О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Насколько меняет картину потемневший лак

 


Наверняка вам попадаются новости о том, что после реставрации "картина сильно изменилась".  Такое бывает при реставрации практически всегда. Дело в том, что живопись маслом веками создается по одному рецепту: слой масляных красок, после того, как он высохнет, с защитными целями покрывают слоем лака. Подразумевается, что этот лак -- прозрачен. Однако с веками он желтеет и темнеет, иногда просто жутко.

При реставрациях этот слой желтого снимают, заменяют на новый, прозрачный. И картина после расчистки предстает нам в том виде, как ее задумывал художник.



Верней, нередко предстает. Потому что реставрация еще часто включает ликвидацию поздних записей, которые добавляли при переделке картин (из-за цензуры, чтобы продать подороже, или при кондовой реставрации прежних веков), а также заделку утрат (дыр, царапин). Но об этом надо отдельно разговаривать.

Здесь я решила собрать для вас галерею картин "до и после" и "в процессе" расчистки от потемневшего лака.


Портрет неизвестной дамы якобитского периода, владелец Филипп Молд


Желтеющий, разлагающийся лак убивает цвета, не только градации оттенков, но и просто хотя бы попадание в гамму.

"Старуха" Джорджоне


Все становится единого желтоватого цвета, как смотришь через очень мутное, закопченое стекло.

Фрагмент "Гентского алтаря"


Фрагонар. "Качели"


Ван Дейк. Портрет девочки (источник)


Помимо истинных цветов, потемневший лак скрывает и детали.

Гольбейн. Т.н. "Ганс Антверпенский" (видео реставрации)


Именно из-за этого неблагоприобретенного колористического единоообразия многие скучают, бродя по провинциальным музеям, где все им кажется "на одно лицо".

(источник)


© Baumgartner Restoration


Дело в том, что поддерживать все произведения в музее в надлежащем состоянии, в общем-то, дорого, и не каждый музей может себе это позволить.

(источник)


Из начальства можно выбить бюджет на реставрацию ключевых шедевров музея. Спонсоры и меценаты тоже клюют на "громкие" имена. В РФ у Министерства культуры есть финансирование реставрации из региональных музеев, на которое тоже можно подавать заявки.

Мадонна (источник)


Другой способ госмузею отреставрировать "свою" картину -- это если ее кто другой, побогаче музей например, с собственой лабораторией, попросит на выставку. Вот к этой выездной выставке могут привести в порядок.

"Продавшица овощей" (Эссекс)


У арт-дилеров, занимающихся антиквариатом, натренированный "глаз", и они способны разглядеть хорошее даже под самой непрезентабельной грязюкой. Купить у расстроенного владельца по дешевке, вложиться в реставрацию, профит. (Кстати, надо мне вернуться к рубрике про антиквариат, что-то я ее подзабыла).

Джон Опи. Портрет Лидии Гвеннап (источник)


Бывает, что то, каким мы представляем художника, его колорит, атмосферу, оказывается совершенно иным после того, как на его крупную монографическую выставку соберут все его доступное наследие и как следует приведут в порядок. Это бывает с художниками, наследие которых не "поддерживают" на регулярной основе.

(источник)


Впрочем, и работы известных старых мастеров, бывает, раскрываются по-новому.

"Венера и Адонис" Тициана из Далвичской галереи



Шарль ле Брен. Портрет Эверхарда Ябаха с семьей (Метрополитен)


На этом фото видно, что еще кракелюры убрали. Реставрация также может включать перенос красочного слоя на новую крепкую основу.

Вустерширский музей


Бывает, что реставрация разоблачает и тайные записи, удивительные переделки. Но такое случается весьма редко, а вот потемневший лак встречается практически повсеместно в старой масляной живописи.

КТО ПРИНЕСЕТ В КОММЕНТЫ ПУШИСТОГО ХРИСТА -- БУДУ БАНИТЬ!

UPD из комментов:
Вопрос: В наше время тоже порывают лаком? Например, после реставрации? Или существуют какие то другие способы. Наверняка есть сейчас лаки, которые не желтеют.
Отвечает arens: Покрывают, часто всё ещё теми же лаками что и раньше.

Главное в лаке не то что он не желтеет, главное в лаке возможность его сново снять когда понадобится с минимальным вредом для оригинала.

Лак является защитным покрытием, он стареет и разрушается от солнечного света, влаги и радикалов в воздухе, на нём оседает пыль, ему достаются царапины, всё это иначе повредило бы красочный слой оригинала, а лак берёт всё на себя. Со временем любой лак изнашивается от воздействия окружающей среды и его приходится снять.

И тут засада. Современные лаки созданы не для реставраторов а для промышленности. Там есть стандарты крепкости и стабльности(не желтеет) но совершенно не важна опция: я смогу снять этот лак через сто лет растворителем который не повредит картину.
Как ни странно ещё хуже, если слой лака твёрже и крепче оригинальной живописи. Когда и этот лак повредится (а рано или поздно они все приходят в негодность) его придётся отцарапывать от картины с "мясом".

Вторая засада: даже если современный, меганавороченный нежелтеющий лак хорошо снимается щадящими средствами в свежем состоянии, по прошествию ста лет он состарится, затвердеет и никто не знает как он себя поведёт если станет нужна новая расчистка.

И есть старые, проверенные временем рецепты, про которые реставраторы знают что эти лаки без вреда провели на картинах несколько сотен лет, их можно снять проверенными способами если надо, и в хороших музейных условиях эти старые лаки не желтеют так быстро. Поэтому они до сих пор широко применяются.

Одновременно есть энтузиасты, которые разрабатывают (точнее тестят) индустрийные лаки в надежде, что там нечаянно разработают что либо подходящее для реставраторов. Сама ниша такая маленькая, что специально для реставрации редко что то изобретают, обычно работает принцип "голь на выдумку хитра":)


 
Сегодня в СМИ