О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Спасатель

 


В возрасте 77 лет, пережив инсульт чуть больше чем на год, скончался кинорежиссёр (и писатель) Сергей Соловьёв. Это был художник, который «сделал» Татьяну Друбич, и за то значительная часть моего поколения будет ему навек благодарна.



Каким он был человеком, я не знаю. Судя по его собственным мемуарам, плохим, но не очень. Конформист, лжец, приспособленец, талантливый, но неусточивый в своём таланте поэт. Думаю, с ним было очень приятно общаться и дружить.

Самый знаменитый его фильм – «Асса». Самый лучший... два фильма, не один: «Избранные» (снят под Райнера Вернера Фассбиндера) и «Чужая белая и рябой» (снят под Алексея Германа). По-моему, они почти неизвестны. Его мечтой был биографический фильм про Ивана Тургенева и Полину Виардо, который он так и не сделал. В моём отрочестве, да и сейчас, один из самых моих любимых фильмов – «Сто дней после детства». Не так давно Соловьёв экспроприировал сценарий, сочинённый Александровым, приписав его себе – в книге «Два-инферно-два». Сценарий хороший, но фильм лучше. В принципе, всё, что было выброшено из сценария, осталось в фильме в форме недомолвок и уклончивых намёков, и это хорошо. А «Спасатель» Соловьёва мне по первому просмотру крайне не понравился. Потом, через год, уже в армии, я прочитал сценарий (в этот раз сценарий был действительно написан Соловьёвым) и полностью переоценил фильм.



Сергей Соловьёв снимал хорошие фильмы через раз: один раз хороший, другой раз плохой, один раз хороший, другой раз плохой... Но не всегда выдерживал этот ритм, и вообще, после «Дома под звёздным небом» перестал делать хорошие фильмы. Забавно, как на рубеже тысячеления он снял крайне неудачный фильм про золотую молодёжь 80-90-х, фильм, который через год стал «недопустим» именно потому что был адекватен 90-м.

Хотя, конечно, и плохие фильмы Соловьёва интересны. Например, в «Мелодиях белой ночи» есть Комаки Курихара (впрочем, её талант использован Соловьёвым процентов на 20, а по-настоящему её надо смотреть у Кена Кумаи в «Сандакан, публичный дом номер восемь – Тоска по родине»), тончайшая операторская работа Рерберга и замечательная музыка Исаака Шварца. Немало, правда?



Пусть играет эта музыка.



 
Сегодня в СМИ