О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Умирающие деревни Алапаевской узкоколейки

 


Надо признать, что легендарная самая длинная в России а, возможно, и в мире Алапаевская узкоколейка существует до сих пор исключительно благодаря необходимости обеспечивать транспортным сообщением людей, живущих в далёких деревнях. Санкино, Калач, Муратково, Ельничная, Полудёнка, Берёзовка..




Мы все знаем, что российские деревни стремительно вымирают.. Знаем, но ничего не можем с этим поделать. Да и надо ли что-то делать? В конце концов, если люди не хотят жить в таких местах (а бонусов жизни в этих местах очень мало), то чего их держать? Крепостное право и колхозы давно отменили. Они переезжают в райцентры, города, где могут хоть как-то себя реализовать.





Ведь раньше тут были леспромхозы. Рубили лес, вывозили его.. А сейчас всё позакрывалось, заготовка леса почти остановилась. А раз лесозаготовок нет, то что тут ещё делать? Сельским хозяйством с учётом суровости климата особо не позанимаешься, ну значит остаётся только к зелёному змию прикладываться.. Даже странно, учитывая то, сколько Россия продаёт за бугор леса, но факт есть факт.





Из всех деревень наиболее "живой" выглядит Санкино - ключевая станция АУЖД.



Здесь и сейчас живёт более 300 человек



, есть два магазина, дом культуры, фельдшерский пункт, школа!




 


В школу ездят дети из соседнего Муратково, на специальном поезде, кстати.



Работает спасательный отряд МЧС.



Сама деревня выглядит довольно ухоженной - сделаны тротуарчики и даже поставлен сигнальный светофор и подсвечивается пешеходный переход!




 


Ещё и на заборчики тут зачем-то не поскупились, что совсем абсурдно, учитывая, что дорога сюда появилась лишь несколько лет назад.



Заброшенных домов мало, они и незаметны особо.



Несколько лет назад тут построили большую красивую церковь.




 




Но.. и тем не менее. Даже тут произошло падение населения в 2 раза: в 2000 году здесь жило почти 700 человек, а в 2010 - 477. Если в 2008 году поезд ходил из 5 вагонов, в которых вечно мест, то сейчас ходит лишь 3, и те - полупустые.





А что уж говорить про другие деревни? Достиг легендарного Калача - самой дальней точки узкоколейки. Когда-то здесь жило более 200 человек, сейчас осталось менее 10.



Ещё несколько лет - и не будет вообще этой деревни.





В общем то ради этих 8 жителей Калача до сих пор действует узкоколейка, планируется ремонт моста и возвращение поезда на этот участок. Сам Калач представляет собой одну улицу длиной 2 км с кучей домов.



Гуляя по ней, вы, скорее всего, никого и не встретите - редкие 8 жителей сидят, в основном, по своим домам, ну или могут по лесу гулять.



Большая часть домов, понятное дело, заброшены, однако ещё не подают признаков разрушения.



Зато администрация, библиотека, школа уже давно не действуют.



Руины бывшей школы.



Из рабочих объектов - лишь правление лесничества.



Забавно, что программа "Ростелекома" "Доступная связь" добралась и сюда! Прямо посередине деревни стоит таксофон со специальной питающей подстанцией, с которого можно бесплатно позвонить в любую точку России (что я, конечно же, и сделал).




 


Связь от основной четвёрки операторов тут не действует, но есть местная екатеринбургская сотовая сеть "Мотив". Электричество включается от генератора на несколько часов в день - вроде как централизованной электрификации тут даже и не было никогда. Заведует генератором батюшка, живущий в одном из домов.





Ещё характерный момент. В Калаче есть памятник сельчанам, погибшим в ВОВ. Характерно, что фамилий там почти в 10 раз больше, чем жителей сейчас. Можно представить каким богатым и населённым было село в те годы.. Радует, что памятник ухожен и за ним следят и даже приносят цветы.




 


Из интересного - колодцы. Что в Санкино, что в Калаче они сделаны в специальных закрытых срубах. Наверное, чтобы зимой снегом не заносило. Не видел раньше в других местах такого.




 


Так что пока деревни стоят, но чувствуется как постепенно жизнь отсюда уходит. Особенно это касается Калача, который поредел за последние десятилетия более чем в 20 раз.. Что будет тут через несколько лет?



Останется ли смысл гонять сюда пассажирский поезд? Посмотрим, время покажет.


Новости партнеров

 
Сегодня в СМИ