О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Русский Север от Мезени до Ладоги: музей "Малые Корелы"

 


В поселке Малые Корелы, что под Архангельском, находится один из лучших музеев деревянного зодчества в России. Сюда легко добраться и без автомобиля: прямо к музею из Архангельска регулярно ходит автобус. Мы же выделили на это посещение где-то два с половиной часа, возвращаясь в Архангельск из Кимжи, - и этого времени нам едва хватило на осмотр в бодром темпе всего самого интересного. Это без учета того, что в соседнюю Лявлю, где сохранился прекрасный деревянный Никольский храм (1581-1584 гг), мы добрались за год до того.

Зачем же ехать в Малые Корелы? Во-первых, мы любим такие музеи: именно они позволяют получить относительно полное впечатление о деревенском быте того или иного региона. Также в них легко проследить архитектурные особенности местной деревянной архитектуры. И хотя здания здесь находятся не на своем месте, создатели подобных скансенов часто выбирают для них очень живописные и удачные места.
Во-вторых, вне музеев под открытым небом судьба многих памятников деревянного зодчества была предрешена – они бы просто погибли. Такое уже случилось со многими зданиями, утраченными, увы, безвозвратно. Так что роль скансенов в деле сохранения архитектурного наследия трудно переоценить. И, в-третьих, как ни странно, я до сих пор в Малых Корелах не была: на них постоянно не хватало времени.

Стоит ли говорить, что столь богатый деревянной архитектурой регион, как Архангельская область, не мог оставаться без соответствующего музея. Еще в конце 1960-х годов возникла идея его создания. Реализована она была, в целом, в течение 1970-х годов (когда памятников деревянного зодчества на территории области оставалось еще довольно много, хотя уже тогда они исчезали стремительно).
Впрочем, музей постоянно растет и развивается - и, честно говоря, есть куда. Я обратила внимание, что, например, столь самобытное в плане деревянной архитектуры Поважье в Малых Корелах не представлено совсем. Понятно, что одну избу и деревянный храм важского типа (на своем историческом месте) можно посмотреть в самом Вельске, но этого явно недостаточно: в этом районе есть масса ценных, но погибающих шедевров, которые вполне можно было бы перенести в музей, создав здесь соответствующий сектор.
Вообще, именно то, что некоторые важные регионы области не представлены в Малых Корелах, стало главным моим разочарованием от этого музея: при таком объеме деревянного наследия, которым до сих пор располагает Архангельская область, его экспозиция могла бы быть намного обширнее.

Справедливости ради, те районы, которые в Малых Корелах все-таки представлены, представлены довольно хорошо. Сейчас здесь несколько больших секторов, где собрано архитектурное наследие следующих регионов области: Подвинье, Пинежье, Каргополье и Поонежье, Мезенье.
Билеты в Малые Корелы стоят в зависимости от дня недели, поскольку в них включено также посещение всех интерьерных экспозиций: дешевле всего в понедельник-вторник, когда большинство интерьеров просто закрыты, а дороже всего в выходные, когда открыто все по максимуму. Мы здесь оказались в пятницу, правда, ближе к закрытию - так что пришлось сильно спешить, чтобы успеть зайти во все доступные для посещения церкви, избы, мельницы и хозпостройки.

Непосредственно у главного входа в музей разместился Онежский сектор, где помимо традиционных изб, мельниц, хозяйственных построек заслуживает внимания великолепная Вознесенская церковь (1669 г) из села Кушерека Онежского района. Внутри можно увидеть оригинальный иконостас XVII века. Из культовых построек здесь представлены еще пара часовен, в одной из которых (Макария Унженского, 1790-е гг) собраны иконостас и расписное "небо", которое легко разглядывать, но довольно сложно нормально сфотографировать.

1. Каргопольско-Онежский сектор. Вознесенская церковь из села Кушерека (1669 г), колокольня 1854 г.


2. Вознесенская церковь с апсиды и 3. ее пятиглавие на кубоватой бочке.


4. В церкви сохранился иконостас - пишут, что XVII в. Но, по виду, это XIX - нач. XX вв.


5. Царские врата иконостаса. 6. Деталь крыльца церкви.


7. Дом-двор Пухова А.Ф. (1812 г) из Ошевенской волости (Каргопольский район) - пример жилья богатого крестьянина-старообрядца.


8. Дом Пухова - хозяйственная часть присоединена через Т-образную связь.


9. Самцовая крыша дома-двора, украшенная "солнышками" и дымоходами.


10. Дом Пухова - летняя изба на втором этаже.


11. Просторный интернет летней избы.


12-13. Внутри дома Пухова помимо интерьерных росписей можно ознакомиться с выставкой "Рублено топором", посвященная искусству северных плотников.


14. Дымник с резными стенками и двухскатной кровлей из деревни Веркола Пинежского района (XIХ век)


15. Дом-двор Кириллова Е.И. (кон. XIX в) из Лядинской волости Каргопольского уезда.


16. Типичный образец дома с двухрядной связью жилой и хозяйственной части. Изба и двор стоят рядом, каждый имеет отдельную кровлю.


17. Амбар-двойня (1928 г) из дер. Калитинка Каргопольского уезда. Навес-залобник использовался для хранения домашней утвари.


18. Ветряные мельницы шатровка (1928 г) и столбовка на "ряже" (XIX в). Вот с помощью этой жерди мельничный амбар вращался вокруг неподвижного центрального столба.


19. Мельница-столбовка на раме (XIX в) из дер. Калгачиха (Каргопольского района) - также вращалась по ветру вокруг центрального неподвижного столба.


20. Внутри мельницы-шатровки (1928 г) расположена тематическая экспозиция. 21. Здесь можно увидеть, как с помощью передаточных колес с шестернями (все детали из дерева) импульс от движения лопастей передавался на центральный столб мельницы и жернова.


22. И снова деревянные передаточные колеса


23. Жернова и ступы.


24. Гумно с овинами (кон. XIX в) (Калитинская волость, Каргопольский район)


25. Ильинская часовня из дер. Мамонов Остров Плесецкого района (1788 г).


26. Ильинская часовня с бокового фасада. Хорошо видна клинчатая кровля с переломом.


27. Внутри воссоздан интерьер традиционной Каргопольской часовни.


28. Дом-двор М.А. Третьякова (II пол. XIX в) из Ошевенской волости Каргопольского уезда.


29. Вид на дом Третьякова сзади - на поветь (хоздвор).


30. Взвоз дома Третьякова.


31. Дом Третьякова сохранил архаичное отопление по-черному. Внутри это заметно по закопченым бревнам.


32. Колесный колодец из Каргопольского сектора.


33. Дом-двор А.Я. Попова (XIX в) из дер. Погост Каргопольского района.


34. Макет двухэтажного амбара кон. XIX в, выполненный по проекту А.В. Ополовникова.


35. Колокольня из села Кулига-Дракованово (Сольвычегодский район) - одна из самых древних колоколен подобного типа на Севере (кон. XVI в).


36. Водяная мельница (70-е гг XIX в, Каргопольский р-н, дер. Ширяиха)


37. Часовня Макария Унженского и Желтоводского (1790-е гг) из дер. Федоровская Каргопольского района.


38. Часовня с фасада и 39. образ Макария Унженского (кон. XVIII в).


40. Еще икона из часовни: св. Макарий тушин пожар в осажденном татарами городе Унжа. 41. Фрагмент "неба" часовни: апостолы Филипп и Фома.


42. "Небо" Макариевской часовни (кон. XVIII в).


43. В центре "неба" Иисус с Евангелием.


44. и еще фрагменты "неба": апостолы Петр и Павел, 45. И еще апостолы, которых я не опознала.


46. Апостолы Андрей Первозванный и Симон Зилот. 47. Апостол Варфоломей.


48. "Небо" из часовни Макария Унженского (кон. XVIII в) с изображением 12 апостолов..


Перейдя по мостику через большой овраг, посетители попадают в Двинский сектор, где окруженная целыми улицами из деревянных домов стоит высокая Георгиевская церковь (1672 г), окруженная выносной галереей. К сожалению, она оказалась закрыта - внутрь попасть не удалось.
Домов здесь тоже много, некоторые из них открыты для посещения и содержат весьма информативные экспозиции. Например, дом старообрядцев Русиновых, где наибольший интерес представляет домашняя молельня старообрядцев филипповского толка.

49. Деревенская улица из Двинского сектора музея. На первом плане дом-двор Цигарова (сер. XIX в) из дер. Выемково Яренского района.


50. По деревянным мосткам через овраг переходим в двинский сектор


51-52. Георгиевская церковь (1672 г) из села Вершины Верхнетоемского района.


53. У церкви роскошное выносное крыльцо.


54. Ветряная мельница кон. XIX в из дер. Средняя Медлеша Шенкурского района. 55. И еще ветряная мельница 1744 г Онежского района.


56. Дом-двор А.В. Щеголева (1826 г) из дер. Итра Яренского района. Крыльцо дома опирается на красивый резной столп. Под одной крышей находятся летняя и зимняя изба. В зимней части сохранились даже волоковые окна.


57. Дом-двор Туробова (1820-е гг) из с. Итра Яренского района. Зимняя изба (справа, окна ниже) имеет волоковые (по бокам) и косящатое (в центре) окна. Заулок (узкая часть по центру) оснащена волоковым окном. Слева находится летняя изба. Сбоку пристроено выносное крыльцо на столбе, украшенном резьбой.


58. Дом-двор Н.Е. Шестакова (1861 г) из дер. Цивозеро Красноборского района.


59. Охлупень (конек) и "полотенце" дома Цигарова (сер. XIX в). 60. Наличник дома-двора Н.Е. Шестакова (1861 г).


61. Печной короб из дом Н.Е. Шестакова (1861 г)


62. "Курицы" кровли дом Н.Е. Шестакова (1861 г).


63. Роскошный дом Тропина (1880-е гг) из дер. Симунинская Сольвычегодского района.


64. Хозяйственная часть дома Тропина и взвоз.


65. У дома Тропина интересный двойной охлупень. 66. Дверь дом Тропина.


67. Дом-двор М.Е. Ермолиной (1880 г) из дер. Кривец Холмогорского района.


68. Внутри дома М.Е. Ермолиной.


69. Здесь же - хорошая выставка изделий из металла. Это рыболовные снасти.


70. Светцы, куда вставлялась лучина.


71. Дверной набор (клн. XIX - нач. ХХ вв).


72. Еще части дверного набора.


73-74. Подсвечники и дверные наборы.


75. Дом-двор Русиновых (кон. XIX в) из дер. Кондратовская Верхнетоемского района. Здесь жили представители одного из самых ортодоксальных толков старообрядчества - филипповского согласия.


76. Резные "курицы" дома Русиновых. 77. Его охлупень и "полотенце"


78. Наличник с очельем дома Русиновых.


79. Интерьер дома Русиновых.


80. Двинские прялки - одни из самых известных на Севере.


81. Молельня в доме Русиновых - интересный и редкий пример старообрядческой молельни.


82. Восьмиконечные старообрядческие кресты и чеканные медные иконы из молельни в доме Русиновых.


83. В старообрядческой культуре сильна была книжная традиция, признававшая только старопечатные дониконовские книги.


Рядом разместились постройки Мезенского сектора, где кроме характерных для этого региона поморских изб втречаются и поклонные кресты, и бани, и амбары, и мельницы-столбовки, и даже непривычный для Мезени дом с расписным фронтоном (больше характерный для Поважья, не представленного в малых Корелах вообще). Здесь есть несколько открытых для осмотра интерьеров, в том числе, посвященных морскому промыслу поморов.

84. Мезенские мельницы на "ряжах" рубежа XIX-ХХ вв из деревень Азаполье и Целегора.


85. Дом-двор Клокотова (1879 г) из деевни. Заозерье Лешуконского района.


86. Нарядный фасад дома Клокотова, украшенный изящным балкончиком, яркими наличниками и даже росписями, совершенно не характерен для сурового поморского края.


87. Охлупень и росписи свесов кровли. 88. Поклонный крест, наоборот, - типичный элемент мезенского пейзажа.


89. Уникальное для Мезенского края явление - росписи фронтона дома Клокотова. Они выполнены в 1880-х гг крестьянином Иваном Орловым.


90. На фронтоне традиционно изображены львы


91. в том числе, и огнедышащие.


92. Внутри собраны предметы быта крестьянина-промысловика.


93. В Мезенском секторе вполне ожидаемо разместилась выставка, посвященная поморским судам и морским промыслам. Здесь представлены зверобойная лодка-ледянка (нач. ХХ в) и карбас того же времени.


94. Ловдус - поплавок для рыболовной снасти (1890-е гг)


95. Карбас тонский (нач. ХХ в).


96. Дом-двор Н. Лимонникова (нач. ХХ в) из деревни Елкино Мезенского района.


97. Ледник (нач. ХХ в и дер. Сафоново) и амбар в Мезенском секторе


98. Подпорная тенка XIX в, под которой разместился характерный для Мезени амбарный и банный городок.


99. Двор-дом Кузьминых (кон. XIX в) из деревни Чучепала Мезенского района. Справа дом-двор М.А. Федотова из дер. Лебская (XIX в).


100. Охлупень и 101. наличник дома Кузьминых (кон. XIX в).


102. Внутри воссоздан интерьер мезенской избы военного времени.


103. Дом-двор М.А. Федотова (XIX в)...


104 ...и ее охлупень.


105. Внутри оформлен интерьер избы гончара.


106. Котел салотопенный из деревни Койда (нач. ХХ в)


107. Баня Анциферова по-черному (1927 г)


108. Амбар кон. XIX в из деревни Заручей Юромской волости (кон. XIX в). Рядом амбарчик нач. ХХ в из дер. Кысса.


109. Колодец-журавль. 110. Мельница-столбовка на "ряже"


111. Мезенские кони - инсталляция в одноименном секторе музея.


Закончили прогулку по музею в Пинежском секторе, который сечас только находится в процессе формирования. Изб и амбаров здесь уже собрано немало, но вот интерьерных эскпозиций пока нет. Наиболее интересной для нас здесь стала Троицкая часовня (1728 г) из деревни Вальтево Пинежского района, которая своими формами напомнила нам виденную не так давно покосившуюся Георгиевскую часовню (1700 г) в селе Чешьюга. Видимо, для Пинежья этот тип часовен был характерен в XVIII веке.

112. Амбар XIX века с выносной кровлей на "курицах".


113. Амбар Порывкина (кон. XIX в).


114. Охлупень, венчающий крышу амбара. 115. Сруб соединен "в чашу".


116. Дом-двор А.А. Кыркаловой (кон. XIX в) из дер. Большое Кротово Пинежского района.


117. Улица в Пинежском секторе. Дом-двор А.И. Ситниковой (1893 г) из дер. Шеймогоры Пинежского района.


118. И снова амбарчики - их а Пинежском секторе особенно много.


119. Фронтон дома А.И. Ситниковой (1893 г). 120. А рядом еще амбар.


121. Амбаров здесь целые улицы.


122-123. Троицкая часовня (1728 г) из деревни Вальтево Пинежского района с разных фасадов.

 
Сегодня в СМИ