О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Красноармейск. Часть 1, фабрика

 


    Красноармейск - небольшой город на северо-востоке Подмосковья. К нему ведёт Красноармейское шоссе, которое городом и заканчивается. Примерно такая же история, как с Фряново, по пути туда не заедешь, надо ехать специально. Город состоит из двух частей - южной, фабричной. и северной - военной. Их связывает всего одна дорога, а разделяет целый лес. Две эти части очень разные, как по истории возникновения, занятию жителей, так и по архитектуре.
    Поскольку место здесь тупиковое, глухое, населённых пунктов на месте нынешнего Красноармейска к началу 19-го века было только село Муромцево и не так далеко Царёво. Но была река Воря - источник энергии и воды. И появилась на ней фабрика, вокруг которой возник посёлок, ставший впоследствии городом. Рассказ о городе будет разбит на три части. В первой я расскажу о фабрике и тех дореволюционных зданиях, которые были построены при ней.



    Именно здесь братья Василий Логинович и Семен Логинович Лепешкины решили поставить фабрику. Они были купцами 1-й гильдии и владели торговым домом в Москве. В первом производственном корпусе были установлены 182 механические прядильные машины. Приводились в действие они от водяного колеса и 3-х паровых двигателей. Выпуск продукции (перкаль, тесьма) начался в 1935-м году.
    Работа на фабрике давала стабильный заработок, и многие крестьяне из соседних деревень стали переходить в другое сословие. Семён сделал неплохую карьеру, был избран членом торгового совета при министерстве, а царское правительство наградило его золотой медалью, золотым перстнем, орденом Святослава и дало звание почетного гражданина и титул коммерции советника.

2. Здание, состоящее из трёх частей по улице Свердлова, дом 2. Это были построенные в 1840-х годах цеха. Но место было выбрано не очень удачно, и вибрация, возникавшая при работе станков с одной стороны и быстрые воды Вори с другой начали разрушать берег. Пришлось цеха переоборудовать в жилые помещения, а производство перенести во вновь построенный "узкий" цех.


3. Здание одно, а казарм числится три - Андреевская, Владимирская и Ивановская. Некоторые семьи имели здесь даже не комнату, а «сторонку» — часть комнаты, отгороженную от соседей простыней. «На сторонке» выросли очень много красноармейчан. Казармы соединялись между собой коридорами на каждом из трех этажей.




4. Первый этаж со стороны улицы Свердлова был почти подвальным. С пуском в Москве первой линии метро за этим этажом прочно закрепилось прозвище «метро». Половодья были очень сильными. Подвалы казарм, стоящих совсем рядом к реке затоплялись почти каждую весну. О силе весенних паводков тех лет можно судить по сохранившимся фотографиям.


5. Борьба с подмыванием берегов длится уже больше 150-ти лет. По берегу были проложены рельсы, с вагонеток сбрасывали в реку шлаки из котельной, чтобы хоть как-то укрепить берег.


6. Борьба не закончилась и по сей день, только применяются уже другие материалы.


7. Лебёдка для подъёма-опускания шиберов и сейчас актуальна. Это не музейный экспонат, а рабочий механизм.


8. При строительстве плотины был прорыт параллельный обводной канал, по которому пустили воды Вори. Через него был перекинут "английский" мост, который из-за аварийного состояния разобрали в 1980-е годы.


9. После смерти братьев (Семён умер в 1853-м, а Василий - в 1860-м), фабрику унаследовал сын Семёна Дмитрий. Уже при нём фабрика была переименована в Вознесенскую мануфактуру в честь церкви, построенной в 1848-м году на правом берегу.


10. Церковь стояла на каменном фундаменте, но сама была деревянная, оштукатуренная сверху.


    В 1928-м году по инициативе фабричных комсомольцев церковь была разобрана на брёвна, из которых построили два деревянных дома. Правда один из домов почти сразу сгорел.

11. Рядом с церковью стоял деревянный особняк управляющего фабрикой Георгия Филипповича Миндера. Миндер - потомственный дворянин, действительный статский советник, инженер-механик - 4 мая 1883 поступил на Вознесенскую мануфактуру директором правления.


    Со своей семьёй он жил в доме из 35 комнат. При доме были веранда, сад, фонтан, оранжерея, теплица, прачечная, коровник и другие хозяйственные строения. После революции в доме устроили детский сад и столярные мастерские. В январе 1996-го дом сгорел дотла. Теперь на его месте стоит многоэтажка.

12. Вход на бывшую фабричную территорию со стороны моста.


13. Раньше там стояли красивые ворота.


14. Кроме этих ворот были ещё трое - внешних, Московские, Банные и Муромцевские. Сохранились только одни - Московские.


15. Из названия понятно, что через них въезжали прибывшие со стороны Москвы.


16. Эти ворота заслуженно красуются на новом гербе Красноармейска.


17. На разных сторонах ворот выложены две даты. Дата основания Товарищества Вознесенской мануфактуры.


18. И дата строительства самих ворот.


19. В 1860-м году был введён в эксплуатацию еще один производственный корпус.


20.


21.К сожалению, на территорию фабрики посторонних не пускают.


22. Пришлось фотографировать через шлагбаум.


    В 1878-м году Дмитрий Семенович продал фабрику компании английских промышленников с условием его участия как учредителя-пайщика вновь образованного товарищества. Так в 1878-м году появилось «Товарищество Вознесенская мануфактура Лепешкина сыновья». В это время были приобретены самоткацкие станки, оборудование для отделки материала. Рабочие работали от 12 до 13 часов в сутки. Дети работали наравне со взрослыми. Работники фабрики получали в месяц зарплату от 4 до 24 рублей, дети – от 2 до 6 рублей.
К концу 1870-х на фабрике трудились три тысячи рабочих.

23.


24.


25. Бывшая фабричная контора


26. Старый фабричный склад.


27.


28. Напротив самой старой казармы стоит ещё одна.


29. Её адрес Заречный тупик, дом 4. Это "Отбельная казарма". В 1848-м году был построен отбельный цех, который в 1882-м сгорел. Но стены крепкие, здание восстановили и отдали под жильё.


30. Но как-то не везёт ему с пожарами. Год назад часть здания ещё раз выгорела.


31. Но вторая часть здания не пострадала и сейчас обитаема. Во время сильного половодья казарма оказывается отрезана водой от от суши и добраться до неё можно только в высоких сапогах.


32. Но самая красивая и внушительная казарма - Георгиевская (Егорьевская).


33. Она построена в 1905-м году стараниями директора фабрики Георгия Миндера и названа в его честь.


34. Фактически казарма состоит из двух зданий, расположенных буквой "Т".


35. Обе части соединены между собой переходом.


36. Пожалуй это самое красивое здание города.


37. Пережитки недавнего прошлого возле казармы.


Вроде как есть (или была) ещё Фёдоровская казарма, но я её не нашёл.

38. Ул. Лермонтова, дом 2. Здесь был центральный магазин, в советское время городской торг, пекарня. Сейчас офисы.


39.


40. Лермонтова 5, бывшая фабричная баня. Затем в здании разместили кузницу, а уже в наше время - деревообрабатывающий цех.


41. Это сейчас улица Лермонтова - тихая, тупиковая для автомобилей. А первоначально была одной из центральных и в честь бани названы Банные ворота, через которые был проход в фабричный посёлок и Банный лес, отделяющий северную часть города от южной.


    После революции фабрика была национализирована, но название "Вознесенская мануфактура" осталось. Она входила в 3-й Государственный хлопчато-бумажный трест ВСНХ. Был введён восьмичасовой рабочий день, в цехах газовые горелки заменили на электрическое освещение. В 1927-м фабрика стала называться  фабрика имени Красной Армии и Флота (КРАФ), а все посёлки, выросшие вокруг фабрики объединили в один - Краснофлотский, но уже в 1929-м его переименовали в Красноармейский..

42. В 1934-1939 годах фабрика подверглась полной реконструкции. Старое, импортное оборудование, было заменено на новое, отечественное, построены новые цеха.


43. Производство было ориентировано на выпуск специализированной ткани – кирзы (хлопчатобумажный кожзаменитель), перкали и тесьмы. За кирзу фабрике вручили Сталинскую премию. Эта продукция пешком дошла до Берлина.


44. Нынешняя центральная улица южной части города, возникшая на месте узкоколейки, носит имя космического академика Янгеля. Я сначала недоумевал, какая связь между Янгелем и текстильным городком, но потом мне всё стало ясно.


45. В 1990-м на базе фабрики был создан кооператив "Челнок", которому отошло практически всё её имущество. В 1996-м ООО "Фирма Челнок" была признана банкротом. На этом история фабрики закончилась. Сейчас помещения сдаются в аренду под склады, офисы и разные мелкие производства.


46.


Источник 1
Источник 2
 
Сегодня в СМИ