О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

«Портрет папы Иннокентия Х» Веласкеса: в чем рецепт его магии

 


Почему эта картина веками гипнотизирует зрителей и почему она стала культовой в ХХ веке?


Photo: olga-valeriia2017.tourister.ru


Испанский художник XVII века Диего Веласкес был великим портретистом. Он написал около 80-100 портретов, каждый из которых отличается необыкновенно высоким уровнем живописи, красотой и психологизмом. Но среди его наследия есть несколько особо знаменитых картин. Первая -- это "Менины", которая прославлена по понятным причинам: во-первых, там милая блондинка-принцесса в розовом; а во-вторых -- явное колдовство с пространством.

Вторая - это портрет папы Иннокентия Х.
А каковы причины славы в случае данной картины?

Диего Веласкес. «Портрет папы Иннокентия Х». 1650. (Галерея Дориа-Памфили, Рим)


Конечно, сам по себе, это убийственно сильный портрет, изображающий могущественного властителя (каким был папа римский) не только в блеске его силы, но и максимально психологично, с проявлениями всех негативных черт характера.

Этому человеку бы в "Игре престолов" сыграть обаятельного злодея.



Превращению "очень хорошей картины" в "шедевр" в глазах публики очень способствует какая-нибудь звонкая легенда.
У этой картины она есть.
Якобы натурщик, могущественный понтифик, увидав законченную картину, сказал Веласкесу: "troppo vero!" (слишком правдиво).

Самое раннее упоминание этих слов по-итальянски я нашла в испанской книге 1886 года "El retrato: conferencias pronunciadas en el Círculo de Bellas Artes". Там стоит сноска, согласно которой они взяты из знаменитого словаря художников Diccionario de Ceán Bermúdez, который начали печатать в 1800 году (это такой испанский Брокгауз по живописцам). Этот словарь оцифрован, однако в статье про Веласкеса этих слов нет.  Так что даты создания этой байки у нас нету.

Как бы то ни было, поиск по гуглбукс говорит, что с 1890-х фраза про "слишком правдиво" становится регулярным атрибутом рассказов про Веласкеса, ёмко характеризуя его демонический талант передачи психологизма, а также лестно намекая на мимолетное почтение властителя к высшему дару искусства. Даже если она -- поздняя выдумка, но очень подходящая.


Source: Galleria Doria Pamphilj - Palazzo Doria Pamphilj (FB)

Он же на скульптурном портрете работы Алессандро Альгарди.


Портрет Веласкеса грамотно выстроен и имеет впечатляющий колорит: человек в пылающем пунцовом одеянии сидит на красном же фоне, причем сидит торжественно, будто на троне, взирая на нас свысока.
Но новаторского ничего в этом не было: это стандартное обмундирование для римских пап, да и поза тоже. Аналогичным образом писали своих клиентов-понтификов и Рафаэль, и Тициан, и многие другие помельче.

Рафаэль. Юлий II


Тициан. Павел III


У нашего только парча поблестящей (не матовый бархат), и нижняя белая часть одеяния так пирамидально выстраивает фигуру, что взгляд более стремительно бежит вверх, к лицу.

Если сравнить картину Веласкеса с предшественниками, видно, что все дело действительно в личности изображенного, в лице, которое "слишком правдиво", которое является сосредочением потрясающей умственной и телесной энергии изображенного папы.

Недаром при копировании этой картины копиисты обычно сосредотачиваются именно на лице, пренебрегая прочим.

Неизвестный художник (ранее считалось работой Веласкеса). Этюд в собрании вашингтонской Национальной галереи.


Валентин Серов. 1889. Частная коллекция. Копия, выполненная с предыдущей картины, потому что до революции она хранилась в Эрмитаже.


Если говорить о новейшей истории искусства, то этот портрет приобрел второе дыхание благодаря тому, что художник Фрэнсис Бэкон смог выразить свои эмоции, испытанные при рассматривании картины Веласкеса, с помощью собственной картины-истолкования. Впервые он приступил к этой теме в 1949 году, но самым известным является вариант 1953 года (Арт-центр Де Мойна, США).

"Крик" Мунка к этому времени насчитывал полвека и уже, наверно, не пугал. А этот кричащий папа, на мой взгляд, пугает до сих пор, несмотря на тиражирование.



Получилось так удачно, что в 1950-60-е годы Бэкон выполнил около 45-50 картин на эту тему, он был словно одержим ею. (Многие из них он сам уничтожил). Забавно, что сам Фрэнсис Бэкон потом признавался, что никогда не видел оригинала Веласкеса, работал по репродукциям. А когда наконец оказался в Риме, он не смог набраться храбрости и пойти в музей, взглянуть на него лицом к лицу[1].

Под катом неск. штук.

Head VI. 1949, Arts Council Collection, Southbank Centre: первая версия


1950


В некоторых вариантах занавес превращается в клетку

1951, Aberdeen Art Gallery & Museums


1952, Сотбис


По предыдущей картине, кстати, видней правда слов самого Бэкона, что он вдохновлялся при создании образа папы этим кадром из "Броненосца Потемкин".



Figure with Meat, 1954





(Я помню, как первый раз увидела живьем картину Бэкона. Я не помню, какая именно была это картина, кажется, не из серии пап. Но она произвела совершенно ошеломляющее впечатление, как будто я внезапно ухнула вниз на американских горках. У меня сперло дыхание. Ни одна репродукция этого, конечно, не передает).

***

Итак, причины, почему "Портрет папы Иннокентия Х" так крут и знаменит:
а) он сам по себе отличен по живописи, оказывает сильное воздействие на зрителя благодаря мастерству автора, красному цвету и очень сильному лицу папы
б) про него есть отличная легенда
в) в ХХ веке другой великий художник "препарировал" эту картину и заставил ее "зазвучать", закричать очень громко.


Romina Ressia


Полный список выпусков рубрики "Шедевры от А до Я"

 
Сегодня в СМИ