О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Каргопольский край. Маленькая "кругосветка"

 


Каменные храмы Каргополя привлекают в город довольно много туристов. Но не только ими знаменито Каргополье. Не меньший интерес вызывают затерявшиеся в разных его частях памятники деревянного зодчества, которых со временем, наверное, будет оставаться все меньше: в Лядинах, Масельге, Ширяихе, Архангело, Погосте, Низе и других местах.

Здесь я расскажу о достаточно популярном туристическом маршруте, по которому мы проехали в новогодние каникулы: Каргополь – Кипрово (Саунино) – Александро-Ошевенский монастырь – Низ – Ширяиха – Погост – Архангело – Волосово – Каргополь. Получается этакая кругосветка. Туда по Ошевенскому тракту, обратно по шоссе вдоль Онеги. Можно ехать и в обратном направлении. Летом, когда световой день гораздо длиннее, получится более размеренное путешествие. Можно остановиться на ночлег, например, в Ширяихе (это примерно на половине пути), и тогда в каждом из этих мест можно будет задержаться на более длительное время. Мы же были зимой, и в нашем плотном графике отдыха был всего лишь один день для поездки по этому маршруту.

Церковь Иоанна Златоуста находится в Кипрово (ранее Саунино) всего лишь в 6 км от города. Добраться туда можно пешком в хорошую погоду, на 301 автобусе от автовокзала Каргополя, на автомобиле или с экскурсией. Посетить ее, как и в другие объекты, входящие в состав Каргопольского музея-заповедника, можно самостоятельно, только надо отыскать смотрителя, который вам откроет двери. С экскурсией это сделать немного проще. Внутри церкви сохранились оригинальные «небеса», это большая редкость, и хотя бы ради этого стоит приехать. Большая часть сохранившихся «небес» спущена на землю и хранится в Каргополе на первом этаже Христорождественского собора. Где-то их заменили фотокопиями, как в церкви Почозерского погоста.

Накануне поездки мы случайно узнали, что туда едет экскурсия, заказанная у музея группой туристов, и сопровождать ее будет та же женщина-экскурсовод, что рассказывала нам об истории Соборной колокольни в Каргополе. Договорившись о возможности присоединиться к группе, мы купили билеты на посещение церкви Иоанна Златоуста. Позже мы выяснили, что туристическая группа едет практически по всему нашему маршруту, и условились, что мы на своем автомобиле будем следовать за экскурсионным микроавтобусом. Нас даже включили в число тех, кого накормят традиционным деревенским обедом в гостевом доме в Ширяихе.

Уточнив время встречи следующим утром возле церкви, мы пошли домой (мы снимали квартиру) повторять матчасть, поскольку у нас не было уверенности, что мы сможем стать полноправными слушателями экскурсии. Все-таки мы ехали отдельно, а рассказ об истории памятников, скорее всего, должен был вестись в микроавтобусе, чтобы не заморозить туристов. Погода этой зимой стояла довольно морозной. Всю информацию экскурсовод действительно давала во время переездов, но для нас, уже на месте, она кратко все пересказывала, за что ей отдельное спасибо.

Церковь Иоанна Златоуста построена в 1665 году. Вместе с колокольней они стоят в некотором отдалении от деревень и в хорошую погоду должны очень выигрышно смотреться в окружающем пейзаже. Но в день нашей поездки погода была довольно мрачной и не позволила нам оценить открывшийся издалека вид. Потом мы узнали, что погода в Каргополье в январе чаще всего такой и бывает: свинцовое без просветов небо. Поэтому за яркими зимними фотографиями стоит приезжать, начиная с февраля. 

Церковь Иоанна Златоуста с колокольней
Церковь Иоанна Златоуста с колокольней

Вместе с группой мы зашли внутрь, рассмотрели скромный интерьер, самым ценным предметом которого являются «небеса». «Небеса» устраивались в церквях для вполне утилитарных целей сохранения тепла при обогреве в зимнее время. В церкви Иоанна Златоуста «небо» устроено с уклоном ввысь, разделено на двенадцать частей, на которых изображены святые и серафимы, вверху эти части сходятся к кругу с изображением Новозаветной Троицы.

Небеса в церкви Иоанна Златоуста
Небеса в церкви Иоанна Златоуста

Выслушав от экскурсовода уже знакомый нам по книжкам Г.Гунна рассказ об истории этой церкви, мы пошли рассматривать ее снаружи. Для лучшего впечатления надо отойти подальше и обойти вокруг, но ведь зима, кругом довольно глубокие сугробы. Поэтому туристы, немного потоптавшись возле церкви, двинулись в сторону микроавтобуса.

Дальше наш путь пролегал по Ошевенскому тракту, идущему от Каргополя к Алекандро-Ошевенскому монастырю. Не так давно, каких-то лет пятьдесят-семьдесят назад, наверное, дорога до монастыря на телеге с лошадью занимала почти целый день, особенно в период дождей. Время идет, дорогу расширили, улучшили. Зимой она укрыта толстым слоем укатанного снега и представляет собой почти идеальное неширокое шоссе, которое регулярно чистят.

Следующая остановка экскурсионного автобуса была возле следового камня в деревне Поздышевская. По легенде на нем остался след святого Александра Ошевенского. Этой снежной зимой туристам приходилось довольно долго раскапывать снег, чтобы увидеть этот камень-следовик. Еще минут через пятнадцать мы остановились возле Георгиевской церкви на реке Чурьеге в селе Погост Наволочный (Река). Каменный храм был построен в самом конце XIX века. Во время нашей поездки церковь была окружена строительными лесами, рядом лежали стройматериалы. По всему было видно, что ведутся реставрационные работы.

Еще через десять минут и примерно 15 километров мы подъехали к Александро-Ошевенскому монастырю. Он стоит в стороне от деревень посреди полей и кустарников на берегу все той же речки Чурьеги. 

Александро-Ошевенский монастырь
Александро-Ошевенский монастырь

Монастырь был основан иноком Кирилло-Белозерского монастыря Александром Ошевнем в XV веке. Деревянные строения неоднократно горели. Каменные здания, которые дошли до наших дней, относятся в XVIII-XIX векам постройки. Время и люди их не пощадили. Когда-то территория монастыря, окруженная невысокой каменной стеной, в плане имела форму квадрата с четырьмя башенками по углам. Сейчас остались лишь две каменные стены, пара башен, руинизированный Успенский собор 1707 г. постройки, Святые ворота с надвратной церковью, настоятельский корпус да небольшое здание, в котором расположены кельи. С более полной историей монастыря можно ознакомиться на официальном сайте Плесецкой епархии.

Руины Успенского собора
Руины Успенского собора

Никаких значительных памятников архитектуры тут нет, но присутствует какая-то безмятежность, что и подтвердил нам в беседе местный батюшка. Можно поддаться этому чувству и неторопливым шагом прогуляться до Богоявленской церкви, что в деревне Погост. Были бы мы одни, может, так и сделали бы, но уж коли присоединились к экскурсии, то будьте добры следовать в ее ритме.

Вид на Богоявленскую церковь от монастыря
Вид на Богоявленскую церковь от монастыря

До Богоявленской церкви мы доехали на автомобиле. По дороге обратили внимание на парочку расписных домов, что, в принципе, характерно для этих мест, и запланировали на обратном пути остановиться и поподробнее их, но, как это часто бывает, в погоне за все новыми впечатлениями забыли об этом. 

Богоявленская церковь построена в конце XVIII века. Это тяжеловатый, приземистый из-за своих пропорций «восьмерик», крытый шатром, с апсидой, трапезной и небольшим приделом. Из-за отсутствия симметрии относительно свой продольной оси, с разных сторон на нее открывается неповторяющийся вид. Рядом стоит колокольня, представляющая собой низкий «четверик», на котором стоит высокий «восьмерик», затем звонница и шатер с главкой.

Богоявленская церковь
Богоявленская церковь

Экскурсия возле церкви остановилась буквально на десять минут, поскольку там велась реставрация, и внутрь зайти нельзя. Дав возможность туристам сделать несколько фотографий, экскурсовод позвала их обратно в микроавтобус, и они поехали к Георгиевской часовне в деревню Низ. 

Камерных размеров часовня состоит из сруба и выходящих вверх из него двух «восьмериков», крытых шатром. Тот, что поуже – маленькая колокольня. Пока я искал лучшую точку съемки, измеряя глубину сугробов, туристов отвезли в третью деревню, Ширяиху, на обед. 

От Чурьеги, как мне кажется, часовня смотрится наиболее выигрышно
От Чурьеги, как мне кажется, часовня смотрится наиболее выигрышно

К нашему приходу их уже усадили за длинным столом, уставленным многочисленными блюдами. Тут были и кислые щи в супницах, и жаренные щука с налимом, выловленные, со слов хозяйки, в Чурьеге, и вареная картошечка с квашеной капустой, морс, клюковка для тех, кто не за рулем. Чуть позже принесли чай с черничным и брусничным пирогами. Без изысков, но вкусно и сытно. Гостевой дом – немного покосившаяся деревянная изба в четыре окна на высоком подклете длиною около 20 метров. В нем несколько комнат, поэтому если есть желание приехать сюда на пару дней, то ночлег найти можно. Организацией проживания занимается каргопольский центр народных ремесел «Берегиня», лучше с ними заранее договориться, потому что со слов хозяйки, она в отсутствие туристов живет в Каргополе. А гостевой дом – это просто место работы.

Гостевой дом в Ширяихе
Гостевой дом в Ширяихе

Тут мы попрощались с туристической группой, которая, как выяснилось, спешила к поезду в Няндому (именно этим был вызван быстрый ритм самой экскурсии), и решили еще раз заехать в деревню Погост. Напротив церкви через дорогу стоят большие северные деревянные дома. Зимой большинство из них пустует, но летом они оживают.

Среди домов
Среди домов
Вид с правого берега Чурьеги
Вид с правого берега Чурьеги

Мы перешли по льду через Чурьегу, чтобы оттуда можно было охватить весь открывающийся пейзаж. В поле укрытые снегом стояли зароды с сеном. Эти конструкции свойственны северным территориям и служат для лучшей просушки сена в условиях короткого и зачастую дождливого лета.

Зимний деревенский пейзаж
Зимний деревенский пейзаж
Вдали виднеется Успенский собор Александро-Ошевенского монастыря
Вдали виднеется Успенский собор Александро-Ошевенского монастыря

Световой день неумолимо двигался к завершению, а мы еще хотели успеть добраться засветло до села Архангело (Шелоховская), расположенного прямо на берегу Онеги. 

По дороге сделали краткую остановку в в д.Озерко возле брошенного расписного дома. По-моему мнению, подобные дома такие же полноправные объекты туристического внимания, как и культовые сооружения.

Расписной фронтон брошенного дома
Расписной фронтон брошенного дома
Фрагмент росписи
Фрагмент росписи

В самом Архангело рядышком стоят две потихоньку разваливающиеся «церквушки». В этом слове нет никакого пренебрежения, скорее это аналогия с древними старушками, которые в силу объективных причин, а именно, возраста и здоровья, уже доживают свой век. Если медицина часто бывает бессильна, то эти церквушки еще можно подлечить. Нужны средства, энтузиасты и, наверное, личные связи в кабинетах, без которых их восстановление может надолго затянуться.

Сретенская церковь (на переднем плане) и церковь Михаила Архангела
Сретенская церковь (на переднем плане) и церковь Михаила Архангела

Церковь Михаила Архангела имеет непривычное завершение. В профиль оно напоминает гигантскую луковицу, из которой вырастает центральная главка. Считается, что такие «кубастые» или «кубоватые» церкви встречаются только вдоль Онеги и на онежском берегу Белого моря (в церкви Почозерского погоста, до которого мы доедем в другой день, есть фотографии подобных церквей). Церковь построена в начале XVIII века. Крупный сруб-«четверик» с массивным кубом наверху придают этой церкви немного грузный, переразмеренный вид. Но в этом ее индивидуальность, и этим она запоминается.

Церковь Михаила Архангела
Церковь Михаила Архангела

Сретенская церковь имеет более привычную форму и пропорции. Она «принадлежит к типу так называемых ярусных храмов» (Г.Гунн), где последовательно друг на друге стоят несколько срубов. В этом случае два «четверика», один из которых меньшего размера и совсем невысокий, а также «восьмерик», покрытый шлемовидным куполом с главкой.

Мы покинули Архангело, когда начало смеркаться. Возвращались мы по шоссе вдоль реки Онеги, которое соединяет Каргополь с городом Онега, расположенном в ее устье при впадении в Онежскую губу Белого моря. По дороге решили заехать в Волосово (сейчас это д.Петуховская), чтобы посмотреть на церковь Николая Чудотворца, построенную во второй трети XVII века, «небо» которой мы видели в Христорожденственском соборе Каргополя. Когда-то здесь был ансамбль, включавший в себя церковь и отдельно стоящую колокольню. В 80-х годах XX века он сильно пострадал, от церкви остался только «восьмерик» над которым соорудили временную кровлю, которая вскоре тоже обрушилась, и алтарь, над которым возвышается крупная «бочка» с главкой. В 2017 году группа энтузиастов начала работы по восстановлению храма. В 2018 году они поставили новую временную крышу. Подробнее можно прочитать тут или тут.

Прогулялись в сгустившихся сумерках по кладбищу, посмотрели на церковь с разных сторон, тщетно пытаясь что-либо разглядеть. И, по правде говоря, уже пресыщенные сегодняшними впечатлениями, мы, наверное, не смогли отдать должное ни ее зодчим, ни волонтерам, которые приводят ее в божеский вид. Да и усталость брала свое.

Довольные после своего первого «набега» на окрестные красоты мы возвратились домой, где, усевшись возле растопленной печки (наша квартира была с печным отоплением), стали строить планы следующей вылазки, уже подальше, в Кенозерье, а именно, на Почозеро.

#осеньосень 

#10лонгридов 

#уголкиРоссии 


 
Сегодня в СМИ