О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

"ФОРД ПРОТИВ ФЕРАРРИ" - ЧТО ПЕРВИЧНО МАТЕРИЯ ИЛИ СОЗНАНИЕ?

 


Маститый кинорежиссер и теоретик кино Лев Кулешов писал: “Постановка фильма не отличается от постройки машины”. Эти слова как нельзя лучше подходят к крепкой голливудской картине “Форд против Феррари”. И вроде видно, что картина Джеймса Мэнгольда, несмотря на целый ворох призов и оглушительный коммерческий успех, звезд с неба не хватает, получилась она на редкость живой и актуальной. Я тоже в свое время как и Генри Форд Второй создавал “быстрый” автомобиль, хотя и не побеждал с ним в Ле Мане. Поэтому этот текст - не столько рецензия на фильм, сколько пространные рассуждения на автомобильную тему. Итак, мне бы хотелось порассуждать.

1. О фильме “Форд против Феррари”.
2. О том, что лучше: “Быть” или “Казаться”.
3. О тюнинге Peugeot 106.
4. О том, почему после 2011 года автомобили стали “хуже”.

Хотя картина “Форд против Феррари” основана на реальных событиях, в ней много было приврано для целостной концепции и просто ради угождения недалекому зрителю. Завязка же сюжета такова: Середина 60-х, старые квадратные американцы, вернувшись по морю в 1945 году из Берлина на танках в Даллас, разжирели, нарожали детей и скупили свои Ford Crown Victoria. Однако, их детки-битники, плюя на вкусы отцов, хотят чего-то неведомого. Корпорация Форд тонет в пучине финансового кризиса. Начальник Генри Форд Второй собирает конклав руководителей в костюмах с иголочки, дабы решить, че делать-то. Модный маркетолог Ли Яккока заявляет, что молодежи нужен якобы гламур и скорость. Он предлагает пустить пыль в глаза и выиграть “Гонку 24 часа в Ле-Мане”. В этой гонке участвуют все самые крутые бренды мира, в том числе и “Феррари”. Яккока утверждает, что люди покупают не столько автомобили, сколько свою мечту, свой образ в автомобиле. Жорж Батай сказал бы, что люди покупают “симулякры”. Мол, какой-то гонщик на “Форде” выиграет в далекой Европе гонку, а тупые дегенераты из Канзаса, приобретя “Форд”, будут думать, что они Джеймсы Бонды и Моники Витти.

В лучших традициях гнилого капитализма вместо того, чтобы самому что-то сделать Яккока предлагает просто купить фирму Ferrari с порохами, как уже в наше время Volkswagen купил Bugatti. Американцы едут в Италию, но хитрый лис Энцо Феррари показывает Форду жоппу и продается Фиату, говоря, что Генри Форд Младший – мудак и лузер. Рассвирепевший американский магнат обещает, что макаронник будет копать себе скоро себе могилу ложкой. Он повелевает завалить Ле-Ман трупами, но выиграть гонку любой ценой. Слово пацана, и вот уже дело берется спецназ Голливуда – Кристиан Бейл и Мэтт Деймон в образе автоманьяков Кэррола Шелби и Кена Майлза.



Шелби – справный мужик, характер нордический, морально устойчив, отличается особенною мудростью. Единственный победитель Ле-Мана из США в 1959. Ввиду проблем с сердцем он отошел от гонок. Занимается созданием легендарных спорт-каров. Его армейский корефан развязный Кен Майлз – тоже гонщик. Король руля и бензобака, знает как проходить поворот Tertre Rouge на 0,02 секунды быстрее других гонщиков. Скор на расправу и милость, подкаблучник и примерный семьянин. Держит автомастерскую, но вертел клиентов на карданном вале, от этого финансово неустойчив.

И, вот засучив рукава, два друга вместе в заводской командой, не щадя живота своего, денно и нощно, порой на волосок до смерти совершенствуют Ford F-40. Они побеждают на второстепенных соревнованиях, питаются бутербродами, рассекают пустынный трек. Увеличивают аэродинамику и прижимную силу, выкидывают на фиг все приблуды, ради уменьшения веса, засовывают под капот еще более мощный пламенный мотор, ставят алюминиевую головку цилиндров, водяной насос. Машина становится все быстрее, а Майлз узнает все повадки своей ракеты.

Здесь начинается самое интересное. Оказывается, что маркетологам Форда все это не особо-то и нужно. Им не победа нужна в какой-то гонке, им надо продать побольше автомобилей. По их мнению Майлз, несмотря на все свои спортивные достижения, обладает отрицательной харизмой, которая оттолкнет потенциальных потребителей (а если посмотреть на фото реального Майлза из истории, а не на обаяшку Кристиана Бейла в его роли, то станет понятно почему). Победа в Ле-Мане - это, конечно, здорово, но в общем-то для недалеких обывателей из Теннесси, которые не особо разбираются в автомобилях, важна не победа сама по себе, тот образ который она навевает.

Название фильма – хитро и двусмысленно. Битва здесь происходит не между Фордом и Феррари, а между одной частью Форда и другой, между двумя концепциями Бытия. Гламурные маркетологи, которыми верховодит вице-президент компании Лео Биби, ненавидят человека от коробки передач, Майлза. Они весь фильм ставят ему палки в колеса и чуть ли не заграждают своими телами путь к триумфу. А при этом-то Главный Босс во-что бы то ни стало, требует победы. Конфликт длится без конца и края и находит очень странное разрешение уже на финише. Не хотелось бы раскрывать все карты и рассказывать содержание столь увлекательной, хотя и довольно посредственной с точки зрения высокой эстетики киноленты.



Номиналисты или реалисты, “вам шашечки или ехать”, понты или дело, имидж или суть, ипостась или сущность, престиж или скорость, “красивая игра” или “счет на табло”, “реальность существует сама по себе” или “она лишь сумма наших ощущений”, модерн или постмодерн, что первично: материя или сознание – сражение это в истории человечества не прекращается никогда и ярко представлено в этом фильме.


Сила в сути, а суть - в правде, а правда у Майлза. Поэтому все симпатии зрителя достаются ему. Однако, у маркетологов Форда - своя сермяжная кривда и с этим ничего нельзя поделать.

Во-первых, Шелби и Майлз одерживают свои бесчисленные победы за бабло, которое в поте лица добывают хитрозадый Биби, вкрадчивый Яккока и злой Генри Форд. Отдают это бабло, заработанное потом и геморроем, бесчисленные реднеки и простые менеджеры. А ты пойди еще его заработай! У Майлза-то с эти совсем туго.
Во-вторых, в автоспорте так повелось, что гонщик работает на команду. Порой того, кого назначили вторым, должен уступить приме, хотя в реальности он может быть и лучше. Даже в советском фильме “Гонщики” Джигарханян повелевает молодым не обгонять стариков.

В-третьих, и, это самое главное, дело не в том, кто быстрее. История автомобилизма хранит парадоксальные случаи, когда надежные, комфортабельные, быстрые, эргономичные, прекрасные машины, которыми восторгалась автомобильная пресса, которые должны по своим потребительским свойствам завоевать рынок проваливались просто потому, что у них был отрицательный имидж.

Много десятилетий бедные японцы не могли продать свои представительские модели в США и Европе, пока не додумались создать отдельный бренды. Никто не покупал великолепный седан Toyota Celsior, но когда на этот же кусок железа повесели значок Lexus LS, то его стали расхватывать как горячие пирожки. Некоторые модели Хонды и Ниссана за 50 тысяч долларов никто не брал, а их точные аналоги Acura и Infinity забрали, и еще сверху приплатили. Концерны PSA и Mitsubishi разработали общий кроссовер. Для его производства построили в Калуге завод. Начали продавать этот кроссовер, предварительно повесив разные шильдики: Mitsubishi Outlander XL, Peugeot 4007 и Citroen C-crosser. Каково же было удивление, когда обнаружилось, что продажи Mitsubishi были в 5 раз выше, чем продажи Peugeot и Citoren вместе взятых. Тогда ушлые маркетологи повысили на 3 тысячи долларов цену за японский аналог и стали стричь шерсть с русских потребителей. Volkswagen Phaeton, Renault Alpine A610, Peugeot 607, Hyundai Equus, Toyota Avensis - список этот можно множить и множить, – все эти грандиозные авто пали жертвой своего тусклого имиджа, а не потому, что у них плохая коробка передач или колеса отвалились.



С точки зрения высокой синефилии фильм “Форд против Феррари” – не Бог весть что. Он словно крепкий Ford-150, собранный на конвейере в Дирборне. Сценарий братьев Баттеруортов написан по заветам книжки Роберта Макки “Principles of Screenwriting” и чем-то похож тысячу американских фильмов, а также на “Экипаж” Александр Митты. В первой части картины – дела семейные, во второй – “война и немцы”. Хорошие парни как в большинстве голливудских и мосфильмовских картин – синие воротнички, рабочая косточка. Все состоятельные герои – “пидарасы” в хорошем и плохом смысле этого слова. Где-то на заднем плане бегает боевая подруга, жена Майлза Молли. Суровая, добродетельная, с приносящая в трудную минуту стакан “Coca-cola”. Кроме того, Майлз – заботливый семьянин, воспитывает очаровательного сынишку (артист Питер Майлз).

Визуально кинолента тоже мышей не ловит. Камера оператора Фидона Папамайкла запечатлела равномерное сочетание общих, средних и крупные планов, семейных мизансцен и лихих гонок безо всякой изюминки. Ей не хватает своеобразия, что хорошо для быдла, но плохо для истинных ценителей кино. Если без звука посмотреть даже отрезок какого-нибудь фильма Бела Тарра, Гая Мэддина или Уэса Андерсона, то сразу попадаешь в дивный мир киногении, у каждого - свой. А если посмотреть даже весь “Форд против Феррари” целиком, то он будет похож на все остальные голливудские фильмы, снятые до 2020 года (потому, что в нем нет хотя бы мавров).

Да, Кристиан Бейл – великий “Актер Актёрыч”, который может сыграть и табуретку, и Гамлета. Его способность к преображениям уже стала легендой. Он задавал жару еще 1987 году у Владимира Грамматикова в сказке “Мио, мой Мио” в роли Юм-Юма. В фильме “Власть” Адама Маккейна сыграл республиканца Дика Чейни и специально разжирел на 30 кило. Для роли же гонщика снова сбросил 2 пуда словно это не собственное сало, а 5 чемоданов. Эти колебания веса у него не в первый и не в последний раз. Кого только не играл Бейл: и Бэтменов, и танцоров диско, и машинистов, и плутократов. Везде собирал кучу “Оскаров”, “Золотых глобусов” и призов ирландского Гостелерадио, но на роль Майлза лучше было бы взять другого актера, не столь обаятельного как Бейл. Тут лучше бы подошел какой-нибудь Стив Бушеми или Владимир Толоконников (жалко, что умер) тогда, стало бы ясно, отчего фордовское начальство так на задницу падало. Ибо в жизни Майлз был уродлив и неказист. Да и вообще в реальности многое было иначе.



Мне близка автомобильная и жизненная философия, которую исповедуют Шелби и Майлз. Нечто подобное я пытался сделать со своим автомобилем. По природе своей я - неистовый материалист, сциентист, дарвинист, приземленный поклонник Форда в Майлзовском изводе, а не в изводе Феррари или Форда в изводе Лео Биби.
Несмотря на всю мою горячую любовь к Пыжику 106, я бы никому не посоветовал его приобретать, тем более, что их осталось на всю Россию штук 40. Дело в том, что машина эта создавалась в дремучие года, где-то в конце 80-х. Невесомый хэтчбек, придуманный еще до эпохи NCAP, разительно отличается от современных машин по безопасности. Иначе говоря, во время лобового удара вы скорее всего заснете вечным сном.

Другой существенный недостаток – слабая шумоизоляция и средняя плавность хода. Кроме того, современные машины забиты опциями по самые не балуйся, начиная от панорамной крыши, заканчивая адаптивным датчиком дождя. В Peugeot 106 ничего кроме электропривода стекол и центрального замка – нет. C точки зрения пассажира машина эта мало, чем отличается от какой-нибудь Лады Приоры, только, как это ни странно, в Пыжике больше места.

Однако из недостатков вытекают достоинства. Все меняется, когда вы на водительское место и тронетесь с места. У меня было множество знакомых, которые были поражены после того, как проехали на нем пару километров на водительском сидении. Пыжик обладает отменной управляемостью. Едет он легко и забавно. Виной тому и 780 килограммов веса, и короткая база, и “короткая” коробка передач, и информативный руль, и четкая работа педалей сцепления, и цепкие тормоза, и великолепная обзорность и инженерная школа фирмы Peugeot. Это не просто городской карт, а настоящий лайнер для шоссе. Машина очень устойчива. Я мотался с женой, 3 детьми и кучей багажа из Нижневартовска в Крым из Москвы на Кавказ и обратно. Машина идет легко 140-150 км/час, и в ус не дует. Горячая версия 106-го GTI и его брат-близнец Citroen Saxo VTS c мотором 120 лс неоднократно назывались автомобильными изданиями Британии и Италии лучшим спортивным хэтчбеком года.

В 1996 году журналисты из Top Gear во главе с легендарным Джереми Кларксоном решили выбрать машину с лучшей управляемостью в мире. В соревнованиях участвовали такие монстры как Porsche 911, Ferrari 550, BMW M3, Honda NSX, Mitsubishi 3000GT, Nissan Skyline, всего 20 автомобилей, стоившие и сотни тысяч фунтов стерлингов, но их всех обошел скромный Пыжик за 14 тысяч, заняв ВТОРОЕ МЕСТО В МИРЕ. Первое же место досталось Ferrari 355. Себастьен Лёб на Citroen VTS становился чемпионом мира по ралли в 2001 году. После этого Сергей Успенский и Антон Захаров на Peugeot 106/Citroen CTS неоднократно становились чемпионами ралли уже в России.

Соответственно, Антон Захаров из “Ралли-клуба” занимался доводкой моего пыжика в 2005 году. Мы еще вернёмся к концерну PSA и тюнингу, сейчас давайте перейдем к фильму и тем мировозренческому конфликту, который он будоражит.

Я, впрочем, уже устал сегодня и допишу вторую часть, где разжую, отчего автомобили после 2011 года стали хуже и чем закончился тюнинг Пежо 106.
 
Сегодня в СМИ