О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

"Шедевры русского искусства из США" в Галерее Церетели

 


Выставка невольно, а все же не вполне случайно рифмуется с проектом "Другие берега" в МРИ, даром что кураторы-искусствоведы из Музея русского импрессионизма провели огромную предварительную исследовательскую работу, а владелец нью-йоркской галереи АВА Анатолий Беккерман просто привез в Москву часть своих владений, причем уже не первый раз, несколько лет назад он делал выставку в ГМИИ -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2828236.html

- то есть картины по большей части другие, прежде в Москве не виданные, но принцип тот же, вплоть до обязательного "довеска" в виде аляповатой "неоэкспрессионистской" мазни Эдуарда Беккермана, которая вдвойне нелепо смотрится рядом с подлинными шедеврами, а на выставке не то чтоб сплошь шедевр на шедевре, но и немало выдающихся произведений. Пожалуй, что побольше, чем в МРИ на "Других берегах" - но там история сама по себе интересная: Грабарь, Сомов, Виноградов и др. затеяли показать "русское искусство" американцами в 1924-м году, и не просто с гордостью представить, а продать и заработать; бизнес не слишком задался, Виноградов и Сомов обратно в СССР не вернулись, судьба картин тоже сложилась по-разному, что-то американцы купили, остальное Грабарь и К привезли назад и раздали по музейным фондам, в том числе региональным. Тем не менее определенный срез "Другие берега" дают: в первом разделе - символизм-модерн и национальная романтика рубежа 19-20 вв., Васнецов и Нестеров (весьма вторичные, если честно), во втором уже модернисты поярче, выходцы из "Бубнового валета" и т.п., в третьем следующий этап развития авангарда.... - имена зачастую громкие, полотна иной раз им подстать, но далеко не все...

Вот и в закромах Анатолия Беккермана - всяко-разно. Самый обыкновенный Айвазовский, ну и вообще этот раздел выставки не блещет открытиями. Импрессионисты - неплохой и многочисленный, но тоже приевшийся Коровин, Виноградов... есть Рерих, есть Переплетчиков... любопытный Шухаев - "Облако. Прованс"; тут выделяется разве что коровинский эскиз интерьера еврейского дома к голливудскому, так и не осуществленному фильму "Иов", 1935 (надо полагать, по роману популярного тогда Йозефа Рота, но информационное сопровождение выставки, не в пример "Другим берегам", просто аховое... датировки работ и то мало где указаны!) - я вот и не знал, что Коровин сотрудничал с киностудиями в качестве художника-постановщика... Красноплаточные бабы Архипова - тоже не сенсация, но вот уже Малявин - неординарный, эскиз портрета девушки в профиль "На берегу моря" и выразительные, экспрессивные "Две крестьянки" - первый класс! Борис Григорьев представлен двумя натюрмортами и двумя портретами (особенно хороша "Женщина в красном", на удивление лиричная). Качественный Ларионов и разнообразная Гончарова. Колоритнейший и при том издали опознаваемый по характерной технике и стилистике "Сумоист" (в смысле - борец сумо) Александра Яковлева. Замечательный Древин - особенно "Натюрморт с раковиной" (хотя на самом деле основной предмет композиции - клоунская маска, а морская раковина скорее факультативный).

В последнем, тупиковом зале анфилады эскиз "Суд Париса" Анисфельда", "Мать с детьми" Маревны, французский Фальк (виды обычные, "Натюрморт с розовой вазой хорош", а еще лучше "Пейзаж с красным домом") и два отличных, уже эмигрантских холста Ивана Пуни конца 1920-х, "Столик в кафе" и "Вид из окна (Ривьера)" соседствуют с пошлейшим "Охотником" Георгия Артемова (масло по рельефной доске), а достойные Рабин и Целков - все с тем же Эдуардом Беккерманом. Ну да и поздняя Александра Экстер в предпоследнем зале - эскизы к "Вакханкам" и "Дон Жуану", картинка "Обнаженные в изумрудном лесу" - тоже по большому счету халтурка, как и вообще почти вся Экстер тех лет. Зато небывалое дело - аж полтора десятка полотен, хватило бы на персональную мини-ретроспективу - Давида Бурлюка разных периодов, начиная с ученической пуантилистской "Матери в саду", 1909, заканчивая послевоенными портретами, где техника а ля Ван Гог доведена до какого-то гротеска; а уж вид Капри у Бурлюка - будто Горбатова дополнительно подсветили (куда уж, казалось бы - а поди ж ты, вырви глаз!); но есть и лиричные портреты "песнебойца" Каменского, 1918, жены Маруси, 1925, японской девочки и рыбака; а главное, самый сок бурлюковского "футуризма" - "Карусель", "Кубо-футуристическая женщина"; также перекликающаяся (сознательно или нет? любопытно, однако выставка ответов на подобные вопросы не дает и даже не пытается их ставить, это организаторам в минус...) с полотнами Шагала композиция "Одесса"; ну и веселенькие, сочные (пусть и чересчур "популистские", ироничные и до салонности декоративные) картинки "деревенской" тематики, сюжетов чуть ли не лубочных - "Крестьянка с красной лошадью", "Пара с зеленой коровой".

P.S. Впервые пытался сам фотографировать на выставке (это легально, я просто не умею, но стараюсь осваивать новые для себя технологии), кое-что все же пришлось заимствовать у более опытных по этой части товарищей.
















 
Сегодня в СМИ