О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Еду в Магадан. Часть II. Магадан - Усть-Нера. Восточная часть Федеральной трассы "Колыма"

 




Начало, вплоть до того, как я в Магадане выспался, тут https://grizzlins.livejournal.com/1722919.html

Первый автобус от Магадана до аэропорта Сокол отходит в шесть утра. Я в нём ехал один. Пока ждал отправления, слышал диалог водителя с пенсионером, собирающим пластик и пивные банки:

— Ну, и как оно?
— Так-то нормально. С утра уже рублей на сто насобирал. А иначе бизнес не сделаешь. Я ж не как эти!

«Эти», — видимо, бичи, ночующие летом в скверике напротив автовокзала. Там ещё техникум рядом. Вообще, бичей в Магадане мало. Удивительно, что они вообще есть: холодно ж зимой!
Банки дядька сдаёт, а пластиковые бутылки продаёт самогонщикам.

Своротка в аэропорт расположена в центре посёлка Сокол. Поэтому первые две машины прошли не остановившись. Третья остановилась, в общей сложности от выхода из автобуса до её прибытия прошло сорок минут.

За рулём машинки (тоже Тойота, правый руль) сидела медсестра. Она тут работает по найму, уже год, сама из Самары. Платят нормально, дети взрослые. Свезла до поворота на Стекольный. Это километров, может, двадцать пять. У неё там вызов к больному. Рассказала, что позавчера на этой дороге видела медведя: «Как раз у поворота, но вы не бойтесь: они по вечерам в основном выходят».




Забегая вперёд скажу: из двадцати трёх водителей, везших меня «до материка», девятнадцать рассказывали мне про медведей. Потом привык, а первый раз слушать было страшновато. Зато комары стали кусать сразу. Застегнул накомарник. Это был один из трёх раз за всю поездку, когда я его застёгивал. Но стоял недолго. От Стекольного выехала буханка с электриками и свезла меня в Палатку





Палатка — весьма небедный и хороший посёлок в 80 км от Магадана. Отсюда родом хороший олигарх, владелец приисков и магазинов. Чистенько всё, даже фонтаны есть. Только я их не увидел. Меня быстро подобрали и свезли. Правда, недалеко, до Карамкена. Опять был правый руль. Что в этом Карамкене делать — представить не могу. Официально тут, вроде, жителей совсем нет. Но какое-то производство похоже есть. Может, теплицы. Но точно не знаю.

Через Палатку можно ехать влево, там будет Тенькинская трасса. Говорят, очень красивая, но очень пустая. Выходит на трассу «Колыма» уже за Сусуманом и ночевать там негде.

Дорога за Карамкенским перевалом всё ещё оставалась очень хорошей, но машин было мало. Верней, мне казалось, будто мало. Что такое настоящее «мало» я ещё не знал. Но всё равно очень обрадовался семейке на фургончике. Они меня прилично отвезли, почти до Яблонового перевала.









Перевал именно «Яблоновый», аналогичный есть на Транссибе. Означает что-то типа «ходимого, проходимого» перевала. Но вот посёлок тут раньше назывался Яблоневый. Тут была лучшая столовка с лучшими котлетками. А теперь ничего нету. И дорога сразу кончилась. Стала вот такой



Напомним: федеральная трасса.

Через Яблоновый перевал и через Болотный, назло названию — почти самый высокий тут, меня вёз карачаевец. Он тут давно работает, золото добывает. А так про Эльбрус говорил. Каждый год ездит, иногда подолгу там живёт. Рассказывал, что по тутошним горам ему ходить легко, а на Эльбрус всем тяжело. Один боксёр-чемпион пять раз приезжал и только с пятого раза взошёл. Дыхалка отказывала — и всё. Так-то верю: сотрудница на Эльбрус ходила, так год перед этим тренировалась, бегая. Она маленькая, лёгкая, а рюкзак весил 20 кг.
Ещё карачаевец рассказывал, что всё от судьбы зависит. Вполне может быть.

Высадил меня в Атке. Это раньше был большой посёлок, а теперь осталось четыре семьи. Их тоже хотят расселить, но не могут решить жилищный вопрос. Потом, наверное, тут будет посёлок золотодобытчиков





Вообще, шло всё очень даже по плану. На дворе было ещё вполне утро, а я уже проехал 200 км. Так-то не особо какое достижение, а по здешней трассе — хорошо. Тут, правда, повисел с полчасика, но засим меня взял Саша на УАЗ-патриоте. Я уже говорил, что таких машинок в Магадане довольно много и они себя оправдывают. Пыль вообще не глотают и не трясёт.

Саша работает в областной Администрации, но ездит вот на УАЗе.

Ехали мы, к примеру, через перевал Дедушкина Лысина. И через Гербинский. И через Оротуканский. И видели высохшие по лету водопады.







А часто Саша показывал грустные места. Где люди бились. Один ребёнка из роддома забирать поехал — разбился. Второй из аэропорта ехал, догнал бензовоз — разбился. Скорая вообще улетела в реку под лёд. За ней ехали МЧСники, заметили, чего-то не так, а скорая лежала на дне и фарами светила. Там неглубоко, но все погибли.

В общем, ехали мы долго. Саша первый раз высадил меня около отворота на Усть-Среднеканскую ГЭС, в Ларюковой.



Тут меня почти сразу подобрали ингуши. Машин 06-го региона на Колыме очень много. Там целые посёлки золотодобытчиков состоят из ингушей и в Сусумане их тоже много. Почему – не знаю. Так повелось просто. Свезли меня ингуши в Оротукан, это близко.



Тут первый раз столкнулся с третьей проблемой, о которой меня предупреждали. Первая — комары, вторая — медведи, а третья — ПЫЛЬ! Даже ПЫЫЫЫЫЛЬ!!!!!



У трассы «Колыма» есть одно преимущество. Она проложена на скальном грунте, то есть, не размокает даже в дожди. Зато тут горы этой вот горной пыли. Бензовозы везут на прииски горючее, бензовозов много, потому что от одной машины прииску хватает горючего на четыре дня работы. Чтоб не пылить, машины встают примерно в километре друг от друга, потому что пыль садится примерно минуту. И если мимо идёт колонна из пяти бензовозов, человеку, который стоит на обочине, получается минут 15-20 непрерывной пыли. А если за такой колонной встать на легковушке, можно впороться.

Словом, я очень обрадовался, когда Саша меня снова подобрал.

Мы быстро доехали до реки Колымы и до посёлка Дебин. Тут Варлам Шаламов сидел и работал фельдшером, музей есть.





Мы ещё посидели у речки Дебин, и Саша свёз меня в Ягодное. Ему туда и надо было.



Точнее, сегодня ему было надо в Ягодное, а завтра в Сусуман, куда прилетит его начальник и они поедут по мелким поселениям и приискам района. Саша сказал, что если меня никто не возьмёт, утром меня подберёт. Так себе перспектива.

Хотя Ягодное выглядит прилично, есть гостиница. А на выезде вот такой указатель.



Серпантинка — жуткое место даже по колымским меркам. Там, говорят, была расстрельная тюрьма. Но некоторые оппозиционеры, ставшие теперь снова оппозиционерами, но уже со стороны коммунистов, говорят, что всё не так и тюрьмы там не было, а был полигон и мишени. Ну, не знаю.
От Ягодного в Сусуман меня снова вёз ингуш на фуре Вольво-450. Он туда ехал за запчастями. Дорога лучше не стала





Сусуман город довольно большой, по нему меня вёз Миша Король. Фамилия такая. Свёз к выезду из города, он же почти центр, он же автостанция, тут же две гостиницы. Надо было решать: время оставалось детским, часов пять вечера. В центре страны или, например, в Карелии я б поехал дальше, а тут чего-то напугали медведами. Пошёл в гостиницу, заплатил 1 300 рублей. Но это отдельная комната и со стиркой.

Сусуман мне показался самым мрачным местом за всю поездку. Так честно и пишу. Это иногда помогает. Лет двенадцать назад катался по русскому северу, похожее впечатление произвёл Сольвычегодск. А теперь там более или менее конфетка.

Так и Сусуман: много брошенных домов, в столовке обхамили, то-другое не так, под ногами уголь какой-то чёрный, дождик идёт… Взял чекушку, минералку, самсы парочку. Тем и сыт был







Утром погодка стала отличной. Вышел на трассу часов в шесть, пошёл пешочком в сторону Якутска. Засамостопился Мицубиси, свёз к выезду из Сусумана. Почти сразу попался УАЗ-Патриот, доехали до Холодного. Это название такое. Тут и встрял. Машин не было просто совсем. Только стояла фура-сухогруз и в ней водитель спал. Зато вокруг царила красота полная. Цвёл иван-чай



Этот иван-чай будет цвести до самого Урала в ту поездку, но я пока ещё этого не знаю.

Машинки в принципе были — одна минут в пятнадцать, но в основном водители махали руками, что, мол, сворачиваем. Потом приехал Хайс.
Водитель попался необычный, втирал про разную эзотерику.



Потом был ещё один ингуш. Он с одного прииска выехал, я буКВАльно из нашей машинки в его машинку перебежал, а ехал в место с дивным названием Мяунджа, где ГЭС.

Тут я опять встрял.

А потом мне остановился бензовоз, что, конечно, не положено. За это штрафуют на 150 000 рублей. Но хороший человек Костя меня подобрал.



Навстречу попадались сумасшедшие мотоциклисты. У самых отмороженных байкеров есть понт: доехать от Лиссабона до Магадана. Думаю, не все доезжают. Хотя запасных шин везут с собой мноооого



После Делянкира дорога идёт вдоль реки Нера.









На реке стоят драги. С виду обычные, только моют они золото! Прост зачерпывают грунт и моют. Так-то можно сесть рядом с ситечком и тоже мыть. За день намоешь рублей на семьсот, а прожрёшь больше.

Дорога, как видим, не огороженная, ничего, но это пока ещё норм.

Около Усть-Неры нырял на пол кабины, заново повредив начавшую заживать руку. А что делать, если навстречу ехали менты, готовые оштрафовать водителя на те самые 150 000? Костя говорит, что с магаданскими гаишниками договориться легко, а с якутскими — невозможно. Кроме того, их много и они делают рейды по республике. А Усть-Нера это уже Якутия.



Тут, у въездного знака, меня подобрала дама, свёзшая в центр, где гостиница и откуда бегают Хайсы в Якутск. Один как раз отправлялся, но меня задавила жаба: 8 000 рублей! Я из Москвы в Магадан летел за 10 800.

Впрочем, самолёт из Усть-Неры в Якутск стоит вообще 20 000! Так и не полетал я на малой авиации.

Снова возник вопрос: ночевать или ехать дальше? Я заночевал и не пожалел.

Вид из окошка гостиницы был так себе, но внутри кафе «У Петровны» оказалось хорошим.









Официантки милые. Прикалывались: «Мы только вас и ждали»! Одна с кольцами в носу, у второй волосы крашены в несусветное.
Правда, водка стоила 100 рублей за 50 граммов, но тут и бензин по 81 руб/литр. Зато соусы и сухарики бесплатные.
Колымское пиво в Усть-Нере тоже стоит в полтора раза дороже, чем в Магадане.

А так — посёлок вполне ухоженный, набережная Индигирки красивая, музей. Тут, говорят, командовал местный олигарх и артисты сюда летали чаще, чем в Якутск. Потом посадили человека, конечно.

















Горы тут всё ещё называют «сопками». Хотя какие это сопки, когда скалы сплошные? Даже и наверху?



Встал опять в шесть утра.

Увидел заброшенную сторону Усть-Неры. Теплицы битые и всё такое.




СТОП!
Как-то пост раздулся до неприличных размеров. Вторую часть Колымской трассы выложу отдельно. Там ещё веселей станет.
(Продолжение следует)

#осеньосень, #10прогулок, #уголкироссии
 
Сегодня в СМИ