О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Спутник запоздалого кинозрителя-XXIV.

 


Возобновляю рубрику про кино времен развитого социализма и конкретно ее раздел про фильм, лучше всего отображающий какую-либо советскую республику в кино. У меня уже были Эстонская, Казахская, Грузинская ССР, а сегодня рассказ про солнечный Узбекистан.

Идеальным портретом позднего периода существования Узбекской ССР я считаю комедию «Невеста из Вуадиля» от 1984 года.



Надо сказать, что комедия для среднеазиатских киностудий – жанр очень тяжелый. Если украинцы и грузины например самоироничны и понятны, то любая попытка снять что-то комическое из жизни современных жителей Средней Азии была крайне нетривиальной задачей (тамошнему начальству постоянно грезились покушения на советскую власть и дружбу народов).

Единственным выходом служила комедия положений, легкомысленная путаница.

Надо заметить, что среди актеров ни одной русской фамилии нет. Среди прочих работников съемочной групы есть одно забавное исключение, но о нем в конце.

Сюжет укладывается в две строки. Молодой человек перед отправкой в армию закрутил роман с провинциалкой и жительницей Ферганской долины. В результате разообразных коллизий папа-вдовец тоже нашел себе новую партнершу в той семье.

Но сюжет совешенно неважен. Важен тогдашний Узбекистан вообще и Ташкент в частности.

Итак: и сын, и папа работают в трамвайном депо (сейчас, напомню, никакого трамвая в Ташкенте нет). Водят они третью «Татру», но в эпизодах видно, что большинство подвижного состава составляют иные вагоны (РВЗ-6).



Условные красоты того Ташкента. Если смотреть внимательно, то периодически в кадр попадают граждане на корточках.



В конце рабочего дня, при так называемом «нулевом рейсе» (в парк), в вагоне остается мадмуазель самого цветущего (но не местного) вида. Уж на что я не разбираюсь в фасонах тюбетеек и женских причесок, но все равно вижу, что девушка одета скорее как таджичка, а не узбечка.



В результате гостеприимный молодой человек кладет девушку спать дома, на терраске.



Но не знает при том, что на утро остальной семьей назначена операция «Знакомство с невестой» (с другой). Я не совсем понимаю правда, зачем им надо непременно женить главного героя до армии, но видимо таковы местные условия.

Бабушка-сваха и объект сватания чрезвычайно напоминают бухарских евреев (как я их себе представляю).



Тетенька, презентуя невесту, сразу дает весь расклад: почтенная семья, невеста учится в медицинском, все из Бухары и «имеют самые близкие родственные отношения с академиком Ходжаевым».

Отцу главного героя похвастаться в ответ нечем, кроме транспортного ПТУ и грядущей армии. «Ядгар играет на гитаре! И на трубе. А на чем играет ваша внучка?»

Ядгар в это время болтается по городу с новой знакомой и в конце концов находит дом ее тети. Обратите внимание на инопланетное здание на заднем плане.



Но тетя живет в фавеллах старого города конечно.

Гуляния продолжаются, поскольку на дворе какой-то праздник (собственно Асаль и приехала к тете на время этого самого праздника).



Стадон, парк, салют, дискотека, все удовольствия. Чувство крепнет и даже местами твердеет.

Девушка, посмотрев на конкуренток вокруг, решает кардинально изменить имидж и оказывается в лапах парикмахеров. Выглядит странно, окружающие глазеют.



Следующая встреча происходит у станции метро «Площадь Ленина». Ташкент это вам не кишлак, а столица.



Страдания малодого Вертера Ядгара.



В это время папеньку штрафуют за безбилетный проезд в трамвае (забыл служебное удостоверение) на три рубля. Вдовец после воплей «Я ветеран трамвайного движения!» не теряет времени и подбивает клинья к контролерше.



Главный герой прознает, что объект его страсти после праздников вернулся домой, в Ферганскую долину, в кишлак Вуадиль. И отправляется за ней на попутном КАМАЗе-самосвале.



Тамошний рынок, продвинутая сельская молодежь уже ходит с «кассетниками»(!).



Инглишмен ин Ну-Йорк, в смысле ташкентец в кишлаке. Выясняется, что папаша у Асаль – милиционер!



Тем временем дома ему какие-то мальчишки (а никакой не почтальон) приносят повестку. А будущий защитник Родины черти где.

Совершенно уморительные сцены сельской дискотеки. Не для тамошнего патриархального общества эти штучки.



Местный мужской актив сразу на незнакоца реагирует. Как и везде. По тамошним традициям сразу подойти к знакомице он не может. Не поймут, это не Ташкент.



В качестве отеля в тех местах выступает чайхона. Ряды заварочных чайников.



Папа тем временем приезжает из Ташкента за беглецом-призывником и наводит справки в милиции.



Начальник отделения исправляет свою нелегкую службу. Вот, например, ему принесли чемодан денег. В поле нашли. Для тогдашнего Узбекистана это почти норма, Гдлян и Иванов не дадут соврать.



Далее происходит развитие конфликта деревенских и городских
«– Если вы живете в столице, то это не значит, что вам все позволено!
Сейчас стирается граница между городом и деревней!
Да, но не за счет моей дочери!»

«– Он ветеран трамвайного движения!
– Но мой дом не трамвайное депо!
»

Ядгар врмененно подрабатывает обтрясателем грецких орехов (не знаю, как правильно эта должость называется, но выглядит именно так).

В конце-концов любящие сердца уединяются (и не девушка, а молодой человек символически вручает партнеру яблоко) и можно догадаться, что происходит это самое. То, что в библейских текстах изящно именуется грехопадением.



Начальник местной милиции (и отец Асаль) предлагает решить дело в честном борцовском поединке(!) на местном народном празднике.

Много ориентальной экзотики, например наезжание на человека автомобилем ГАЗ-24, забивание гвоздей в доску голыми руками и все такое прочее.



Поединок.



В общем начальник милиции дочь проборол и два соперника начинают ругаться на тему организации свадьбы.

Молодые меж тем гуляют по полям и предаются прочему блуду во всех смыслах.



Завершает фильм сцена отправления влюбленного Ядгара в армию, проводы новобранца в Ташкентском аэропорту.



Уже почти на титрах в кадре появляется самая знаменитая группа советского Узбекистана «Ялла».



И выясняется, что главную роль играет родственница (я так и не понял степень родства) солиста этой самой «Яллы» Фарруха Закирова Рано (в 15 лет!), а песню исполняет племянница Наргиз (которая выступает до сих пор).



Стихи для песен написал широко известный по настоящее время Илья Резник.

Фильм дает нам великолепное представление об УзССР времен конца развитого социализма. Показаны и Ташкент, и кишлак, и культура, и быт, и – самое главное – особенности внутринациональных отношений.
 
Сегодня в СМИ