О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Славутич. Вторая жизнь мёртвой Припяти.

 




Друзья — сегодня будет интересный пост из серии наших материалов о Чернобыле. Впереди ещё много интересных постов по этой теме — скоро я начну публиковать фоторепортажи из малоизученной беларуской части Зоны отчуждения, а сегодня будет небольшой, но очень интересный пост про город Славутич. Всё основное про него мы расскажем в новом фильме на нашем ютуб-канале — так что не забывайте подписываться) А сегодня в блоге будет краткая версия рассказа о городе.

Славутич — город с очень интересной историей и судьбой, тесно связанной с Чернобыльской АЭС. Он стал последним крупным городом, построенным во времена СССР, и в каком-то смысле стал второй Припятью — официально Славутич возводился как новый город-спутник ЧАЭС, да и сами градостроительные принципы чем-то напоминали подход к строительству Припяти — Славутич должен был стать максимально удобным, современным и красивым городом.

Решение о строительстве Славутича было принято вскоре после аварии на ЧАЭС — уже в октябре 1986 года. Был подготовлен двухлетний план строительства города, в ноябре-декабре была выполнена вся проектная документация, а в 1987-м году первые новосёлы Славутича уже получили первые ключи от квартир. Для новосёлов были изданы даже отдельные памятки о том, как лучше обставить мебелью типовые квартиры Славутича.

Итак, в сегодняшнем посте — рассказ о Славутиче. Обязательно заходите под кат, пишите в комментариях ваше мнение, ну и в друзья добавляться не забывайте. И да, на ютуб-канал конечно же тоже подписывайтесь)




02. Обычно туристы попадают в Славутич на автомобиле или автобусе — от Киева до Славутича всего 170 километров, которые можно легко проехать за пару часов. Но мы необычные туристы, и попали в Славутич так, как туда попадают работники Чернобыльской АЭС — на знаменитой электричке Славутич-Семиходы. Фактически, эта электричка идёт в Славутич прямо с ЧАЭС, и без остановок едет до города.

Станция Семиходы находится на территории самой Чернобыльской станции, чуть севернее разрушенного Четвёртого энергоблока. Внутренние коридоры вокзала отделаны теми же золотистыми панелями из аннодированого алюминия, что и знаменитый "золотой коридор" внутри станции.




03. На станции Семиходы всё говорит о том, что вы находитесь на закрытом объекте, принадлежащим к Чернобыльской станции. Переходы и коридоры чем-то напоминают помещения внутри самой Чернобыльской АЭС:




04. У двери, ведущей на перрон, расположен стационарный дозиметр-радиометр. Ещё в одном месте все пассажиры проходят через рамку специальной установки РЗБ 04-04, но ещё раз проверить одежду и вещи будет не лишним — напоминаю, что мы садимся на электричку до Славутича прямо на территории Чернобыльской АЭС.




05. Дозиметр имеет выносной датчик с большим слюдяным окном — такой дозиметр-радиометр очень чувствительный и быстрый. Если на вашей одежде есть какая-то "грязь" — то он отреагирует за секунду, включив красную лампу. Что делать в этом случае? Отмываться и стараться куда-то убрать радиоактивную частичку с одежды или обуви. Но на практике в наши дни такое случается редко — вся радиоактивная пыль в основном собрана и надёжно закрыта под саркофагом Четвёртого блока.




06. Посадочный перрон станции Семиходы — это вот такой закрытый со всех сторон коридор, отделанный гофрированной жестью. Это ещё один материал, массово применяющийся при строительстве Чернобыльской АЭС — именно из такой гофры была возведена лёгкая кровля реакторного и машинного залов (которая легко разрушилась в результате аварии). На стене справа можно заметить двери, которые открываются тогда, когда на перрон подъезжает электричка. В общем, система чем-то напоминает современные перроны в метро.




07. Вход в семиходскую электричку. Сама электричка — обычный старый состав, построенный в семидесятые-восьмидесятые годы на Рижском вагоностроительном заводе. Состав не менялся с первых дней существования Славутича и с первых пассажиров, которые поехали из Славутича на Чернобыльскую АЭС.




08. Внутри электричка выглядит как обычный советский электропоезд. Правда, здесь пожалуй поаккуратнее и почище, чем в обычной электричке в пост-советских странах, да и никаких признаков работы вандалов здесь тоже нет — случайных людей в этом поезде вы не встретите, здесь ездят исключительно работники Чернобыльской станции, ну и очень редкие туристы, вроде нас)

Во время движения к Славутичу электричка въезжает и выезжает на территорию Беларуси — по пути к Славутичу находится небольшой изгиб беларуской территории — который пересекает электричка. Что интересно — даже на таком маленьком кусочке Беларуси (буквально в несколько километров длиной) у нас на телефонах заработали беларуские операторы.




09. В Славутич мы приехали поздним вечером и сразу отправились в гостиницу. Надо сказать, что гостиница в Славутиче весьма неплохая и легко даст фору многим другим небольшим городам. Вот так выглядит спальня в номере люкс — очень чисто, хорошая новая мебель, удобный матрас, высокие потолки и хорошая ванная комната за стеной.

15.JPG


10. На следующий день мы пошли гулять по городу. Большую экскурсию по Славутичу для нас провёл Дмитрий Баглаев — новый главный архитектор города, работник городской Рады Славутича. Дмитрий — чиновник нового формата, честно говоря даже не поворачивается язык назвать его чиновником) Молодой инициативный специалист, который действительно хочет что-то сделать для города и без проблем останавливается пообщаться с жителями на тему того, чего ещё не хватает в Славутиче. В нашем новом фильме будет большое интервью с Дмитрием — так что не забывайте подписываться на канал)




11. Славутич встретил нас дождливой погодой, но это не помешало нам прогуляться по городу и оценить то, как он выглядит в наши дни. Честно сказать, Славутич выгодно отличается от многих других городов Украины — в нём очень чистые улицы, хорошие дороги, есть велодорожки и хорошие детские площадки.

Сам Дмитрий Баглаев родился не в Славутиче, но живёт здесь уже много лет и старается сделать город лучше. Его основная идея — сохранить в городе всё то хорошее, что было заложено в нём изначально (большое количество спортплощадок, зелени и т.д.), и ещё улучшить — создать современные велодорожки, прогулочные зоны, площадки для воркаута и прочее подобное.




12. С особым трепетом Дмитрий относится к истории Славутича — по задумке архитекторов, город состоит из нескольких кварталов, возводимых разными республиками, из своих материалов и по своим архитектурным проектам. Вот так, к примеру, выглядит армянский квартал — дома здесь имеют очень нетипичные и интересные проекты и отделаны розовым туфом — как это принято в Армении.

Дмитрий сетует на то, что люди застекляют балконы — что очень портит внешний вид весьма красивых зданий. В Украине есть закон о том, что в домах должен сохраняться их изначальный архитектурный вид — но Дмитрий совершенно не представляет, как этот закон воплотить в жизнь. Ходить к каждому домой и просить привести балкон в оригинальный вид? В общем, эта проблема пока не решена.




13. Во дворах армянского квартала установлены красивые уличные мангалы с барельефами — эта одна из интересных особенностей этого квартала Славутича. В тёплое время года мангалами активно пользуются местные жители — живя в армянском квартале, вы можете легко выйти во двор и приготовить вкусный шашлык)

А вот некоторые оригинальные барельефы уже посыпались от времени — Дмитрий обещает, что они будут восстановлены, чтобы сохранить исторический вид города.




14. Как и Припять, Славутич имеет свои, очень узнаваемые художественные образы. Если в Припяти такими образами были довольно мрачные и в каком-то смысле пророческие мозаики скульптора Литовченко — то в Славутиче можно увидеть какой-то более лёгкий и, я бы сказал, более современный стиль искусства. Все оригинальные барельефы и мозаики здесь какие-то более нейтральные, и в них уже нет ничего от соцреализма. Вот такой барельеф, например, размещён возле одного из подъездов Славутича:




15. А вот такой, недавно отреставрированный барельеф, можно увидеть в одном из детских садов Славутича. Как видите — тема вполне нейтральная. Больше никаких древнегреческих богинь и Прометеев, дарящих людям лучи — как это было в Припяти.




16. Впрочем, этот цветной барельеф с детьми и рыбами почему-то всё равно напомнил мне пульты управления атомной станцией...




17. С первых дней существования города в Славутиче было возведено множество спортивных залов и помещений для кружков по искусству. Дмитрий Баглаев с гордостью рассказывает, что в наши дни Славутич — первый город в Украине по количеству объектов подобной инфраструктуры на душу населения.




18. Спортзалы исправно функционируют — в одном из городских спортивных учреждений мы как раз попали на соревнования по тяжёлой атлетике.




19. И тем не менее — будущее у Славутича довольно туманное. Чернобыльская АЭС сейчас превращена в спецпредприятие, и персонала на ней работает не так уж и много, молодёжь уезжает из Славутича. Хорошую трёхкомнатную квартиру здесь сейчас можно купить всего за 15-17 тысяч долларов.

Впрочем, и сам Дмитрий Баглаев, и городская администрация не унывают — в XXI веке у Славутича может быть новое будущее, связанное с удалённой работой. В будущем Дмитрий видит Славутич как идеальный город для фрилансеров — здесь очень комфортная жизнь фактически посреди чистого соснового леса, невысокая стоимость недвижимости и при этом здесь есть вся городская инфраструктура — ну чем не идеальное место для жизни?



Вот такая прогулка по городу у нас получилась.

Ну а в комментариях напишите — как вам Славутич? Хотели бы переехать туда жить? Что вообще думаете о перспективах города?

Расскажите, интересно.




Добавляйтесь в друзья в ЖЖ;)
Подписывайтесь на мой канал в telegram
Подписывайтесь на меня в facebook
На ютуб-канал тоже подписывайтесь:)
Подписывайтесь на мою страничку Вконтакте
Подписывайтесь на мой твиттер

_____________________________________________



Понравился пост? Обязательно расскажите друзьям о Славутиче, нажав на кнопочку ниже:

 
Сегодня в СМИ