О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Зачем нужна ответственность?

 


Думаю, многим моим коллегам знакома ситуация: кандидат на собеседование не явился и не предупредил. И на звонок, разумеется, ответить не счел нужным. Впрочем, временами случается куда хуже, мои коллеги и тут не дадут соврать: новый специалист может попросту не выйти на работу. И хорошо, если черканет в вотсап хоть какое-то объяснение. Но нет, в таких случаях пропадают навсегда, не утруждая себя лишними усилиями.

По шапке, конечно же, получит HR – надо было лучше в людях разбираться и отсекать таких безответственных еще на подлете. Затем HR, скорее всего, получит сверхурочное задание – срочно найти замену этому прохиндею, которого ждали две недели, но так и не дождались.

И HR, как специалист ответственный, будет работать без устали пока не найдет другого, а затем молиться всем богам, чтобы хоть этот другой не соскочил.

Ответственность – качество, безусловно, уважаемое в современном мире. Но в этой конкретной ситуации в выигрыше оказался именно безответственный кандидат. Ибо он провернул успешную для себя комбинацию – нашел другую, более выгодную работу, до последнего держа про запас этих вот наивных людей, которые его ждали. Сорвалось бы там – нанялся бы к этим, но вышло наоборот. Короче, сумел усидеть на двух стульях. А в дураках остался ответственный, незадачливый HR, который зачем-то остановил подбор и стал готовить рабочее место новому сотруднику. Хотя мог бы вместо этого подготовить дублера, другого соискателя, которого бы держали в подвешенном состоянии до выхода на работу основного персонажа. Ну так, на всякий случай, мало ли что. Конечно, это было бы безответственно по отношению к этому самому дублеру, зато очень даже ответственно к своим собственным интересам.

Самые ответственные работники, как известно, матери-одиночки. И желательно, если детей у них двое. Трое – уже слишком много, один - маловато, а вот двое – в самый раз. Разумеется, мы говорим о настоящих одиночках – без богатых алиментов, щедрых родителей и прочей поддержки. Тех самых, кто сами отвечают за все. И вот они-то как раз не могут позволить себе никакого безответственного поведения. Какое там, они и гриппом-то заболеть себе позволить не могут. Впрочем, случись грипп, они и тут не растеряются, ибо давным-давно освоили удаленную работу, еще с давних, доковидных времен. Не лежать же в постели, в самом деле.

Ответственны и мужья неработающих жен. Ответственны пожилые родители, чадо которых никак не хочет взрослеть, даже если с точки зрения этого чада они просто старые дураки.

Но давайте посмотрим, что есть ответственность на самом деле? Почему одни люди могут позволить себе разгильдяйство, а другие нет?

Ответ очевиден: у так называемых безответственных людей есть альтернативный сценарий. Есть тот самый план Б, а то и планы С, D, E в запасе. Кандидат, не явившийся на собеседование, получил другое предложение о работе. А, может, дождался наследства или выиграл в лотерею. Или просто под собой имеет чью-то крепкую шею, которая пока еще его на себе тащит, и поиск работы для него просто очередное времяпрепровождение. Короче, компания, в которой его ждали, была всего лишь частью его многогранных возможностей.

Может показаться, что безответственность, читай – хамство по отношению к окружающим, которые не без оснований рассчитывают на тебя – это наиболее выгодный способ существования. На самом деле, это только так кажется. Вся легкость бытия безответственного рушится в тот момент, когда выясняется, что его альтернативные планы зиждутся на таких же, как он, легких, скажем так, к обещаниям людях.

В компании, куда он пришел, весело сжёгши за собой мосты, вдруг оказывается, что зарплата совсем не такая, как было обещано. И, вообще, платят ее в конверте и в зависимости от выполнения плана. На должности HR в этой компании работает совершенно безответственный сотрудник, который не счел нужным проинформировать об этих финансовых нюансах заранее. Для него главным было выполнить собственный план, вакансию закрыть в срок, а что уж дальше будет происходить с новым сотрудником – его совсем не волновало.

И вот тут выясняется, что жечь за собой мосты, вообще-то, было преждевременно. Нет, некоторые на голубом глазу легко звонят предыдущему работодателю и выдают что-то вроде:

- Вы знаете, я тут немного приболел, а телефон и компьютер сломались, вот я и не смог предупредить вас. Можно я выйду на работу в понедельник?

Но большинство понимает, что дергаться поздно и единственное, что остается – это начинать поиск работы сначала. Только теперь имея в трудовой книжке странную запись в виде пары месяцев, а то и меньше, которые придется как-то объяснять всем последующим работодателям.

Надо сказать, что кадровый рынок только кажется безграничным. На самом деле, ответственных и порядочных работодателей не так уж и много. А программное обеспечение позволяет HR фиксировать все действия людей, так или иначе оказавшихся в фокусе найма. И если один раз соискатель повел себя некрасиво, то и через пять, и через десять лет эта информация будет доступна HR-м данной компании, хотя сам соискатель, разумеется, давно уже забыл и об этом инциденте, и об этом работодателе. Просто в очередной раз направит свое резюме – и вдруг почему-то получит немотивированный отказ.

Любой план, каким бы фантастически красивым и надежным он не представлялся, может сорваться в любой момент. Но не зря советуют вести себя по отношению к другим так же, как хочется, чтобы относились к тебе. Ответственность и порядочность, умение держать слово и своевременно информировать об изменениях – это та самая репутация, которая работает в долгосрочной перспективе и становится страховкой от неприятных неожиданностей.

А что касается ответственных… Нам всем не помешает немного расслабиться. Отвечать за все – это очень утомительно и скучно. Мы, конечно, навсегда останемся такими, какими нас воспитали и какими сделала жизнь – порядочными, стремящимися минимизировать риски, все предусмотреть, всех подстраховать… Но мы одни не справимся, нет-нет, в мире слишком много людей безответственных, куда нам против них?

Поэтому нам тоже полезно взять за правило разрабатывать планы Б, С, Д…

Ну или хоть иногда покупать лотерейный билет 😊

 
Сегодня в СМИ