О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Русские художники, которых выдвигали на Нобелевскую премию мира

 


Как известно, у Нобелевской премии не существует номинаций в области изобразительных искусств, причем намеренно. Если художникам хотелось стать лауреатами (или этого хотелось их почитателям), то приходилось искать другие номинации. Художникам Герману Гессе и Гюнтеру Грассу, например, пришлось романы писать, и тем заработать Нобелевки по литературе.



Русские живописцы шли по другой колее, правда, с гораздо меньшим успехом.

Первым русским художником, который НЕ получил Нобелевскую премию мира, хотя весьма хотел, был

Василий Васильевич Верещагин.

9 (21) декабря 1899 года газета "Русские ведомости" сообщает, что Верещагин рассчитывает на премию мира, за свои картины, изображающие войну трагически, как она есть. Это был как раз тот начальный период существования премии, когда Лев Толстой от нее отказывался. Верещагин, в отличие от Толстого, как пишет изучивший этот вопрос исследователь А. Блох, "посчитал себя вполне достойным этой награды и предпринял ряд активных действий для продвижения своей кандидатуры (...) В письме скандинавским друзьям, о котором сообщила газета, он говорил: "Я смело утверждаю, что картины мои произвели потрясающее впечатление, и там, где они были выставлены, уже не скоро решатся прославлять войну".

Распространена информация, что Верещагин был весьма близок к награде, причем даже в прижизненной прессе. "С-Петербургские ведомости" 16 (29) марта 1901 года, за два дня до прекращения приема Нобелевским комитетом мира номинаций на премию 1901 года, опубликовали обширную корреспонденцию из Христиании, в которой приводились фамилии семи наиболее вероятных претенденов на первую нобелевскую награду; среди них опять же был назван Верещагин.  Шестероиз них действительно стали нобелевскими лауреатами в период между 1901 и 1907 годами". (А. Блох. Советский Союз в интерьере нобелевских премий. Факты. Документы. Размышления. Комментарии. М, 2018). Верещагин, напомню, погиб в 1904 году, то есть просто не дождался?

Однако далее Блох пишет, что эта информация не нашла документального подтверждения в архивах норвежского Нобелевского института. По его просьбе были произведены поиски и оказалось, что в журнале регистрации поступивших номинаций 1900-1904 годов его фамилии нет.

***

Следующий художник --

Николай Константинович Рерих.

Правда, к этому времени он уже не был "русским", а жил в эмиграции в США. Нельзя назвать его и просто "живописцем". Пожилой мастер превратился в Учителя, гуру, главу кружка преданных последователей, верующих в философию и магию нью-эйдж. Также он изобрел и активно пытался насаживать с помощью своих друзей в администрации американского президента такие вещи, как Знамя мира и Пакт Рериха (подписан в 1935). Если очень упрощать, то идея была хорошей: подобно тому, как медсанчасти помечали красным крестом, чтобы во время войн их не бомбили, то памятники культуры предлагалось помечать этим Знаменем мира с геометрическими фигурами. Правда, ко всему этому прилагалась фирменная рериховщина...

Однако желание получить Нобелевскую премию осенило сердце Рериха еще ранее создания Пакта.
Уже в 1923 году он пишет своим соратникам:

"Уже давно было Указано, что Людвиг Нобель полезен для Нобелевской премии. Конечно, так и оказалось.
Ludvick Nobel живет 10, rue de Dame (Clichy), Paris. Он – лучший канал для передачи в Комитет. Комитет в Stockholm’e и Брюсселе. Он очень ценит меня как художника.
Но в этом случае не называйте меня художником (премии по искусству нет). Называйте world-famous деятелем по пропаганде мира. Пошлите “Adamant” и “World of Roerich”.
Через Красоту, Поэзию идет создание Культуры. В 21-й стране прошла моя пропаганда. Основание объединяющих учреждений. Пишите от групп интеллигенции. Каждый год подписывайте иными именами. Спросите его в письме, какие дополнительные сведения ему нужны. Напишите Яруе, чтобы он тоже писал от рижских людей (приложив те же книги). Если премия будет – это хорошо для Учреждений.
Для подписей можно просить и сторонних людей вроде Крейна, Сутро и друзей Селивановой. Напишите к весне Тагору, прося его присоединить подпись. Также – Bottomley. Все эти бумаги пишите не на бланках, а на бумаге без надписей.
Указывайте, что с 1890-го года веду пропаганду культуры и мира в самых разнообразных странах и разных изданиях. (В книге Селивановой – библиография и общественные должности.) Картины как бы иллюстрируют большую Книгу о красоте мирной духовной жизни. Кажется, лучше повторять перед весною, в конце зимы". (Н.К.РЕРИХ. ПИСЬМА В АМЕРИКУ 1923 – 1947 М., Сфера. 1998).

Но с этого захода не удалось. Идея, однако, не была оставлена. В 1929 году Рерих был выдвинут на премию мира за международную культурную деятельность и инициативу Пакта Мира соавтором пакта Г.Г. Шклявером (1).

Из текста обращения комитета по выдвижению кандидатов на присуждение премии:

“С 1890 года Николай Рерих в своих книгах, лекциях, исследованиях, картинах и во многих сферах, в которых проявлялась его выдающаяся личность, действенно разъяснял учение о международном братстве. Его пропаганда мира принята более чем в 21 стране, и о её признании и влиянии свидетельствуют самые различные мероприятия, в которых профессор Рерих был приглашён принимать участие.
Картины одного из величайших известных в истории художников отражают великую красоту и духовный свет, символизирующие его учение. Значение этих всемирных обращений выразилось в создании Музея Рериха в Нью-Йорке, где люди имеют постоянную возможность знакомиться с его учением.
Мы твердо верим, что окончательный и стабильный международный мир достижим только путем просвещения людей и путем постоянной и внушительной пропаганды братства, созданного культурой, поэзией и красотой во всех сферах жизни. Труды Рериха на протяжении последних тридцати лет - это великий призыв к миру: любить людям друг друга”. (Из книги Jacqueline Decter with the Nicholas Roerich Museum. Nicholas Roerich: The Life and Art of a Russian Master. - London: Thames and Hudson. - 1989, p.131)

Следующая попытка выдвижения пришлась на 1935 год, когда Пакт мира был подписан в Вашингтоне на самом высоком уровне представителями 21 стран. Но его опять проигнорировали. К сожалению, поскольку советским художником он уже не был, ув. А. Блох не запрашивал о нем для своего исследования архивистов премии, и поэтому мы не знаем, дошли ли эти многочисленные заявки (может быть, их было больше трех, учитывая эпистолярную настойчивость приверженцев Рериха) хотя бы до отборочнго тура.

Идея не отпускает рериховцев и десятилетия спустя после смерти учителя, см. "АиФ" 2016 года: Нобелевская премия мира. Центр Рерихов номинирован на важную награду

***

Других художников из России, претендовавших на Нобелевку, мне не удалось обнаружить, если кто знает -- добавляйте.

В качестве бонуса предлагаю вам портрет настоящего русского нобелевского лауреата, по физике (1978),  Петра Леонидовича Капицы, «за базовые исследования и открытия в физике низких температур».
nobel-medals-all1.jpg
Автор: Надежда Капица, ок. 1975

 
Сегодня в СМИ