О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Кто-нибудь видел мою девчонку? Эволюция Женщины-кошки

 


Эволюция этого культового и во многом архетипического женского персонажа из мира комиксов заслуживает культурологического исследования. Мы проследили, как менялась экранная Женщина-кошка от первого появления в середине прошлого века до сегодняшних дней. О грациозной и харизматичной красотке, которая выжимает слезы, вызывает сочувствие и просто хулиганит — в фильмах и мультфильмах о Бэтмене.

16+

Кадр из фильма «Женщина-кошка», реж. Питоф
Кадр из фильма «Женщина-кошка», реж. Питоф
«Бэтмен»

Впервые на экране Женщина-кошка появилась как призрак, как будто не до конца оформившийся персонаж, тень большой идеи. В культовом сериале 1960-х и его полнометражном спин-оффе все роли играли одни и те же актеры — только образ единственной в своем роде девушки-злодейки постоянно менялся. В сериале ее поочередно играли то темнокожая певица Эрта Китт (ее, кажется, утвердили на роль только потому, что поп-дива имела кличку «кошечка» за специфический мурлыкающий вокал), то танцовщица Джули Ньюмар. Но и сами актрисы не могли предложить образу ничего, кроме мягкой пластики, и в самом сериале героине уделялось не так много внимания, чтобы они могли всерьез развернуться. В полнометражном «Бэтмене» наконец наметились очертания характера и истории Женщины-кошки. Она оказалась сердцеедкой, в которую Бэтмен без ума влюбляется и пытается спасать, принимая за жертву злодеев. А актриса Ли Меривезер смогла сыграть своего персонажа не только ярко, но и трогательно: не очароваться такой девушкой просто невозможно, Бэтмена тут каждый поймет.

«Бэтмен возвращается»

Настоящий дебют Женщины-кошки на экране произошел во второй части саги о Бэтмене Тима Бёртона и Джоэла Шумахера. Здесь героиня получила земное имя — Селина Кайл, и полную драматизма биографию: робкая девушка пала жертвой коррупции, воскресла благодаря уличным котам и превратилась в яростную мстительницу готэмской преступности. Тут всё сошлось: мастер броских, карикатурных образов и масок Бёртон вместе со сценаристом Дэниелом Уотерсом учел мельчайшие детали, создав очень живого и трогательного персонажа. Сыгравшая Селину Мишель Пфайффер наградила героиню редким обаянием, харизмой. Следить за тем, как смешная и робкая дурнушка превращается в жестокую, ловкую и хитроумную злодейку, — отдельное удовольствие, едва ли не самое захватывающее в фильме. Образ получился сложным и манящим. По логике вещей, раз Женщина-кошка — антагонист Бэтмена, наши симпатии должны быть однозначно на стороне последнего. Селина в латексном костюме нужна лишь как противник, воплощение зла. Но очарование героини, ее драматичная история, ее хрупкость в сочетании с патетикой сделали сюжетную линию Женщины-кошки в «Бэтмене» Бёртона фильмом в фильме. Причем едва ли не более выдающимся, чем сама история борьбы Уэйна с преступностью в Готэме.

«Женщина-кошка»

После успеха «Бэтмена» Бёртона и многообещающего образа Женщины-кошки в исполнении Пфайффер героиня была обречена на свой полнометражный спин-офф. Он и состоялся — спустя десять лет после ленты Бёртона. На сей раз образ героини достался Холли Берри. В этой версии земную версию прыгучей злодейки наградили говорящим именем — Пейшенс, она и была воплощенным терпением. Тихая офисная работница, которая, стиснув зубы, работает над рекламными кампаниями опостылевшего заказчика, фирмы по производству косметики. Когда же она случайно узнаёт кое-какие тайны работодателя, тот немедленно с ней расправляется. Девушка гибнет и, как и героиня Пфайффер, воскресает благодаря котикам. Затея была с самого начала не особенно удачная: тягаться с Пфайффер и Бёртоном нелегко. На фоне традиционных для франшизы о Бэтмене сентиментальности, внимания к деталям, таинственной атмосферы бросаются в глазах нарочитая условность и карикатурность истории. Хотя коммерческого успеха «Женщина» не получила, фильм всё же можно считать выдающимся и в чем-то даже опередившим свое время. Во-первых, это первое супергеройское кино, в котором мужчины — лишь вспомогательные персонажи: их целуют, с ними спят, над ними посмеиваются, но большого значения им никто не придает. Во-вторых, едва ли не самым обаятельным персонажем фильма оказалась взбалмошная подружка главной героини в исполнении Алекс Борштейн. Пройдет какой-то десяток лет — и актриса этот образ разовьет и превратит в настоящий шедевр комедийного жанра в сериале «Удивительная миссис Мэйзел».

«Темный рыцарь»

Кристофер Нолан прекрасно усвоил урок «Женщины-кошки» 2004 года. В своей эстетской версии саги о Бэтмене он даже не пытался повторить успех персонажа Мишель Пфайффер. Это всё равно невозможно. Так что Нолан решил выстраивать линию персонажа, отталкиваясь не от Бёртона, а от более раннего, самого первого сериала о Бэтмене. И от двусмысленности, которая была заложена в той интерпретации образа героини. Да, она злодейка, она противница Бэтмена — но не воспринимается как антагонист, а скорее играет роль подружки и объекта смутного эротического желания. Такая трактовка диктовала серьезные требования к выбору актрисы — Нолан искал Женщину-кошку долго, отвергал многих экранных див и в итоге остановился на самой, казалось бы, спорной претендентке, хрупкой и утонченной Энн Хэтэуэй. Но именно у нее блистательно получилось превратить свою героиню в эффектного и противоречивого призрака. Ловкую, лихую, наделенную редкой криминальной харизмой красотку, которая с одинаковой легкостью приходит Бэтмену на помощь и губит его, в зависимости от настроения и личных мотивов. Не беда, что они скрыты от зрительских глаз, — сам по себе образ от этого менее ярким и захватывающим не становится.

«Бэтмен: Год первый»

В анимации и комиксах Женщине-кошке Селине Кайл повезло больше, чем в игровом кино. Пока киноиндустрия сражалась с двусмысленностью и противоречивостью персонажа, в мультфильмах Селина жила своей жизнью, куда более простой и прямолинейной. «Год первый» — пролог ко всем прочим историям о жизни Бэтмена и рассказывает о начале приключений Брюса Уэйна и превращении из благополучного сына состоятельных родителей в мстителя в черном плаще. В качестве противников здесь выступает целая галерея персонажей — от Кармайкла Фальконе до двуличного прокурора Харви Дента. Но даже на этом фоне Женщина-кошка впервые выглядит полноценным противником Бэтмена, а не дополнением к общему контексту, выходит за жесткие рамки значительной, но второстепенной эмоциональной составляющей фильма. Между Селиной Кайл и Бэтменом здесь разворачивается нешуточная борьба — и дается она обоим героям нелегко. А фанаты героини впервые могут насладиться героиней в полный рост. Со всем ее коварством, интригами, жестокостью и прочими чертами, которые прежде отходили на второй план.

«Готэм»

На такой трактовке образа Селины Кайл, какая была предложена Мишель Пфайффер, рано ставить крест, решили создатели сериала «Готэм». Здесь снова зрителям предлагается фантазия на тему «юность героя». Молодой Брюс Уэйн встает на путь борьбы с преступностью в Готэме, Гордон еще даже не комиссар — злодеи тоже юны и прекрасны, только приступают к своим подлым делам. Селину Кайл в «Готэме» играет Камрен Бикондова, которой на момент съемок первого сезона было всего 15 лет, — куда юнее! Как результат — снова на экране живая Селина, трогательная, эмоциональная, переживающая на глазах у зрителей собственную драму, которой невозможно не сопереживать. Конечно, у Пфайффер больше мастерства, но героиня Бикондовы цепляет другими качествами — органичностью, запалом неофита, ранимостью, в то время как нужно казаться стойкой и выносливой.

«Лего Фильм: Бэтмен»

И снова на арене — патентованная злодейка, которую почему-то никак не получается сыграть в кино, но зато она очень легко и органично вплетается в сюжеты анимационных версий «Бэтмена». В хулиганском «Лего Фильме» всем достается — в лучшие моменты он, кажется, мог бы посоревноваться с каким-нибудь «Южным парком». Но больше всего — злодеям, причем не от самого Бэтмена, а от создателей. Джокер здесь ноет и попрошайничает, чтобы его признали настоящим земным воплощением темных сил. Харли Квинн все больше дурачится. Загадочник смахивает на мастера кроссвордов из пригородной электрички, не больше. Ну а Женщину-кошку тоже не грех высмеять — она занимает роль статиста в сборище отбросов общества, конченых мерзавцев. Что у нее за драматичная история? С чего она надела маску? Кто ее обидел? Какая разница — главное, что она получит по первое число!

«Бэтмен: Тихо»

Анимация отважилась не только на демонизацию Селины Кайл, но и на другой, куда более радикальный и смелый шаг по отношению к героине. В мультике «Тихо» между Бэтменом и его неуловимой соперницей наконец в полный рост разворачиваются романтические, пусть и весьма непростые, отношения — в какой-то момент их можно даже обоснованно назвать романом. Причем добиваются этого смелого эффекта создатели неожиданным образом — они трактуют Селину как девушку в поисках любви, большой и настоящей. Где ее искать и на что ради нее идти — все равно. Селина Кайл легко поддается чарам коварной злодейки Ядовитый Плющ, через минуту уже спасает Бэтмена от верной гибели. В конечном итоге их отношения распадаются, потому что сильных чувств мститель в черном плаще девушке подарить не может. В общем, «Тихо» — редчайший пример сильных страстей и психологизма в анимации, редко такое встретишь. Особенно в комиксе.

«Несправедливость»

Еще дальше в развитии отношений Бэтмена и Женщины-кошки пошли создатели еще одного мультика студии DC Comics — «Несправедливости». Здесь впервые на экране героиня предстает не как противник или сомнительный союзник героя, а только как его возлюбленная — и точка. Функции Селины сводятся лишь к тому, чтобы совсем не по-супергеройски целовать бойфренда, подбадривать его в решающие моменты. При этом в мизогинии авторов не обвинишь — все-таки Селина остается собой, свободной и независимой девушкой, которая появляется даже на экране как будто только по собственной воле, а не по логике сюжета. Когда хочет — тогда и целует, а в остальное время, вполне возможно, где-то за границей кадра творит страшные злодейства.

«Бэтмен»

Наконец, новая версия Селины Кайл — не смутного объекта желания и не женщины с трудной судьбой, а подружки и возлюбленной — появилась и на экране. Зои Кравиц справилась с задачей почти невыполнимой — показать на экране превращение врага в любимую женщину, сохранить фирменный эротизм и пластичность, но при этом и оставить героиню независимой и свободной. У нее совсем другая биография — никаких котиков, злодеев-мучителей. Есть только верная подруга, за которую очень хочется отомстить, и большая тайна, которую Селина не готова никому открывать. А главное — впервые в большом кино история Селины выглядит не вставным сюжетом, а неотъемлемой частью общего целого. Без нее, антагониста и одновременно союзницы, история молодого Бэтмена, который в поисках Загадочника готов переступить через собственные моральные принципы, просто не состоялась бы.


Текст: Иван Чувиляев

 
Сегодня в СМИ