чем-то реально интересным, делать то, к чему тянет, и у тебя были все возможности, чтобы изучить любую науку, и научиться любым навыкам... И ты чувствуешь. что это круто, и что ты сам вот своими руками и головой меняешь мир вокруг.

Да, переход к этому будет не мгновенным (и это у меня отражено, например, в книге "Рассвет 2.0"), но он произойдет.

Любимая работа плюс полная совершенная демократия - не от выборов к выборам, а возможность ежедневно, ежечасно влиять на мир, чувствовать, что это твой мир, наш мир. И это тоже будет не сразу, но вот на самом деле возможность влиять на мир - она как раз внутри. Она доступна прямо сейчас. Можно сидеть и ныть, что "все равно ничего от нас не зависит". Можно встать и найти возможности такого влияния. По капле. Капля камень точит. Коммунизм уже сейчас может дать вам ощущение свободы. Товарищей, вместе с которыми вы надеетесь изменить мир. Чувство единства со всем миром, когда вы можете найти своих в любой стране. Да, иногда в наше время охватывает отчаяние, и кажется, что все это иллюзия - но потом ты снова понимаешь, что нет, не иллюзия. Все еще впереди.

Когда у вас будет это ощущение, вам захочется работать по 12 часов. Для вас действительно многие "ценности" потеряют значение (хотя вряд ли вот так сразу все - см. замечание выше о "мещанстве"). Но это должно сначала произойти. К этому нужно шагнуть. Нужно увидеть этот свет. Позитив, ради которого это все захочется делать. Откуда такая мечта вообще может появиться.

А от морализирования и пристыживания окружающих, какие они мещане (в сравнении с высокодуховными талибами, да) - ничего не появится, кроме раздражения. Это почему-то напомнило мне Евангелие: "связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям".

Не надо так делать. Люди и так придавлены. Им надо бремена эти сбросить и распрямиться - для начала.


 
Сегодня в СМИ