О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Объясняем, что такое эффект Хааса

 


Фото: Kelly Sikkema/unsplash
Фото: Kelly Sikkema/unsplash

Современная музыка не обходится без панорамирования, когда инструменты разведены в разные стороны, чтобы создать эффект объема и полноты картины. Но еще в 1951 году доктор Хельмут Хаас открыл (на самом деле переоткрыл, но на сей раз официально) интересный психоакустический феномен.

Эффект Хааса применяется до сих пор, и его часто относят к стерео, хотя это немного разные вещи. Он заключается в простом обмане слуха: если человек слышит раздвоенный идентичный сигнал и в одно из ушей он придет с небольшой задержкой (до 40 миллисекунд), то мозг будет воспринимать это как единый звук. Плюс будет возникать эффект объема именно из-за этой разницы во времени.

В первую очередь этот феномен объясняет, как человек определяет пространственное местоположение источника аудио. Сигнал, который приходит раньше, и будет для нас отправной точкой. Но можно немного сломать сознание, если увеличить громкость задержанного звука. Тогда мозг «потеряется» в образовавшейся какофонии, потому что и второй сигнал он будет распознавать как доминирующий. Так же будет и с частотой: чем она выше, тем более выразительным будет источник для серого вещества в нашей голове.

Акустическое чудо использовалось еще до своего открытия, например в разного рода залах и строениях, и продолжает пользоваться популярностью у архитекторов по сей день. Государственный Кремлевский дворец устроен по такому принципу. Под его залами находятся подземные камеры, в которые уходит первоначальный звук и через специальные трубы возвращается обратно с разной задержкой. В результате в некоторых случаях образуется эффект Хааса, подчеркивающий объем помещения.

Автор: Александр Бука

Подпишитесь на наш блог 🎵

Читайте другие материалы в медиа Звук:

Дети известных музыкантов, которые и сами не промах

Звучащие полотна: кто и зачем заставляет картины звучать

Самые живучие группы в истории музыки

 
Сегодня в СМИ