О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Далеко на Востоке

 


В самом деле, кинематограф развивается только в странах Дальнего Востока – в Гонконге, Китае и Японии. Разумеется, хорошие, даже эпохальные фильмы, появляются и в Странах Запада, там есть вполне гениальные режиссёры. Но это всё «шаги на месте», не открытие новых горизонтов повествовательных и изобразительных искусств, а маньеризм.



Между прочим, в числе кинематографических стран я не считаю Южную Корею – все фильмы, сделанные там, это римейки и прямые подделки японского кино, самостоятельного значения не имеющие. Разумеется, именно эти пластмассовые имитации, а не оригинальные работы, имеют успех у западной публики. Поскольку такова их основная цель – нравиться западной публике.

Я не хочу сказать, что корейцы каким-то таинственным образом менее талантливы и менее оригинально мыслят, чем китайцы и японцы. Ничего подобного. Но такова специфика самой Южной Кореи, которая представляет собой построенное американцами государство-витрину, долженствующее свидетельствовать о преимуществах Западного Образа Жизни перед тупым сталинизмом Северной Кореи. Соответственно, оформление «витрины» неизбежно укладывается в рамки ожиданий сторонних наблюдателей. Кто, понимаете ли, девушку обедает, тот её и танцует. Кинематографисты Южной Кореи попросту не могут позволить себе авторских высказываний, их долг – озвучивать тезисы. Недавнее беспрецендентное награждение южнокорейского фильма в качестве «американского кино» прекрасно подтверждает это рассуждение. Голливудские «академики» не увидели разницы между фильмами, снятыми в Калифорнии, и фильмом, снятым под Сеулом, и они правы. Разницы нет.

Кроме того, я не хочу сказать, что полуплагиат и подделка в области кинематографа сами по себе плохие вещи. Вовсе нет. Мы знаем массу примеров, как именно подражание чужим образцам позволило создать интереснейшие артефакты. Например, молодые французские режиссёры конца 50-х годов решили снимать американское кино, и в результате мы имеем «На последнем дыхании» и «Стреляйте в пианиста». Итальянцы придумали в коммерческих целях нагло отплагиатить вестерн, так что теперь мы можем наслаждаться "Сартана", "Джанго" и "Кеома", отстоящими от американского вестерна на космическое расстояние. Примеров интереснейших подделок очень, очень много, но южнокорейское кино, увы, в этом ряду не назовёшь.

Дело в том, что обычно заимствование предполагает усложнение исходного образца, рефлексию над образцом и – довольно часто – остранение заимствованных приёмов. Однако в кинематографе Южной Кореи ничего подобного нет. Это механическое повторение, сопровождающееся опустошением смыслов оригинала, уплощение сложных мыслей до комиксовой понятности.



Самым простым и наглядным примером может служить фильм режиссёра Но Дон-Сок «Золотой сон» 2018 года. Это экранизцаии романа японского писателя Котаро Исака и, что ещё более замечально, прямой римейк одноимённого японского фильма 2010, снятого Ёсихиро Накамура. Что было у японца? Не простое кино. Это была сознательная и очень интересная попытка - эксперимент – сделать «типичный гонконгский боевик», аккуратно вписав его в реалии современной Японии. Манера повествования и темп рассказа в этом фильме соответствуют стандартам гонконгского кино 90-х годов, но произойти такая история может только в Японии, потому что каждый, самый мелкий, поворот сюжета так или иначе связан именно с японской ментальностью, повседневностью и даже поп-культурой. Для экспериментатора Ёсихиро Накамура, экспериментирующего с различными стилями и сделавшего, помимо прочего, замечательную «Fish Story» 2009 года, обращение к подобному сюжету и подобной стилистике абсолютно осмысленно и обосновано.

Но Дон-Сок взял этот успешный фильм и перенёс действие в Южную Корею. Прямо так, ничего не меняя, лишь выбросив мотивации и нюансы, усложняющие действие. Получился «классный экчн», очень популярный в среде любителей дорамы. Теперь вполне возможно представить себе этот же сюжет и в США, и во Франции, и в... чуть было не написал «в Италии»... нет, в Италии так не выйдет.



Как вы думаете, какой фильм популярнее в западных странах? Разумеется, южно-корейский.
 
Сегодня в СМИ