О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Антология: Бондиана (2006-2021)

 


Если спросить меня, кто мой любимый супергерой, то я отвечу: «Джеймс Бонд, агент секретной службы Ми-6 с номером 007». Ну а что? Вполне себе супергерой со всеми соответствующими признаками. А суперсилы супергерою не нужны. Мне очень нравится франшиза про товарища Бонда, я посмотрел большинство фильмов из нее, даже старые. Рекомендовать совсем старые не буду, но 4 фильма с Пирсом Броснаном и сегодня смотрятся просто отлично. Настоящее кино. И пародии вроде «Остина Пауэрса» тоже неплохи. 

А вот к последним 5 фильмам с Дэниелом Крэйгом в роли Бонда у меня есть немало вопросов. Для начала и понимания обращусь к айдентике франшизы, чем отличалась Бондиана от франшиз.  

Первое — (не) научная фантастика. Бонд и его враги постоянно использовали различные штуки, которые опережали развитие технологий в реальности. Злодей из Бондианы с опасным изобретением — это уже классика. Второе — аристократичность, манеры и стиль Бонда. Третье — юмор, герои и особенно Бонд регулярно острили, а фильмы не всегда пытались быть серьезными. Четвертое — эпичный экшн (потому что см. пункт 1). Пятое — враги Бонда, яркие и харизматичные личности, иногда гротескные, которые угрожали целым странам и всему миру. Шестое — девушки Бонда, красивые и харизматичные, которые часто помогали ему спасать мир и не были бесполезными для сюжета. Седьмое — хитрость, Бонд обычно побеждал не грубой силой, а используя смекалку и гаджеты.

Со всем из этого списка у новой Бондианы большие проблемы, что-то вообще потеряли. А почему? Потому что в 2002 году очень успешно вышел первый фильм про другого шпиона Джейсона Борна, а потом и второй. И продюсеры Бондианы решили все списать у Борнианы. Но эти герои и эти франшизы совершенно разные, с разным духом. Конкуренты они только в глазах тех, кто их вообще не знает. Сейчас-то для зумеров, не смотревших даже фильмы с Броснаном, они естественно похожи, потому что Бонд уверенно косил под Борна. Это как если бы фильм про Супермена пытались бы делать как фильм про Бэтмена, и этот Супермен был бы просто сильным мужиком. Наверное, силовым экстримом занимается. Звучит бредово? То-то же! Вообще «Хоббс и Шоу» — это намного больше Бондиана, чем последние фильмы по лицензии. 

Недавно я пересмотрел эти последние 5 фильмов и в этой статье я по пунктам разберу каждый из них. Кстати очень забавно и символично получилось, что вчера кинофраншизе про Бонда исполнилось 60 лет. Подгадал я время!

1) Казино «Рояль»

Сюжет. «Казино» — это типичная... спортивная драма, к которой в начале и конце пришили шпионские куски. Ну серьезно, тут все штампы. Турнир, подлый главный соперник, девушка, которая героя мотивирует, помогающий друг, нечестная игра от соперника, его подлость и победа героя в последний момент. Но в фильме про Бонда это выглядит невероятно скучно, особенно потому что покер (при всем уважении к его фанатам). Фильм пытались разбавить экшном и толковыми поворотами, но все равно он скучный. Финал неплох, но немного предсказуем. Вообще у сюжета слишком мелкий масштаб для Бондианы. Кстати это касается всех будущих фильмов, кроме «Не время умирать». Над Бондом тут сценаристы натурально поглумились. Сначала били по яйцам, а потом оказалось, что его любимая женщина им цинично воспользовалась, потому что любила другого парня. Бедняга Бонд. И вообще весь фильм он терпит и бегает по приказу. И коснусь кастинга. Данила Корягин в роли Бонда смотрится не очень. Актер неплохой, но в Бондиане коряга корягой с постным лицом. И не уверен, что тут bad acting is bad directing. Пока, юмор и айдентика Бонда. Между прочим, на роль тогда рассматривали Генри Кавилла, который вырос в идеального Бонда. Обидно.

Экшн. Неплохой, но иногда даже лишний для сюжета. Например, погоню за самолетом явно запихали, потому что ну надо же экшн добавить. Снято все странно. Иногда непонятно, что происходит. Особенно в последней битве.

Песня. Крис Корнелл — You Know My Name. Внезапно песня слишком хороша и динамична для скучноватого фильма.

Девушка. Веспер Линд — Ева Грин. Главное украшение фильма. Грин сыграла отлично и очень хороша собой (если спрашивают про самую красивую акрису, обычно называю ее, не то, чтобы фанат, но на ум никто кроме не приходит). И персонаж не бесполезен, а двигает весь сюжет. Очень интересная героиня.

Злодей. Ле Шиффр — Мадс Миккельсен. А вот злодей просто никакой. Знаю, что Миккельсена многие любят, но я к его работам равнодушен. И здесь он просто скучный средненький злодейчик с забавной фичей, кровавыми слезами. Тем более, в ОПГ «Спектр» он — мелкая сошка. И вообще его сливают ближе к середине, и его убивает даже не Бонд. 

Оценка: 6

2) Квант милосердия 

Сюжет. Чистый боевичок с минимумом шпионских мотивов. Быстро представляют злодея, который хочет захватить запасы нефти в Боливии. И весь сюжет рассказывает про то, как Бонд охотится на злодея, переживая немало приключений. Заодно завершили историю из предыдующего фильма, связанную с Веспер. Вообще все динамично и интересно. К сожалению, к Бондиане этот фильм относится все меньше. Просто боевичок.

Экшн. Его много, он иногда был изобретательным, и поставлен на крепкую ремесленную четверку с минусом. Хотя трясущаяся камера частенько бесила.

Песня. Джек Уайт и Алиша Киз — Another Way to Die. Если фильм получился при всех недостатках динамичным, то песня никакая. В стиль и темп вообще не попали. Серьезно, поменять бы местами эту песню и песню Криса Корнелла, и все бы сошлось.

Девушка. Камилла — Ольга Куриленко. Фамилию героине не выдали, зато у нее есть прописанная биография. Камилла — суровая мстюнья. И мстит она союзнику главного злодея. Поэтому она и Бонд становятся корешами. Романа у них не было, только бизнес, ничего личного. В сюжете она небесполезна, стреляет, бьет в репы, симпатичная, лайк.

Злодей. Доминик Грин — Матье Амальрик. Если у Ле Шиффра были хоть какие-то индивидуальность и харизма, то Грин вообще не запоминается. Да, актеру удалось сыграть мерзкого персонажа, но Грин остается заурядным злым бизнесменом, который просто хотел еще больше денег.

Оценка: 7

3) Скайфолл

Сюжет. Наконец-то! Фильм Бондианы с сильным и интересным сюжетом. После традиционного экшна в начале сюжет притормаживает ровно до появления главного злодея, который охотится за М, главу Ми-6, и только Бонд может защитить ее. И тогда сюжет разгоняется вплоть до финала. Где обе стороны и победили, и проиграли одновременно. Плюс сценарий поднимает серьезные темы про спецслужбы в современном мире. Однако есть один нюанс. Если убрать из сюжета про украденные списки агентов и месть преданного шпиона имена Бонда, М и так далее, и снова взглянуть на него, то... Мистер Борн, мы вас узнали. Вот серьезно, сюжет «Скайфолла» — это куда больше Борн, чем Бонд.

Экшн. На фоне «Кванта» его чуть меньше, зато он стал гораздо качественнее. Битва на поезде, драка в небоскребе, сцены в метро и штурм поместья вышли просто отличными. Хотя тут будет ложка дегтя в виде того, что финал происходит ночью с плохим освещением. Я бы сделал петицию, чтобы запретить снимать экшн-сцены ночью. Ну какой в этом смысл?

Песня. Адель — Skyfall. Тут все максимально очевидно. Ни разу не фанат творчества Адель, но эта песня великолепна. Настоящая песня для Бондианы, красивая и эпическая. К духу фильма подошла отлично.

Девушка. Северин — Беренис Марло. Формальность, потому что сценарий целиком сосредоточился на истории противостояния Бонда и злодея, и девушку убрали из сюжета быстро. Жаль, красивая. 

Злодей. Рауль Силва — Хавьер Бардем. И главный фактор успеха этого фильма — антагонист. Силва — один из лучших злодеев Бондианы в принципе. Хитрый и совершенно отмороженный безумец с огромной харизмой. Видно, с каким удовольствием и старанием его играл Бардем. На фоне Корягина вообще что-то божественное. При этом Силва прописан отлично, у него есть прошлое, понятные цель и мотивация, его можно понять и даже в чем-то посочувствовать. Кстати приятная мелочь: Силва — тоже агент спецслужб, и их дуэль с Бондом — дуэль равных противников.

Оценка: 9

4) Спектр

Сюжет. Хотя и «Спектр», и «Скайфолл» делали те же режиссер и сценаристы, качество сюжета упало. Весь фильм лишен динамики, и все развивается медленно. Большая часть — это сетап к беседе со злодеем и кульминационной фразе: «Я — Эрнст Блофельд». Которая ничего не скажет людям, которые не знакомы с историей Бондианы хотя бы на среднем уровне. И дальше короткий путь до концовки. Кстати желание растянуть все видно даже в финальной битве. В итоге даже нет чувства кульминации, что история ОПГ «Спектр» наконец-то раскрыта. Сюжет откровенно скучноват и заканчивается жирной запятой. 

Экшн. В этом вопросе пытались делать интересно и иногда получалось. Особенно когда Бонд гнался за конвоем. И начало по традиции эпично. А так просто неплохо. Как и серия драк Бонда с персонажем Дейва Батисты.  

Песня. Сэм Смит — Writing's on the Wall. Здесь с духом не то чтобы угадали. Если «Спектр» — средний фильм, то песня ниже среднего. Какое-то унылое кошачье завывание со слабой мелодией. Для кино не подходит.

Девушка. Мадлен Суонн — Леа Сейду. По сюжету Суонн — дочка злодея средней руки, которая кое-что знает о «Спектре». Кажется, что перед нами интересный персонаж, но получается ультимативное разочарование. Начну с базы. Мне совершенно не нравится Сейду внешне. До этого к женскому кастингу в Бондиану у меня вопросов не было, все были красивые. Может, Сейду играет хорошо? Нет, у нее две эмоции: страх и истерика. Может, персонажа хорошо прописали? Например, она сама окажется злодейкой, и получится история Ромео и Джульетты? Нет. Персонаж уныл и скучен. Как же бесит штамп, когда дети героев/злодеев вообще не в курсе, чем занимались их родители. Ну глупо же. Суонн — унылая и стереотипная «девица в беде», которая не приносит пользы, а только мешается и пилит Бонда. Вот серьезно, давно создавали интересных сильных женщин, а как только пошел тренд на них, так тут же они закончились. Зато в фильме недолго присутствует Моника Белуччи. Многие просили ее в Бондиану — многие получили. 

Злодей. Эрнст Блофельд — Кристоф Вальц. Мне нравится Вальц как актер. Кстати я за ним слежу с роли в «Комиссаре Рексе», а не как все следят с «Бесславных ублюдков». Но на роль Блофельда, как мне кажется, он не совсем подошел. Ну не вижу я в нем того самого великого лидера самой большой ОПГ в мире. У Вальца харизма другого толка, он — идеальный злодей средней руки, но не злодей-лидер. В итоге просто неплохо. Хотя сценарий тот еще, особенно линия с тем, что Бонд и Блофельд — приемные братья. Никакой нормальной подводки, звучит и выглядит глупо, но хоть работает? Нет! Крэйг не может изобразить эмоции, Вальц постоянно ехидный, и какой-то братской динамики просто нет. 

Оценка: 7

5) Не время умирать

Сюжет. Начну с минусов. Местный научно-технический вирус никак не подчиняется логике и работает как магия. А еще много штампов. Вот старый штамп: если в сюжете появился ребенок, значит его обязательно похитят. И похитили же! И совершенно лишний мусорный персонаж: «Новая 007». Разумеется, повестки не существует, а наглухо повесточный персонаж никак не сочетается со стройным сценарием по совпадению. 

Но во всем остальном сюжет очень хорош. Это действительно эпический финал саги, где не забыли завершить даже небольшие линии. Например, кто помнил агента Лейтера из «Казино»? А создатели «Не время умирать» вспомнили. Не говоря уже про Блофельда, путь которого завершили быстро и элегантно, не став банально доить персонажа дальше. Заодно раскрыли его злодейскую натуру даже чуть лучше, чем в «Спектре». Все в сценарии так или иначе оказывается взаимосвязано. Вообще сюжет с одной стороны наконец-то «бондовский» и рассказывает про охоту на научно-технический «макгаффин» и яркого злодея. С другой стороны, сюжет — это буквально криминальная драма про войну трех группировок (после развала «Спектра»), где Бонду пришлось занять сторону одной из них, а спецслужбы появляются на подтанцовке. И концовка, которая просто красивая и грустная. «Не время умирать» берет за душу немного топорно, но берет. 

Экшн. В этом аспекте у фильма тоже все хорошо. Экшн подается, когда нужно, и его столько, сколько нужно. Есть хорошие сцены, битва в норвежском лесу сделана очень красиво. 

Песня. Билли Айлиш — No Time to Die. К творчеству Билли Айлиш (или ВИА Беляш) я отношусь строго отрицательно. Но эту песню даже она не смогла испортить. Песня — красивая, неспешная, при этом нескучная с приятной эпичной мелодией. Фильму очень подошла. Как раз я прикрепил кавер от девушки, которая действительно умеет петь.  

Девушка. Мадлен Суонн — Леа Сейду. Как уже понятно, не самое приятное возвращение. Сейду снова не играет, персонаж стал еще более стереотипным, но чисто сценарно теперь появление Суонн обыграно, и она хорошо встроена в общую историю. О хорошем. Небольшая роль агента-новичка Паломы была у Аны де Армас. Буквально 10-15 минут экранного времени. Но своими харизмой, живостью и непосредственностью она берет и затыкает за пояс Сейду и ее Суонн. А прописана Палома не хуже, чем Суонн. Еще раз, 10-15 минут против двух фильмов.

Злодей. Люцифер (пауза для смеха) Сафин — Рами Малек. И это снова один из лучших злодеев в Бондиане. Наконец-то это классический злодей без заигрываний с «приземленностью». У Сафина есть необычная внешность, личная армия, новые технологии и амбициозные планы. Он крайне харизматичный и по-настоящему зловещий. Один из самых зловещих в кино. Даже личный злодейский остров есть, ну разве не милота? Но и это еще не все. Сафин — неожиданно глубокий персонаж. У него есть четкая мотивация и в чем-то даже благородная цель в виде мести «Спектру». Он сам говорит Бонду, что они похожи. Сыгран Сафин тоже отлично, у Рами Малека получился слабый внешне, но очень сильный внутренне персонаж, спокойный и уверенный в себе и своей правоте. В конце концов, Сафин смог победить Бонда, хотя сам тоже проиграл.

Оценка: 9 

Итог

И все-таки решающее впечатление — не первое, а последнее. К Бондиане с Крэйгом у меня было очень много претензий, но после «Не время умирать» как-то много придираться не хочется. И раз последний фильм закончился на невеселой ноте, то замечу кое-что. Как бы спорные и растерявшие айдентику фильмы с каменным Крэйгом не оказались сумерками перед тьмой. Хотя может случиться чудо, и на роль возьмут Генри Кавилла. Том Харди — тоже неплохой вариант. А может случиться повесточка, которую разумеется не будут обыгрывать. Ведь придумать новых героев слишком сложно. Вообще пикантности добавляет факт, что Бондиана попала в руки «Amazon». Да, тех юмористов, которые отдали проект на 1 миллиард долларов буквально людям с улицы. Привет от «Колец Власти»! Так что ожидать можно чего-угодно. 

 
Сегодня в СМИ