О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Ричер и Паркер - книги против фильмов

 


Дочитал цикл Уэстлейка про Паркера, и это дает повод вспомнить прочитанную пару месяцев назад серию про Ричера и экранизации книг из этих циклов.


Ли Чайлд и Джек Ричер
Джек Ричер - герой одной из классических нуаровых серий писателя Ли Чайлда. Главный герой - бывший военный следователь, из-за скверного характера он то занимал высокий ранг в системе, то отправлялся в ссылку в богом забытый полк. Большая часть книг посвящена жизни Ричера после увольнения, которое закономерно произошло после конца Холодной войны, когда армию начали сокращать за ненадобностью. Родился Джек в Париже в браке американского офицера и француженки.

Первая книга "Этаж смерти" посвящена первому делу Джека на гражданке, где он случайно оказывается втянут в расследование смерти своего брата, также бывшего военного, работавшего на Министерство финансов.

В целом, серия мне скорее понравилась. Каждая книга сделана в своей стилистике (не выбивающейся из общего ряда) и посвящена каким-то популярным в мире нуаровского кино и детективов сюжетам. Есть роман про роковую женщину, которая пытается привлечь Ричера, чтобы то ли разделаться с мужем-тираном, то ли заграбастать супружеское состояние. Другая вещь посвящена готовящемуся покушению на вице-президента, и Сам Ли Чайлд не скрывает, что вдохновлялся фильмом "На линии огня" с Иствудом. Сквозной сюжет в романах чисто формальный, связан прежде всего со смертью брата Джека, а также много раз всплывает армейская команда Ричера, состоящая из его любимых сержантов.

Несколько романов, и не самых худших, уходят в прошлое Джека и его службу в армии. Один из них посвящен поездке Джека с братом, где кроме детективной составляющей показано прощание братьев с матерью, умирающей от рака. Вещь очень трогательная и грустная, но без чрезмерных соплей, к которым крутые вояки склонны не были, что конечно не отнимает у них способность чувствовать.

Образ Джека близок к созданному в кино: после увольнения Ричер решил не связывать себя излишней собственностью, просто путешествуя по стране с одной зубной щеткой в кармане. Как и показано в фильмах, он предпочитал покупать дешевую одежду, и выбрасывать ее, когда приходит время стирки. Это по его мнению дешевле и менее обременительно, чем связываться с прачечными.

Джек Ричер показан как человек сильный, умный и ценящий справедливость, как он ее понимает, выше закона. Иначе говоря, типичный герой нуара.



Выстрел
Забавно, что экранизировали девятый и восемнадцатый романы из серии. Можно пошутить, что третий фильм не вышел, потому что к началу 2021 года было написано всего двадцать шесть книг. Сам Чайлд был недоволен выбором Тома Круза на главную роль, потому что типичный нуаровский герой, каким и был изображен книжный Ричер, - мужчина внушительный, с габаритами Арни и харизмой Дэнни Трехо. И Чайлд, конечно же, был неправ, потому что хоть Круз и не вышел ростом, но внушительность и опасность из него "так и прет".

В целом первый фильм повторяет сюжет романа, но проделана заметная сценарная работа. Прежде всего был существенно уменьшен список действующих лиц. Образ, созданный на экране Розамунд Пайк, собран сразу из нескольких персонажей книги, и это кроме адвокатши, ведущей дело, еще и журналистка, и сестра подозреваемого, и одна из любимых девушек-сержантов Ричера, с которой тот и крутил роман на страницах.



Добавлены ставшие классическими эпизоды, вроде сцены в баре, когда девушка пытается подставить Ричера, или ухода от погони, когда негр-пролетарий одалживает Ричеру кепку.

Единственный момент, который мне понравился в книге больше, чем в фильме - это финальная разборка, у Ли Чайлда больше похожая на детектив, чем на боевик. В целом же фильм очевидно удался больше своей литературной основы. И надо отметить, что роман "Выстрел", как и "Никогда не возвращайся", к которому мы сейчас перейдем, - две худших части серии. Но сама концепция "Выстрела" - история с массовыми убийствами и подставой ветерана (которая в книге прописана гораздо подробнее, но я понимаю, почему сценаристы упростили ряд моментов), так просятся на экран.


Никогда не возвращайся
Если про первый фильм можно сказать, что проведена заметная работа по переносу романа на экран, то в случае со сиквелом эта работа просто гигантская. Проще говоря, сценарий написан заново, из романа перешли два момента. Первый - увольнение и арест майора Сьюзен Тёрнер. Надо отметить, что из книги гораздо понятнее, что это за подразделение, и почему там так любят отставного майора Ричера. 10 полк, в котором служила Морган - элитное подразделение военной полиции, занимающееся особо тяжкими преступлениями, и Ричер служил в нем добрую половину срока службы, а иногда и возглавлял, но рано или поздно терял пост из-за своей несговорчивости. Полк этот упоминается чуть ли во всех романах серии. Так что Ричер возвращается в альма-матер, чтобы пообщаться со своим преемником, Морган, с которой он вел телефонный роман, как это и было показано в фильме.

Второй момент, унаследованный из книги - факт, что у Ричера нашлась незаконнорожденная дочь. Все, больше точек пересечения фильма и книги нет. Детективная история там совершенно другая, другие антагонисты, никакого вояжа с предполагаемой дочерью не было и в помине. И если роман "Выстрел" мне показался слишком мутным и переполненным ненужными персонажами и деталями, то "Никогда не возвращайся" вообще непонятно ради чего написан, слишком уж он пустой, там правда мало чего происходит. По крайней мере мало интересного.

Таким образом, обе экранизации Ричера оказались удачными и сами по себе и в сравнении с литературным источником. Саму же серию я вполне могу рекомендовать, если вы любите нуар. Уступает, конечно же, классике вроде Чандлера, но уж точно не хуже какого-нибудь Спиллейна.


Дональд Уэстлейк и Паркер
Дональд Уэстлейк пользовался многими псевдонимами, в частности Паркера он писал как Ричард Старк. Экранизировался Уэстлейк активно и с удовольствием (да и сам он был сценаристом), но хорошо известны киноверсии двух романов - "Охотник" и "Вспышка".
Паркер Уэстлейка - профессиональный бандит, грабитель. И автор всячески подчеркивает его профессионализм и принципиальное недоверие к дилетантам. Кроме описания конкретных дел Паркера, Уэстлейк показывает сообщество профессиональных бандитов. Надо очень четко понимать, что герои Уэстлейка, по крайней мере в этой серии - преступники, и описывает их автор без какой-либо романтизации. Паркер - громила огромного роста, устрашающей внешности, уверенный в себе, ненавидящий пустые разговоры и дилетантов. Не прощает, когда его подставляют или обманывают.


Охотник/Расплата
"Расплата" снята по первому роману серии "Охотник". И хотя фильм в итоге стал классикой (по крайней мере в мой список любимых он входит и не на последнем месте), создание его было мучительным. (подробнее о создании и муках "Расплаты" в этом ролике, и я горячо рекомендую канал) Режиссером стал знаменитый сценарист Брайан Хелгеленд, примерно в то же время получивший законный Оскар за "Секреты Лос-Анжелеса". Ему удалось увлечь проектом Мэла Гибсона, и даже навязать себя как режиссера, хотя это был бы его дебют в режиссерском кресле. Судя по всему, сценарий Хелгеленда был гораздо ближе к тексту Уэстлейка, а значит Паркер был в нем изображен жестоким чудовищем, что не понравилось студии, да и самого Гибсона напугало - он не хотел играть отрицательного героя, портя себе имидж. В итоге после тестовых показов Гибсон лично переснял треть фильма и перемонтировал остальное, так чтобы его Паркер казался более симпатичным парнем. Режиссерская версия также была выпущена гораздо позднее, но всеми любимая "Расплата" - это именно театральная версия, и редкий случай, когда она лучше режиссерской. О театральной версии и ее сходстве и отличии от книги мы и поговорим.

В целом, история "Охотника" передана достаточно точно. Паркера кидают при ограблении жена и подельник. В книге то старое дело расписано гораздо подробнее, в фильме же оно показано "вскользь", но факт остается тем же - подельник убивает Паркера и похищает его долю при содействии жена Паркера. Но убивает не до конца, воскресший Паркер хочет вернуть свои деньги. Первым делом после исцеления он отправляется к жене, потому что других концов ему не найти. В книге жена кончает самоубийством, в фильме случайно гибнет от передоза. И это первое крупное отличие. Дальше все идет плюс-минус близко к тексту, за исключением линии Люси Лью, про которую было вскользь упомянуто, что предатель Вэл Резник принимал у себя проститутку со склонностью к садо-мазо, да и сам любил поизмываться над женщинами.



Также в романе не было никакой любовной линии между Паркером и проституткой, которую сыграла Мария Белло. Во всех романах Уэстлейка Паркер избегал секса до тех пор, пока дело не было кончено. Такова была его натура. Зато потом отрывался по полной.



Также не было в романе линии с детективами, шантажирующими Паркера.

И конечно же отличается последняя треть фильма, которую полностью пересняли - вся эта история с похищением сына главы мафии придумана новыми сценаристами (Хелгеленд к тому времени был уволен, даром, что оскаровский лауреат).

Что в итоге? Фильм получился харизматичный, особенно образ, созданный Гибсоном. Все детали, добавленные Хелгелендом и другими сценаристами забавны и интересны. "Расплата", как я уже сказал, стала одним из моих любимых фильмов.



Вспышка/Паркер
Завязка "Паркера" живо мне напомнила "Расплату", и я не удивился, узнав, что фильм снят по другой книге из того же цикла, и что это авторский штамп. Но я зря так плохо думал об Уэстлейке, это сценаристы позаимствовали красивый ход. Книга также начинается с ограбления, после которого подельники предлагают Паркеру вложить добычу в другое дело. Паркер отказывается, и его по сути грабят, что Паркеру не нравится. Но никто его не пытается убить (пока), это выдернуто из Охотника, вся схема, по которой тяжело раненый Паркер исцеляется и начинает охоту на обидчиков и свои деньги. Не было в книге также никакого парка развлечений, возможно, сценаристы вдохновились двумя другими романами Уэстлейка, действие которых связано с парком. Однако привычные приемы работы Паркера сотоварищи переданы достаточно точно, в частности привычка героя вкрадчиво убеждать заложников вести себя прилично, тогда им никто вреда не причинит.

Все, что происходит дальше, достаточно близко к тексту романа, за исключением роли Лопес, которую заметно расширили, это и понятно, звать такую дорогую актрису и не давать ей играть что-то интересное, как-то странно. Никакой вендетты между Паркером и грабителями в книге нет, ну так его и не убивали, только "одолжили деньги". Так что и наемного убийцы в номере Паркера нет, но история с нечистоплотным изготовителем поддельных документов расписана в книге гораздо подробнее, и именно после нее Паркера тяжело ранят, из-за чего он был немного не в форме в финале.

Персонажа Нолти в книге нет, диспетчером для Паркера служат разные его друзья, и был старик погибший в одной из первых книг серии, больше всего похожий на него. Зато Клер, таинственная пассия Паркера, - сквозной персонаж цикла, на нем "сердце Паркера успокоилось", хотя конечно он не вызывал ее после ранения, там немного по другому вся эта история описана.

В целом же фильм весьма похож на книгу, а образ, созданный Стетхемом, на книжного Паркера. Резюмируя, могу сказать, что и в этот раз экранизации меня впечталили больше, чем литературный исходник. Но в отличие от Ричера, который мне понравился, просто не в случае именно этих книг, Паркер - более грубая работа, и "литературы" в нем меньше, чем в Ричере.

Если вы все же захотите прочитать цикл Уэстлейка, имейте в виду, что там более выраженный сквозной сюжет. Очень часто незаконченные линии из одной книги перетекают в какую-то из последующих.

Новости партнеров

 
Сегодня в СМИ