О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Как не пахнуть козлом или несколько слов о гигиене тела в Древнем Риме

 


Считается, что чем древнее эпоха, тем меньше тогдашние люди заботились о чистоте своего тела. Притчей во языцех стала история об утопающих в грязи Средних веках, которую благодаренье Богу, наука развенчала.

Римская баня. Худ. Т. Шассерио, 1853 г.
Римская баня. Худ. Т. Шассерио, 1853 г.

На самом деле, конечно, и в Средние века, и в Древнем мире (Египте, Греции, Риме) гигиене уделялось огромное внимание. Римляне вообще обожали мыться. Любой, у кого водились деньги, мог соорудить персональную ванную комнату или баню и обеспечивать себе чистое тело до трех раз в сутки. В городах имелись общественные бани. В Риме, например, помимо мест общей помывки существовали бассейны, в которых можно было поплескаться или просто спокойненько полежать в теплой водичке, обсуждая последние новости с такими же чистыми, как ты сам, приятелями. Вода поступала с Апеннинских гор по акведуку, сооруженному Квинтом Марцием.

Водопроводная система была хорошо налажена в Древнем Риме. Вода текла по свинцовым трубам, в которые она поступала из акведуков (желобов, установленных на каменных арках). Их, а вернее то, что от них осталось, приезжающие в Италию или на юг Франции могут лицезреть и по сей день. Самый известный акведук — Aqua Claudia, названный так потому, что его строительство завершилось во времена императора Клавдия (того самого у кого в супругах была скандальная Мессалина).

Во времена императора Константина Великого (272 — 337 гг.) в Риме действовало 9 таких акведуков. Вода из них поступала в 11 городских бань, 850 коммерческих бань, 135 городских фонтанов и в частные жилища римлян. Самые знаменитые римские термы построены при Каракалле. В них все желающие могли помыться, побултыхаться в бассейнах-лягушатниках, побеседовать за стаканом смузи с друзьями, наконец, почитать книжки в библиотеке, организованной прямо при банях.

Термы Каракаллы или лучше сказать руины терм Каракаллы
Термы Каракаллы или лучше сказать руины терм Каракаллы

Естественно, что гигиена тела не ограничивалась только его мытьем. Сенека, например, сообщает, что римляне использовали массу уходовой косметики за телом. До и после купания практиковался массаж, который выполняли специально обученные рабы.

Рабы-массажисты, а кто победнее, те сами, после бани для смягчения кожи втирали в тело оливковое масло. Иногда в масло добавляли растительные отдушки, чтобы заглушить нежелательные ароматы тела. Поскольку массаж и массажные масла некоторые стали использовать не по назначению, а для любовных утех, древнеримскому правительству на законодательном уровне пришлось запретить мази и притирания для удовольствий и оставить только те, которые подходили для гигиенических и лечебных целей (интересно, как они их различали?).

Римская оргия. Фрагмент. Худ. В. А. Котарбинский, Конец XIX в.
Римская оргия. Фрагмент. Худ. В. А. Котарбинский, Конец XIX в.

Ароматическим маслом натирали лицо, бороду и все тело. Причем практика эта широко распространилась и за пределы бань. Нередки были случаи, когда хозяева с порога выдавали гостям вместе с венками и вкусно пахнущие притирания и просили немедленно использовать их по назначению. Делалось это, видимо, чтобы от пришедших не сильно воняло (мало ли где они шастали) и не перебивало всем аппетит за столом.

Овидий в «Науке любви» дает несколько советов относительно гигиены тела и предостерегает от нежелательности козлиного запаха (причем не только за трапезой, но и вообще):

Не безобразь своей головы неумелою стрижкой —
Волосы и борода требуют ловкой руки;
Ногти пусть не торчат, окаймленные черною грязью,
И ни один не глядит волос из полой ноздри;
Пусть из чистого рта не пахнет несвежестью тяжкой
И из подмышек твоих стадный не дышит козел;
Вакханка и козел. Худ. В. Бугро, 1862 г.
Вакханка и козел. Худ. В. Бугро, 1862 г.

В Древнем Риме выпускались все знакомые современному человеку средства гигиены. Для освежения рта — изысканные пастилки, для массажа — масла и кремы, для губ — помада, для волос и тела — духи. А кроме того: зубная паста, краска для волос и ногтей. Женщины ежедневно увлажняли и питали кожу, делали маски и наносили макияж.

Лукиан, обиженный, вероятно, феминистками, очень желчно описывает утренний женский туалет. С помощью макияжа, сообщает он наивным романтикам, дамочки завлекают и обманывают мужчин. А на самом деле там ведь смотреть не на что. Вот, дословная цитата:

Тот, кто взглянул бы на женщин, когда они только что встали с ночного ложа, решил бы, что они противнее тех тварей, которых и назвать утром — дурная примета. Поэтому и запираются они так тщательно дома, чтобы никто из мужчин их не увидел. Толпа старух и служанок, похожих на них самих, обступает их кругом и натирает изысканными притираниями их бедные лица. Вместо того чтобы, смыв чистой струей воды сонное оцепенение, тотчас взяться за какое-нибудь важное дело, женщина разными сочетаниями присыпок делает светлой и блестящей кожу лица; как во время торжественного народного шествия, подходят к ней одна за другой прислужницы, и у каждой что-нибудь в руках: серебряные блюда, кружки, зеркала, целая куча склянок, как в лавке торговцев снадобьями, полные всякой дряни банки, в которых, как сокровища, хранятся зелья для чистки зубов или средства для окраски ресниц.
Но больше всего времени и сил тратят они на укладку волос. Одни женщины прибегают к средствам, которые могут сделать их локоны светлыми, словно полуденное солнце: как овечью шерсть, они купают волосы в желтой краске, вынося суровый приговор их естественному цвету. Другие, которые довольствуются черной гривой, тратят все богатства своих супругов: ведь от их волос несутся чуть ли не все ароматы Аравии. Железными орудиями, нагретыми на медленном огне, женщины закручивают в колечки свои локоны; излишек волос спускается до самых бровей, оставляя открытым лишь маленький кусочек лба, или пышными завитками падает сзади до самых плеч.
Туалет Венеры. Худ. П. Рубенс, 1615 г.
Туалет Венеры. Худ. П. Рубенс, 1615 г.

Да что там говорить, древние римляне знали уже и про эпиляцию. Растительность на теле уже тогда считалась уродством. Ни на одной женской античной статуе мы не увидим непроэпилированных участков. Волосы уничтожались везде: на ногах, под мышками, в зоне бикини. Сенека Старший сообщает, что изнеженные юноши часто удаляли себе волосы. Особенно, конечно, к гладкости тела стремились мужчины нетрадиционной ориентации. Но догадливых людей, вроде поэта Марциала, было не провести. Они-то сразу понимали, кто делал эпиляцию для красоты, а кто для иных, более прозаических целей:

Волосы выщипал ты на груди, на руках и на икрах,
Да и под брюхом себе начисто ты их обрил.
Все это ты, Лабиен, для любовницы делаешь, знаем.
Но для кого ты, скажи, задницу брил, Лабиен?
Юноша и Смерть. Худ. Г. Моро, 1865 г.
Юноша и Смерть. Худ. Г. Моро, 1865 г.

В общем, если присмотреться повнимательней, становится понятным, что с гигиеной в Древнем Риме дела обстояли самым наилучшим образом.

 
Сегодня в СМИ