О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Красота бывает слишком резкой

 


Последнее время я стал всё больше "откладывать на когда-нибудь потом" фильмы со слишком молодыми (когда актрисе всего-то лет 20, например) героинями, выбирая что-то поспокойнее, ироничнее, мягче. Как будто эта энергетика стала слишком жёсткой для меня.
Это стоит отрефлексировать, попробую...

Там две составляющие, и первая, в общем-то, понятна и без объяснений: используя пространство фильма, ты как бы встраиваешься в него, а в обществе какой-нибудь студентки слишком долго не побудешь, взвоешь волком либо от её кипучей энергии, либо от ветрености, либо от закидонов. Конечно, фильмы Золотого века Голливуда эти вещи сглаживают, делают более мягкими, милыми, девушки там ведут себя совсем не так, как в европейских фильмах 50-60-х, это всегда отчасти сказка, но всё равно понятно, что пространство Истории тебя оттуда выталкивает, как бы туда ни втискивался, ты там чужой.
...Что уж говорить про всякие "Бумы", их я вообще смотреть даже и пытаться не стал, настолько мне чужд мир молодёжи 80-х... (вы скажете, он и в 40-х такой же был, просто в кино он слишком сказочен... ну, наверно, но я сейчас не про реальность, а про мир кинопространства).

Но удивительна вторая составляющая.

Последнее время понял, что мне... энергетически трудно смотреть фильмы со слишком... не знаю, как подобрать слово... ослепительными(?) актрисами. От них как-то слишком больно-мучительно внутри, как будто тянут из тебя нерв, и сделать с этим ничего нельзя. Это ощущение невозможности взаимодействия со светом. Наверное, что-то подобное испытывает дьявол, когда хотел бы прикоснуться к свету, но свет его лишь обжигает.
Такие фильмы, как ни странно, требуют бОльшего внутреннего ресурса, чем у меня есть.
Это интересное ощущение: как будто слишком яркая героиня требует от меня чего-то очень сильного - просто за то, что я на неё смотрю. Она хочет, чтобы я как-то выстраивал для неё пространство, адекватное её яркости, небесной силе. Нельзя просто сидеть на диване, хлюпая диетическим супчиком... и видеть это всё. Надо что-то отдавать в ответ в пространство взаимодействия.
Я-то пытаюсь, но не очень могу.
И это как бы делает больно.

Поэтому иногда хочется посмотреть что-то более спокойное, мягкое, более комфортными иногда оказываются фильмы с актрисами, о которых я бы когда-то сказал, что они не совсем моего типа симпатии. Да, они могут быть милы и симпатичны, но в жизни я себя вообще не могу представить с такой девушкой. Не потому, что она плоха для меня:) нет, а... ну, как это сказать... я просто не знаю, как я бы с ней стал взаимодействовать, даже если бы допустить такую невероятную вещь, что я бы ей зачем-то был нужен. Получается эдакая абсолютная абстракция: я таю от положительных эмоций к героине, но совершенно не испытываю к ней никаких "пользовательских" чувств, она хороша "просто так", на отдалении.

И это хорошо, потому что я к ней "более свободен". Я ей "меньше должен", что ли. Можно просто расслабиться и радоваться, когда у неё там, в её Истории, устраиваются какие-то дела, житейские или любовные, она тогда становится как бы сестрой, другом. Достаточно милой, чтобы быть частью Сказки, но не настолько ослепительной, чтобы сводить с ума. Ты чувствуешь себя не тем, кто должен оттеснить героя от героини и занять его место, но - духом Истории, или кем-то вроде доктора медицины в "Щелкунчике", потустороннего Устроителя.

Началось это с Джинджер Роджерс, как бы казалось совершенно "не моей", но такой офигительно лёгкой... В фильмах с нею мне обычно не нравился только финал - он безумно скомкан, всегда опущены самые главные, финальные объяснения героев, впрочем, как и во многих таких фильмах. Кстати, всё хотел написать, уже почти год как: в американских мюзикловых фильмах почти все объяснения замещены "вытанцовыванием" - то есть, промежуток, где герой испытывает сомнения и терзания, раздумывает о решении - он танцует. Самый характерный пример тут, наверное, фильм "Лили" 1953 года, я после него этот вывод и оформил, там героиня Лесли Карон уходит по условной Дороге, и в мечтах, страданиях и сомнениях протанцовывает решение возратиться. Тогда же, ещё прошлой зимой, я сравнивал это с французскими фильмами, но сейчас уже плохо помню, возможно, в них всякие сложные вещи "заштриховывались" "тысячами мелочей", бытом, болтовней, пейзажами, из которых зрителю надо было вычитать авторскую мысль.
И ещё, как мне смутно помнится, французские фильмы в кадре всегда более наполнены деталями, кажется. Голливудская картинка декорационна и минималистична, как правило, а французские фильмы 50-х оглушают контрастом и детальками, многие кадры просто набиты всяческой пестротой. Правда, всё это давние впечатления, где-то с прошлой зимы я французские фильмы практически не смотрю.

...Но, возвращаясь к теме, продолжились "не совсем мои", но такие славные героини Диной Дурбин, я посмотрел почти все фильмы с нею, доступные в сети в переводе или с субтитрами, осталось несколько, может, два только, "про запас". Простенькие сюжеты почти всегда с замечательными концовками, где Дину все любят и изо всех сил всё мироздание приносит ей счастье (исключение, как мне помнится, только один довольно грустный фильм, забыл название). Собственно, все эти фильмы представляют собой последовательное осчастливливание некоей замечательной девушки. Смотреть такое можно бесконечно:) Фильмы с Дурбин вообще, кажется, самые офигенные "золушковые" сказки в Голливуде, это такие "истории счастья" в чистом виде, после них в мировой культуре не было ничего подобного.

Дальше сюрприз преподнесла Мирна Лой, наверное, самая невозмутимая эльфийка Голливуда: кажется, она всегда одинаковая, во всех ситуациях и всех возрастах, впрочем, юной я её не видел, но что в 30 лет, что в 40, что в забавных ситуациях, что в драматичных, она иронична и невозмутима. Лучшая "серия" с нею, кажется, иронично-детективный сериал про"Тонкого человека". С него, собственно, я и осознал, что могу смотреть детективы! Но - именно такие, где нет (во всяком случае, это остаётся где-то за кадром) всяческой подлости и мерзости, а два обаятельных человека, как бы играя, иронично и интеллектуально расправляются с задачками.
Мирна Лой для меня даже не столько девушка, а этакая условная фигурка, аватар странной силы, я радовался, видя её, знал, что с ними - ею и её спутником - ничего не случится, а будет забавно, красиво и удивительно.

...Уже потом, позже, я понял, что могу с интересом и удовольствием смотреть и некоторые другие детективные фильмы того времени, обязательным условием для этого было отсутствие подлости и торжествующих мерзких персонажей, а некий умный и ловкий сыщик и некая замечательная девушка решали некую загадку. Собственно, я ничуть не против, если умным и ловким сыщиком оказывается сама девушка,
такие фильмы тоже есть, но мало, чаще девушка просто хочет вытащить своего неуклюжего друга из беды (вот, например, из недавних "Леди-призрак", но он мне не понравился, потому что нехороший бука там слишком долго и искусно водил всех хороших за нос).

Вообще, что умел Голливуд так, как не умели больше нигде - так это делать из вроде бы и не особо красивых девушек - небесных существ. Два примера: Норма Ширер и Барбара Стэнвик. Если испортить им причёску, показать в невыгодном ракурсе и так далее - кто бы обратил внимание? Небольшие глаза, не так чтоб милые черты лица... но та же Стэнвик, появляясь на экране, мгновенно пришибает глазами всё живое в радиусе поражения ЯВ... Что у неё в глазах, кто бы сказал... ирония, понимание, сталь, свет... И голос! У, какой у неё голос... как будто резонирует виолончель или... не знаю.

Впрочем, Ширер и Стенвик здесь несколько в сторону, как, скажем, и отчасти чем-то похожая на Стэнвик (не внешне, а силой взгляда) Ингрид Бергман, это такие "актрисы взгляда"... кстати, недавно смотрел очень любопытный фильм с Ингрид, "Саратогская железнодорожная ветка" 1945 года - такой женский вариант графа Монте-Кристо, не буквально сюжетно, конечно, но было очень интересно видеть, как возвратившаяся из "изгнания" героиня Ингрид "побеждает всех врагов", ух, она там как валькирия... ладно.

...Кстати, про Стэнвик. Фильмы с нею есть довольно таки тяжёлые, но всё же, в общем, не столь трагические. Помните, я писал о фильме "Кристина" 1958 года с Роми Шнайдер, где после крушения любви и гибели на дуэли героя накануне свадьбы, Кристина больше не может жить. Странную вариацию исхода предложил внезапно фильм со Стэнвик, "Потерянная" 1934 года, который начинается почти там же, где заканчивается "Кристина", только героиня Стэнвик остаётся жить и делает довольно странный выбор... грустный и светлый одновременно, и я так и не понял в итоге, как к нему относиться.

Но, ещё раз повторю, это отступление в сторону, потому что эта тройка - более драматична, много фильмов подряд с ними не посмотришь.

...Ну, а самой неожиданной королевной Голливуда оказалась для меня Клодетт Кольбер. Долгое время я вообще не хотел смотреть фильмы с нею: ну, чёрт побери, ну что это за такое, какая-то кукла, а не девушка! Ну что это за лицо, японская маска, а не лицо... с нарисованными чёрт знает каким образом бровями и... и вообще!
...А потом... посмотрел один... два... три фильма с нею. А потом посмотрел почти все её картины 30-х годов. От комедийных до мелодраматических.
Нет, я по-прежнему не могу сказать, что я бы хотел гулять под луной именно с нею:) Но - магия! Убойная магия (не эротическая!*), выстраивающая мир по собственным законам пока длится этот Театр...

*Нет, ну, впрочем, эротизм во всех этих фильмах тоже есть, я бы соврал... Нигде и никогда не кружили так голову эти обнажённые плечи танцующих леди, как на балах в кино Золотого Века. Хотя, и это тоже нельзя назвать собственно эротизмом - это нечто на порядок бОльшее, недоступное никаким пор...роликам современных деятелей с их навороченной аппаратурой и армией тренированных моделей. Не передаваемое никаким возбуждением нервных окончаний.

Но впрочем, я отклонился от темы, я же хотел, напротив, писать не о сильных эмоциях, чувствах, а более-менее легко проживаемых картинках, где игра притворятся жизнью, а жизнь кажется игрой...
 
Сегодня в СМИ