О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Фильм «Дюна»: главная кинопремьера года или провал?

 


В мировой прокат вышла «Дюна», снятая по книге писателя Фрэнка Герберта. Многие любители жанра ждали этот фильм и гадали: получится ли снять что-то стоящее, или состоится очередной провал? Культовой фантастике не везло ранее с экранизациями, и у съёмочной группы была непростая задача опровергнуть опасения зрителей. Есть мнение, что это главная кинопремьера года (или всё-таки «Матрица: воскрешение»?), но многие говорят, что всё-таки – неудача. Давайте разбираться. Написал еще 17 сентября, но только сейчас публикую в ЖЖ. 

Интригу к «Дюнам» подогревали давно, а показ несколько раз переносили. Ещё в 2016 году заговорили о грядущих съёмках. Неудивительно, что сентябрьская премьера 2021 года вызвала повышенный интерес. Да и такой звёздный состав, работавший над картиной, усиливал внимание к проекту. Режиссёром стал Дени Вильнёв («Бегущий по лезвию 2049», «Прибытие», «Убийца» и другие), сценаристом – Эрик Рот («Форест Гамп»), а оператором – Грег Фрейзер («Мандалорец»). Актёрский состав: Тимоти Шаламе, Зендея, Шарлотта Рэмплинг, Стеллан Скарсгард, Джейсон Момоа, Оскар Айзек, Дэйв Батиста и другие. Достаточно многообещающе выглядит.

По традиции нужно рассказать о сюжете фильма, хотя большинство знает суть. Итак, в далёкой-далёкой галактике знатные семьи управляют вотчинами под властью императора, плетут интриги против друг друга. В общем, они воюют между собой и служат своему верховному лидеру, который щедро дарит знати целые планеты. Однажды, семью Атрейдесов отправляют на Арракис, где добывается самое важное вещество во вселенной – специя (в отечественном дубляже). Раньше там правили Харконнены, которые угнетали местное население и богатели за счёт прибыльного бизнеса, но владыка решил отдать планету другим аристократам.

Это суровый мир песка, высоких температур и гигантских червей. Владеть им мечтает каждая знатная семья. Дело в том, что специю используют в качестве навигатора для перелётов космических кораблей. Без неё перемещения по огромной Вселенной невозможны. Кто контролирует вещество, контролирует вселенную. Оно универсально и применяется в разных сферах. Финансовая система мира тоже строится в том числе на этом «наркотике». Да, это в том числе и такой «наркотик», ускоряющий мозг и тому подобное. У человека он вызывает разные галлюцинации. Мешают добывать этот продукт не столько местное население, а скорее 400-метровые черви, обитающие в глубине пустыни. Они реагируют на вибрации и когда машины издают шум, добывая специи, приползают и поглощают их вместе с людьми.

На Арракисе живут фримены и им не нравится, что их планету эксплуатируют захватчики. Они ведут партизанскую деятельность против инопланетян. 80 лет дом Харконненов угнетал их, но на планету приходит новая власть. Герцог Лето Атрейдес планирует заключить союз с аборигенами и жить в мире.

Пол Атрейдес – главный герой истории, наследный герцог Дома Атрейдес. Он продукт тысячелетнего эксперимента клана ведьм Бене Гессерит. Наверное, не очень приятно такое осознавать – я появился на свет ради какого-то эксперимента. Наложница герцога дома Атрейдесов Леди Джессика, принадлежащая к этому самому культу, должна была родить дочь, но ослушалась. Сверхъестественные способности у них передаются по женской линии, но родился мальчик, и не простой. Пол должен стать Квисатц Хадерахом или Лисан аль-Гаибом – мессией. Он обладает особым даром, например, видит будущее.

После прибытия на планету Арракис оказывается, что всё было западнёй императора и Харконненов. Семью Атрейдесов атакуют вражеские войска, и Полу вместе с матерью приходится бежать к фрименам, где наш герой встречает девушку, которую он видел всё это время во снах. Тут и начинается путь главного героя.

Это короткий пересказ первого фильма продолжительностью два с половиной часа. Мы попадаем в самое начало длинной истории. Я опустил некоторые детали и специально не стал упоминать о них, чтобы вам было интереснее смотреть. Хотя стоп – фильм же снят по книге, а в ней всё детально описано. Получается, что и спойлера в моём рассказе нет. Книгу, кстати, я тоже рекомендую прочитать. Никакое кино не сможет рассказать то, что заложил в своё произведение писатель. Тем более, если вам понравится увиденное в кинотеатре, стоит ознакомиться с оригиналом.

Основная часть съёмок началась 18 марта 2019 года на киностудии Origo в Будапеште, производство также проходило в иорданской пустыне Вади-Рам. Один из норвежских полуостровов послужил местом натурных съёмок для планеты Каладан. Съёмки также прошли около Абу-Даби, столицы ОАЭ, чьи пейзажи сформировали облик планеты Арракис.

Перед нами пилотный эпизод, поверхностно знакомящий нас с новой киновселенной. Эпизод не пустой, скорее грандиозный. При всём внешнем объёме истории в ней всё просто: вот зло, вот добро, вот магия, а вот пророчество. У режиссёра была задача завлечь публику в кинотеатры, нужны хорошие сборы, а на пустышку точно никто не пойдёт.

«Дюна» мне напоминала партию в шахматы, где игроки неторопливо расставляют фигуры на доске, выбирая тот или иной дебют. Иногда хотелось выйти из кинотеатра и подышать. Вот же сицилианская защита, фигуру сюда, фигуру туда. Теория давно известна. Но нет же, надо подумать – мало ли придёт в голову какое-то открытие. Так и тут, сюжет известен, но торопиться мы не будем, у нас впереди ещё с десяток кинопремьер по этому роману. В фильме хватает затянутых эпизодов, но ты смотришь и ждёшь, что сейчас произойдёт что-нибудь такое невероятное. Не происходит. Идёт ровное повествование, но тебе всё равно интересно узнать, что там дальше. Первая захватывающая сцена будет лишь где-то через час, после чего фильм постепенно разгонится. Нас не балуют экшеном, хотя современный зритель к нему очень привык.

Затянутость компенсируется приёмами. Звук, костюмы, картинка, музыка и игра света со спецэффектами сделаны на качественном уровне. Фильм красивый – пожалуй, лучшая рецензия на него.
Поговаривают, что «Дюна» может стать последним крупным кино в таком формате. Сейчас киноиндустрия присматривается – стоит ли вообще вкладываться в подобные проекты. Людям нужны шутки от Марвел и конвейер сериалов от Нетфликс, а не вот это вот всё масштабное и амбициозное. Бюджет составляет 165 миллионов долларов, а это весомая сумма. Улетят ли они на ветер или окупятся? Ещё одна интрига.

Когда на экране возникли финальные титры, я подумал, что меня обманули. История только началась, и вот уже конец. Финал без финала. История обрывается, а зрителя оставляют дожидаться продолжения. Честно ли это?

Возможно, перед нами сильная заявка на будущее. Нас как бы приглашают: дальше будет увлекательнее. Масштаб и амбиции – так о фильме говорили ещё до премьеры и продолжили уже после. Кто-то говорит о работе Вильнёва как об авторском высказывании, настоящем искусстве. Я бы немного снизил градус восторга. Кино действительно впечатляющее, но его можно будет по-настоящему оценить только в том случае, если выйдет продолжение. Думаю, просмотрев разом несколько частей, как единую картину, мы восхитимся этим фильмом, но пока трудно сказать, ведь работа над ним не окончена, и только следующая часть расставит всё по своим местам или нас снова обманут, заманив в очередной сиквел сиквела.

Денис Балин


 
Сегодня в СМИ