О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Песенные истории. "Бежит река", год 1960.

 


Первая песня в творческом содружестве.

Эдуард Колмановский и Евгений Евтушенко
Эдуард Колмановский и Евгений Евтушенко

   Музыка написана композитором Эдуардом Колмановским на стихи  поэта  Евгения Евтушенко.  Первая и последующие публикации песни сопровождалась обязательной  надписью: «Посвящается Олегу Николаевичу Ефремову».  

 Обаяние подлинности Фотографии О.Н.Ефремова         Из свободных  источников
Обаяние подлинности Фотографии О.Н.Ефремова Из свободных источников

Эдуард Савельевич Колмановский позже рассказывал:

С Олегом Николаевичем меня связывает давняя творческая и личная дружба, — Не устаю удивляться его умению мастерски распорядиться музыкой как средством осуществления разнообразных сценических задач. Так было и в случае, когда он предложил мне написать музыку к спектаклю «Без креста» — инсценировке по повести Василия Тендрякова «Чудотворная», осуществлённой им в московском театре «Современник».
Сцена из спектакля Из свободных  источников
Сцена из спектакля Из свободных источников

Людмила Ивановна Иванова вспоминала: 

Репетиции спектакля «Без креста» шли в театре имени Пушкина, потому что после ухода из МХАТа нам приходилось репетировать по разным театрам, куда нас пускали. На сцене шла церковная служба, священника играл сначала Евстигнеев, затем Заманский. Мы с заведующей музыкальной частью ходили в храм, просили ноты молебна. Регент рассердился и отказал нам: «Молитвы? Для театра?» Потом мы шли по улице, а какая-то старушка бежала за нами и все повторяла: «Отрекитесь от этого черного дела, хуже будет!» Ефремов велел поставить в кулисах раскладушку, я лежала на ней и выходила на сцену на свои реплики. Но играла уже не старуху – пьесу переделали, и я стала играть молодую доярку в паре с Евстигнеевым, механизатором-стахановцем. В сцене деревенских танцев он говорил мне: «Вот ты плачешь, что я на тебя внимания не обращаю, всё книжки читаю, а надо было рость!» И после этой реплики Евстигнеев поворачивался к залу и, виляя задом, выкидывал свои фирменные коленца, – всегда на аплодисменты. А фразу его потом повторял весь театр: «Ты плачешь, а надо было рость!»

   Представляю Вашему вниманию  несколько выдержек из повести В.Ф.Тендрякова «Чудотворная»:

Сцена из спектакля Из свободных  источников
Сцена из спектакля Из свободных источников

Бабка подошла, взглянула и замолчала; светлые беспокойные глазки средь дубленых морщинок остановились. Икона лежала на земле, оплетенной прелой ботвою; два белых глаза с унылой суровостью уставились в легонькие, размазанные по синему небу облачка.Тяжелая, с натруженными венами рука бабки медленно-медленно поднялась. Грубые, с обломанными ногтями, несгибающиеся пальцы сложились в щепоть, совершили крестное знамение.

—    Свят, свят... Исусе Христе праведный... Варенька, голубушка, взгляни-ка, взгляни. Ох, батюшки! Ведь это, милые, чудотворная с Николы Мосты...

Сцена из спектакля  Из свободных  источников
Сцена из спектакля Из свободных источников

Минуту назад еще можно было решиться забросить книги, повернуть в сторону, бежать. Теперь поздно: рука Прасковьи Петровны легла на плечо.

От просторной учительской отделена перегородкой крошечная комнатка. В ней стоит горбатый диван, обтянутый блестящей черной клеенкой. Эту комнату называют кабинетом директора, но она часто служит и для других целей. На протяжении многих лет тут давались крутые выговоры провинившимся ученикам, совершались длительные увещевания, разбирались дела, которые по тем или иным причинам не следовало выносить на широкое обсуждение.


   Дело в том, что премьера спектакля состоялась только в 1963 году. 

Эдуард Колмановский не стал ждать выхода спектакля, а пустил песню в народ — отдал на суд зрителям. 

   Первыми исполнительницами стали солистки хора русской песни Всесоюзного радио и телевидения Екатерина Семёнкина и Антонина Фролова.

Помню эту песню в исполнении Людмилы Сенчиной, Марии Пахоменко, Людмилы Зыкиной. А дома наши многочисленные родственники часто просили исполнить эту лирическую песню мою маму с Крёстной.  

 Выбрала запись, где поют сёстры Фёдоровы. Вологда, 1961 год. 


Чистота. Задушевность голосов. Неподдельная девичья и женская искренность озаряют каждый миг.

Песня пришлась по душе, её приняли сердцем, полюбили, спевали, как говаривала Дария Ивановна, на свадьбах, застольях, в городах, посёлках, больших сёлах и маленьких деревеньках СССР.  

В таких случаях всегда вспоминается  неподражаемая Екатерина Савинова в роли Фроси Бурлаковой из кинофильма«Приходите завтра» с её фразой:

Кадр из фильма
Кадр из фильма

 

Музыка народная, слова, не знаю чьи — наверное, тоже народные.

К моменту выхода спектакля в театре «Современник» песня была неотделима от жизни народа начала шестидесятых годов нашей большой страны. Прошло около трёх лет после написания песни и зрителю трудно было догадаться, что такая знакомая песня была написана специально для театрального спектакля, впервые показавшего деревню. 

Хочется упомянуть и тот факт, когда в 1962 году  у нас  на радио  эту песню под гитару исполнил  американский певец Джерри Сильверман. Прошло ровно шестьдесят лет, а люди помнят его исполнение. К сожалению, я не нашла записи...  

 

      Джерри Сильверман                      Из свободных  источников
Джерри Сильверман Из свободных источников

Иногда найденное интересное откладывается до времени. Ждёт своего часа. 

И если бы не  удивительный пост   v_solonbekov  про  Архангельск, Соловки, где песня«Бежит река»продолжает жить в  новом веке(и  где мне давно очень хочется  побывать), я бы так не решилась и не собрала  обрывочные материалы на тему песни в единое целое.  

#делобылоосенью


 
Сегодня в СМИ