О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Вышний Волочёк

 




Ныне прозябающий в небрежении город знавал когда-то лучшие времена. Обидно наблюдать, как разрушаются исторические здания, обезображивая центр Вышнего Волочка. А ведь туристический потенциал у города огромный, есть интереснейшие памятники архитектуры и истории как в нём самом, так и в окрестностях. И расположен Вышний Волочек весьма удачно, через него проходит федеральная трасса М10 и железная дорога, соединяющая Санкт-Петербург и Москву. Когда-то именно нахождение в точке пересечения транспортных потоков принесло городу богатство.
Ещё в древности здесь был волок, по которому суда перемещали (волокли) по каткам между реками Тверца и Цна – по ним проходил путь из бассейна Волги к Новгороду и дальше к Балтийскому морю. Расстояние было небольшим, отсюда и уменьшительный суффикс в слове «волочок». Следующий на пути волок был расположен в нижнем течении реки Мсты, отсюда прилагательное «вышний».Так и прижилось название поселения «Вышний Волочок» или «Вышней Волочок», первое письменное упоминание о котором относится к 1437 году.

В  начале XVIII века, когда Пётр I основал Санкт-Петербург, новая столица нуждалась стройматериалах, продовольствии, оружии и боеприпасах. Основной грузопоток  тогда шёл по водным путям, делом государственной важности было сократить время доставки при увеличении объёмов грузов. Требовалось создать водную систему, соединив реки системой каналов.  Государь действовал по уже отработанной схеме: из Голландии были выписаны «слюзные мастера».  Иностранные специалисты пошли по наиболее очевидному пути, начав строительство судоходного канала в месте волока, где  русла двух рек  находились близко друг от друга. За пять лет перемычка протяженность в три километра была прорыта, но итог работ разочаровал Петра I, так как канал оказался мелким, пригодным для прохождения тяжелогружёных судов лишь во время паводков.

Выправить положение взялся купец Михаил Иванович Сердюков,  представил царю проект строительства гидросистемы в Вышнем Волочке. Сопроводив его припиской: «Ежели сделаю — о взыскании милости просить буду, а буде не сделаю — убытков своих возмещать не желаю». Пётр I знал Сердюкова не один год, их знакомство состоялось в Москве, где смышлёный парень работал приказчиком в лавке. Михаил сумел произвести на царя настолько хорошее впечатление, что тот велел записать его в новгородское купечество и поручил выполнение подрядных работ. Сердюков высокое доверие оправдал, исправно поставляя во время Северной войны в действующую армию крупные партии муки и хлеба.

Был он и главным поставщиком провианта на строительство канала в Вышнем Волочке, присматривался к тому, как ведутся работы. К тому времени  Михаил Иванович построил винокуренный завод в окрестностях  поселения, был хорошо знаком с местностью.
Получив от Пётра I  разрешение на переустройство Вышневолоцкой системы,  инженер – самоучка приступил к работе. И преуспел - построенная им гидросистема позволила проходить баркам с грузами как из Волги в Неву, так и в обратном направлении.

Количество судов, следующих через Вышний Волочёк, не уменьшалось до 1849 года, когда конкуренцию водному пути составила прошедшая через город Николаевская железная дорога. По ней стала осуществляться значительная  часть грузоперевозок.

Естественно, что, находясь на пути оживленного грузопотока, город начал быстро богатеть и развиваться. К концу XVIII века он стал одним из крупнейших в Тверской губернии, здесь ежегодно проходили три ярмарки. Особенно славилась Казанская ярмарка, которая длилась почти три недели июля.

Из Твери был приглашён архитектор И. Ф. Львов, по его проекту для нужд торговли в центре города были построены торговые ряды на пятьдесят лавок. Довольно скоро торговых помещений стало не хватать, и через пятнадцать лет появился второй корпус, в котором размещалось уже сто шестнадцать лавок. Ещё несколько лет назад в одном из корпусов шла торговля, сейчас торговые ряды опустели и разрушаются.




В печальном состоянии находятся дома Ванчаковской линии, обращённые фасадами к центральной площади.



Эта, в прошлом лучшая улица города,  названа по фамилии купца Михаила Фёдоровича Ванчакова, городского головы, выделившего для строительства собственные средства. Амбиции вышневолоцких купцов были так велики, что в подражание столице дома строились стена к стене.
А город называли, как и Санкт-Петербург, «Северной Венецией» или, скромнее, «Тверской Венецией» из-за обилия рек и каналов. Сейчас только здание  Вышневолоцкого  Драматического театра радует глаз хорошей сохранностью.



У бокового фасада театра находится памятник Екатерине II.



Она даровала Вышнему Волочку своим указом статус города и распорядилась  вести застройку по регулярному плану, а деревянные гидротехнические сооружения заменить на каменные, из гранита.


Во время своего путешествия на Волгу  государыня останавливалась в выстроенном для неё Путевом дворце, который нынче превратился руины.

Неподалеку установлен памятник  художнику А.Г.Венецианову, основоположнику русской жанровой живописи. Он жил и творил в своём имении километрах в пятидесяти от Вышнего Волочка.



Недавно у памятников появились довольно уродливые металлические пюпитры, где указана на двух языках – русском и английском – та же информация, что и на постаментах. При этом никак не отмечена малоизвестная достопримечательность – борозды на гранитных опорах моста, оставленные канатами, на которых бурлаки протаскивали суда на Цинскому каналу.



К новым строениям относится  автобусная остановка, составляющая разительный контраст с ветшающим зданием гостиного двора.



И артобъект у воды на Пожарной набережной,  пониже  здания  бывшего Магистрата.



В середине XIX века два строения, расположенные на небольшом расстоянии друг от друга, объединил  построенный между ними кирпичный двухэтажный дом, увенчанный высокой граненой пожарной каланчей. При оформлении фасада нового здания был повторен декор прежних построек.



Над царящей в городе разрухой парят золотые купола Богоявленского собора. Он построен на небольшом острове, образованном рукавами реки Цны.




Странно видеть, что средства руководство Вышнего Волочка выделяет не на реставрацию исторических зданий (руины путевого дворца Екатерины Великой и наиболее обветшавший корпус гостиного двора стыдливо затянули баннерами), а на возведение новых конструкций, скорее уродующих, чем украшающих, центр. Обидно наблюдать запустение и упадок, в которые всё больше погружается этот  старинный город, который можно было бы сделать весьма привлекательным для туристов.
 
Сегодня в СМИ