О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

«Дом культуры ГЭС-2», или провокационный феномен «Большой глины №4»

 


Всего 15 фото
Всего 15 фото

Только ленивый не критиковал этой странной скульптуры у арт-центра ГЭС-2, вот и мне придется наконец это свершить!) Однако речь пойдет скорее не о провокационной швейцарской скульптуре, а о новом арт-центре «Дом Культуры «ГЭС-2», который вот уже несколько лет пытались привести в удобоваримое состояние и вписать в арт-пространство Болотной набережной и окрестности «Красного Октября». Внешне центр уже отстроен и отделан. Мы немного узнаем его историю, осмотрим с разных ракурсов, сложим своё объективное впечатление, ну и немного «коснемся» «Большой глины №4»)

ГЭС-2 была построена в 1905-1907 годах и первоначально носила название «Трамвайная электростанция», поскольку предназначалась для питания контактной сети городского трамвая. Первая трамвайная линия в Москве появилась в 1899 году, придя на замену конно-железной городской дороге. Ввод всего станционного оборудования в эксплуатацию был привязан к планам расширения трамвайной сети и продолжался до 1910 года. 

02. «Трамвайная электростанция» на Водоотводной улице построенная в 1905-1907 гг.
02. «Трамвайная электростанция» на Водоотводной улице построенная в 1905-1907 гг.

На строительство и оборудование Трамвайной станции городская казна потратила 2,1 миллиона рублей. На станции были установлены паровые котлы «Финцер и Гампер», турбины «Браун-Бовери», трансформаторы «Вестингауз Электрик». Котлы работали на нефти, по трубопроводу поставлявшейся из хранилища у Симонова монастыря. В 1910-1912 и 1917 годах на станции было установлено дополнительное оборудование, увеличившее её мощность более чем в 2 раза. Трамвайная станция питала Лубянскую, Краснопрудную, Миусскую и Сокольническую подстанции.

03. Городская трамвайная электростанция (ныне ГЭС-2). Дореволюционное фото.
03. Городская трамвайная электростанция (ныне ГЭС-2). Дореволюционное фото.

В 1925 году Раушская электростанция была переименована в «ГЭС-1 Мосэнерго», а Трамвайная - в «ГЭС-2 Мосэнерго». К этому времени станция утратила значение «трамвайной», поскольку большая часть энергии направлялась в общую сеть МОГЭС. В 1925 году котлы ГЭС-2 были переоборудованы на антрацит для экономии нефти, в конце 1920-х - начале 1930-х годов станция прошла реконструкцию и модернизацию в соответствии с планом первой пятилетки. С началом поставок природного газа по газопроводу Саратов - Москва, начался перевод котельных ГЭС-1 и ГЭС-2 на природный газ с возможностью использования мазута в качестве резервного топлива.

В 2009 году здание ГЭС-2 получило статус объекта культурного наследия регионального значения, а в 2014 году глава Департамента культуры Москвы Сергей Капков предложил выкупить постройку предпринимателю и меценату Леониду Михельсону, искавшему здание для московской выставочной площадки фонда современного искусства V-A-C. В 2014-2015 годах дочернее предприятие принадлежащей Михельсону и его бизнес-партнёру Леониду Симановскому группы компаний «Новатэк» приобрело здание ГЭС-2 (и очевидно землю) за 1,7 миллиарда рублей.

04. Реконструкция ГЭС-2. Фото 2018 года.
04. Реконструкция ГЭС-2. Фото 2018 года.

Проект реконструкции предполагал восстановление первоначального исторического облика Трамвайной электростанции и переосмысление его внутреннего пространства. Он предполагал обращение к принципам энергоэффективной и устойчивой архитектуры - использование солнечных батарей, забор чистого воздуха через надстроенные до 70 метров «голубые» трубы и сбор дождевой воды, а крышу машинного зала планировалось сделать стеклянной, чтобы обеспечить естественное освещение в светлое время суток.

05. Реконструкция ГЭС-2. Фото 2018 года.
05. Реконструкция ГЭС-2. Фото 2018 года.

Демонтаж оборудования электростанции начался в первой половине 2016 года. По его завершению в феврале 2017 года фонд V-A-C провёл в очищенном здании проект «Геометрия настоящего» - серию музыкальных перформансов и инсталляций, лекций и открытых мастерских по саунд-арту, раскрывающих историю развития электронной музыки в России.

06. ГЭС-2 - вид с Якиманской набережной
06. ГЭС-2 - вид с Якиманской набережной

17 августа 2021 года в V-A-C объявили о вводе территории «Дома культуры» в эксплуатацию. Была открыта для публичного доступа отремонтированная набережная и спуск к Водоотводному каналу, на открытой территории ГЭС-2 стали проводится занятия йогой и экскурсии об истории места, открылась пекарня. 

07. Фасад ГЭС-2 с Болотной набережной
07. Фасад ГЭС-2 с Болотной набережной

Архитектура. Здание имеет простую композицию, ритм которой задают широкие окна, а его декор выполнен в неорусском стиле, характерный для прошлых работ архитектора Василия Башкирова - фасада Третьяковской галереи по эскизам Виктора Васнецова и особняка-галереи Ивана Цветкова на Пречистенской набережной. К машинному залу примыкало здание котельной, имевшее сходство с базиликой, торцовый фасад которой подчёркнут просторной аркой. Её крышу первоначально венчала часовая башенка с шатровым верхом наподобие Спасской башни Московского кремля (на фото ниже), демонтированная в 1930-х годах, чтобы не загораживать фон кинотеатра «Ударник». 

Ещё один утерянный архитектурный элемент - узорчатые 62-метровые трубы котельной, которые наряду с колокольней церкви Софии в Средних Садовниках были высочайшими сооружениями Якиманки своего времени и были разобраны в 1941 году из-за опасений, что немецкая авиация может использовать их в качестве ориентира при налётах. Впоследствии на их месте были установлены металлические трубы, но память об оригинальных сохранилась в литературе

08.
08.

Как мы видим, «спасскую башенку» восстановили...

Арт-пространство начало заполняться первыми объектами искусства: перед входным комплексом ГЭС-2 установили скульптуру Урса Фишера «Большая глина № 4», которая вызвала неоднозначную оценку и волну критики, а на арт-аллее - работу «Пространство света» итальянца Джузеппе Пеноне (за зданием ГЭС-2 в «березовой роще»).

09. ГЭС-2 со стороны Якиманской набережной и Патриаршего моста через Обводной канал
09. ГЭС-2 со стороны Якиманской набережной и Патриаршего моста через Обводной канал

Остановимся на «Большой глине №4» (англ. Big Clay #4) - скульптуре швейцарского художника Урса Фишера, презентующей «акт творения, созидания, преображения». Создана она в 2013-2014 гг. Скульптура выставлялась в Нью-Йорке (2015 г.) и Флоренции (2017 г.). В августе 2021 г. к открытию центра современного искусства «Дом культуры ГЭС-2» была установлена перед его входным комплексом, на Болотной набережной Москвы.

10.
10.

Скульптура представляет собой 13-метровую алюминиевую копию положенных друг на друга кусков глины, которые когда-то «разминал в руках автор». Изображения кусков глины увеличены по сравнению с оригиналом примерно в 50 раз.

11. На этом фото я специально отснял Большую глину №4 на фото не менее уродливого памятника Петру Первому на стрелке Обводного канала и Москва реки
11. На этом фото я специально отснял Большую глину №4 на фото не менее уродливого памятника Петру Первому на стрелке Обводного канала и Москва реки

Сбор скульптуры производился по частям, в установке участвовали порядка 20 рабочих с использованием крана. Скульптура была полностью смонтирована 15 августа (по другим данным, 16 августа).

Приурочена установка скульптуры была именно к запуску в эксплуатацию нового образовательно и арт-кластера столицы – «Дома культуры ГЭС-2». Выбор скульптуры Фишера в качестве первого, «пускового», арт-объекта «ГЭС-2» не был случайным: «… она олицетворяет то, что будет проходить в стенах «ГЭС-2». Все-таки открывается не музей, а дом культуры. В нем будут всевозможные студии, куда будут приходить те же дети и лепить из пластилина и глины свои произведения искусства»...)

12. "Большая глина №4"
12. "Большая глина №4"

Скульптура вызвала откровенную негативную реакцию у москвичей, которые в отзывах в соцсетях нередко сравнивали её с фекалиями. Известный юморист и телеведущий Максим Галкин сравнил скульптуру с «12-метровой стопкой не очень аккуратного дерьма». 

В свою очередь, ещё во время экспонирования скульптуры на Манхеттене в 2015 году критик Джереми Сиглер назвал её «самым дорогим говном в художественном казино» (англ. the most expensive turd in the art casino). Так что нечего «эстетам-ценителям» пенять на москвичей и обвинять именно их в отсталом восприятии современного искусства)

13. «Большая глина № 4» — вид в сторону Большой Полянки
13. «Большая глина № 4» — вид в сторону Большой Полянки

Сам Урс Фишер в ответ на эти обвинения заявил, что «Искусство - это то, что вы из него делаете. Если вы видите цветок, это цветок. Если вы видите кусок дерьма, это кусок дерьма». Но, это явно не цветок!)

По мнению искусствоведа, куратора выставок Кирилла Светлякова, скульптура Фишера «сразу создает ситуацию конфронтации, и зритель реагирует на неё однозначно», однако при этом «само пространство выиграло (вот именно). Без этой скульптуры оно было виртуальное, сухое, стерильное. «Большая глина № 4» придало ему динамики, энергии, фактуры, которой там не было»)

14. «Большая глина № 4»
14. «Большая глина № 4»

Ну, что сказать; несмотря на полярные мнения, - цель новых хозяев «Дома Культуры» достигнута - потому как организаторы этой инсталляции явно изначально просчитали реакцию москвичей, но осознанно пошли на конфронтацию с общественным мнением, справедливо понимая, что подобное социальное арт-отторжение сыграет только на руку новому «Дому  Культуры» как черный пиар собственно)

15. Дом Культуры "ГЭС-2"
15. Дом Культуры "ГЭС-2"

Надо сказать, что по некоторым сведениям, скульптура эта установлена не навсегда и, к началу зимы ее должны убрать)

Источники:

Автор скульптуры «Большая глина № 4 удивился реакции москвичей на его работу. ТАСС.

Андреев Г.Л. Трамвайная электростанция. Музей истории Мосэнерго.

Леонид Михельсон доволен «Большой глиной»: зачем нужна провокация на Болотной. Forbes.ru.

Светлана Волкова. Музей искусства в бывшей ГЭС в центре Москвы: Гигантская статуя, итальянская пьяцца и берёзовая роща. Комсомольская правда.

Светлана Янкина. Фонд V-A-C представит своё выставочное пространство в Москве паблик-арт проектом. ТАСС.


© Vladimir d’Ar, 2021


 
Сегодня в СМИ