О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Рябчиковые ягоды

 


Мы о ягоде этой забыли,
Но пора просветленья пришла.
Там, где феи весёлые жили, —
Ты растёшь — и красна, и свежа.
У поляны ветвистые ели
Ввысь взметнули антенны вершин.
Пламенеют по осени смело,
Греют ягоду ветви осин.
Любят рябчики, сойки, глухарки
Костянику, она им мила.
Пирожки с костяникою жаркой —
Украшенье любого стола.
Я прошёл по тайге километры
К костянике, —дружок мой, встречай.
Для тебя улыбаются ветры,
Для тебя —мой отменнейший чай.

Вот такое величание костянике у мансийского поэта Андрея Тарханова, «ФЛЕЙТА ИВОЛГИ ЗОВЕТ» 2013 )


Ягоды в прежние времена были для человека нечто большее, чем источник калорий и ЗОЖ. Лесные ягоды – это феи, к каждой придешь, каждой поклонишься, нараскоряку по лесу подвигавшись, и прежде всего, самые трудные и изысканные – лесная земляника, костяника..,  в общем те, что растут низко по ковру земли, а не кустами усыпанными, над которыми гордо стоять ))


“Символика ягод в разных культурах разнообразна. Согласно мифопоэтической традиции, ягода – божественный символ Вселенной, источник божественной мудрости и вечной молодости (сок ягод, как и других плодов, служил для сакральных возлияний), источник света и сверхъестественной энергии, символ луны [Маковский, 1996, с. 398].” Цитировано по КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ «ЯГОДНЫХ» МЕТАФОР И СРАВНЕНИЙ В УДМУРТСКОМ ЯЗЫКЕ. Душенкова Т. Р. //Историко-культурное наследие народов Урало-Поволжья. 2021. № 2 (11)



Мне до костяники добежать с утра 5 минут, и набрать за час ведерко с литр.
Мы делаем из нее прекрасное на вкус и вид костяничное желе, делаем водицу костяничную, квас, чай, костянику моченую, сушеную, добавляем в пироги, салаты и квашенья.


















И как-то и грустно и удивительно читать об ушедшей костянике, как об ушедшем счастье, про времена давно ушедшие, когда красоту женщины сравнивали с костяникой (!), которая теперь, во времена заботы о здоровье тела просто ягода для зимней консервации, полезная кладезь витаминов:
“Если для современной молодежи это совсем неизвестная ягода, то еще лет 50-100 назад она была знакома всем. Румяность щек и губ сравнивали с костяникой: горд намер кадь бамъёсыд, фольк. ‘щеки твои красные, словно [ягоды] красной костяники’; утыр быгылям бамъёсаз горд намер ӟускиос шокышъяны ӧдъяллям ‘на округлившихся щеках гроздья костяники стали полыхать’. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ «ЯГОДНЫХ» МЕТАФОР И СРАВНЕНИЙ В УДМУРТСКОМ ЯЗЫКЕ. Душенкова Т.Р. //Историко-культурное наследие народов Урало-Поволжья. 2021. № 2 (11)





«Любящий мужчина воспевает красоту своей возлюбленной: ...Твои черные глаза, как смородина, Мадинакай – красавица кудрявая, Твой лик, словно костяника. Словно костяника твой лик, Мадинакай – красавица кудрявая, А твои слова слаще меда и сахара. («Мадинакай»). БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ О ЛЮБВИ И ИХ ОБРАЗНАЯ СИМВОЛИКА (НА ПРИМЕРЕ ПЕСЕН, ЗАФИКСИРОВАННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ). Сиражитдинова Н.М. //Вестник Башкирского университета. 2009. Т. 14. № 1

“Одним из традиционных символов девушки является в традиционной чувашской культуре костяника (совр. чув.: пӗрлӗхен). Сравните: Пӗрчи-пӗрчи пӗрлӗхен / Пӗрчи пӗр тенк тӑрать вӑл. / Ой, йӑмӑк Зоя пур, / Пин те пӗр тенк тӑрать вӑл «Ягоды костяники драгоценны, / Каждая ягодка стоит один рубль. / Наша сестрица Зоя драгоценна, / Она стоит тысячу и один рубль».
Костяника в чувашской языковой картине мира характеризуется положительной коннотацией, это растение может выступать одним из символов счастья. Сравните: Ҫулӑн пӗр аякки — хурлӑхан, / Ҫул тепӗр аяккинче — пӗрлӗхен. / Пӗрлӗхенне пухакан — телейлӗ ҫын, / Хурлӑханне пухакан — телейсӗр «По одну сторону дороги растёт смородина, / По другую — костяника. / Тот, кто собирает костянику, — счастливый человек, / А тот, кто собирает смородину, — несчастный». КЛАСТЕР «ДИКОРАСТУЩИЕ РАСТЕНИЯ» В ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА (русско-чувашские параллели). Борисова Л.В., Иванова А.М. // Вестник Московского университета. Сер. 22. Теория перевода. 2017. № 1

Как отголосок ушедшего мира, где была тесная связь человека с природой, постановка в 2013 г. в Удмуртском национальном театре притчи в двух действиях А. Григорьева «Намер» («Костяника»).  Однако, слова в известной башкирской песне «Лымы тӧдьы...» (в инете есть и текст и песня) со временем были заменены на яблоки вместо костяники: Намер (яблок) горд но намер горд, намерлэсь но гордо бамъёсы ‘Костяника (яблоко) красная да костяника красная, костяники краснее мои щеки’.  Т.е. яблоки для современного мира понятней, чем костяника. Далее в песне и смородина есть. А вот костяника ушла!
Про былую тесную связь человека с природой, когда человек наблюдал за растениями и животными и находил между ними сходства и отношения, напоминают встречающиеся в старинных источниках у разных народов фитонимы с зоонимическими компонентами, подчас загадочные и непонятные (ныне все больше в пассивной лексике, заменяются современными русскими названиями).
Так у якутов в названии ягод (княженика, малина, костяника) может входить слово вымя, пятка (к примеру, киис тиҥилэҕэ – пятка соболя – костяника, ынах эмиийэ – вымя коровы - костяника). ЯКУТСКИЕ ФИТОНИМЫ С СОМАКОМПОНЕНТАМИ: МОТИВАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ НОМИНАЦИЙ. Малышева Н. В., Осорова М. А. // Сибирский филологический журнал. 2022. № 2
Или костяника в коми языке – касьмар – кошачья ягода. Как хочешь, так и понимай теперь. (НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЭТИМОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЛЕКСИКИ КОМИ ЯЗЫКА. Мызников С.А. //Труды Карельского научного центра РАН. 2014. № 3. Кстати, как-то у меня язык при произнесении костяники чуть-чуть запутался и получилось.. котяника! Ну чем не кошачья ягода ))
У баденцев и швабов костяника – Huosebier – заячья ягода. Ну это понятно, заяц обитает там, где растет костяника.


И теперь мы переходим к нашей прежней загадке “Рябчикова ягода”.  Рассмотрим костянику в зоонимических фитонимах как ягоду, которую едят птицы, и как рябчикову ягоду.
Костяника как птичка-ягода (“Любят рябчики, сойки, глухарки /Костянику, она им мила.”) встречается в хакасском языке: костяника - хусхахах чистегi (‘ягода, которой питаются птички’, где хусхахах – ‘птичка’). НАЗВАНИЯ РАСТЕНИЙ В ХАКАССКОМ ЯЗЫКЕ. Каскаракова З.Е., Сунчугашев Р.Д., Тараканова И.М. //Мир науки, культуры, образования. 2012, № 6 (37)

Костяника как рябчикова ягода в чувашском языке (в старину): пучур сирлы (букв. рябчиковые ягоды) (Спиридон Михайлов. Собрание сочинений.Чувашское книжное изд-во. Чебоксары 2004)  Видимо, вот так в  совр орфографии - пăчăр çырли, где пăчăр – крапчатый, пятнистый; рябчик.

Этот источник, видимо, используют и в современных словарях (см ниже)

И.В. Бугаёв

НАУЧНЫЕ И НАРОДНЫЕ НАЗВАНИЯ РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ

Научно-популярное издание Томск 2010



В совр чуваш ягоды костяники - пĕрлĕхен çырли. В таком названии она встречается в чувашской поговорке Пĕр пĕрнери пĕрлĕхен пек (кстати, звучит вполне, как скороговорка) - Как ягоды костяники из одного кузова (соотв. Как две капли воды).


В коми-пермяцком северном диалекте костяника - сьӧлаягӧд (букв. рябчикова ягода, где сьӧла – рябчик) МАТЕРИАЛЫ К ЭТИМОЛОГИИ КОМИ-ПЕРМЯЦКОГО СЛОВА «БИЧУЛЬ» ‘КЛУБНИКА’. Гайдамашко Р.В. //Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2019. Т. 11, вып. 3
С рябчиком и ягодой встречаются также:
В современном коми-пермяцком сьöлаоз (букв. рябчиковая земляника, где сьӧла – рябчик, а оз – земляника) и это – княженика (т.е. арктическая малина, или поленика).

А в коми-пермяцком гапаксе конца 18 века
сѣ́ла о̀зъ – клубника. МАТЕРИАЛЫ К ЭТИМОЛОГИИ КОМИ-ПЕРМЯЦКОГО СЛОВА «БИЧУЛЬ» ‘КЛУБНИКА’. Гайдамашко Р.В. //Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2019. Т. 11, вып. 3

В удмуртском сяланамер (букв. ‘рябчиковая костяника’ где сяла – рябчик, намер - костяника) и это – 1) ‘ландыш майский’ (плод) 2) ‘майник двулистный ЗООНИМИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ В МНОГОСОСТАВНЫХ ФИТОНИМАХ УДМУРТСКОГО ЯЗЫКА. Насибуллина М.Р. //Удмуртский государственный университет 2015


Тут упомянем еще одно удмуртское “рябчиковое” – сяласин (букв. глаз рябчика) и это 1) бересклет бородавчатый, 2) ландыш майский.
Кроме того рябчиковая ягода как лесная ягода’ [без уточнения] встречается в старинных русских вологодских говорах  и как майник двулистный в русских забайкальских говорах. НАЗВАНИЯ ЯГОД В КОМИ-ПЕРМЯЦКОМ ЯЗЫКЕ КОНЦА XVIII В. (НА МАТЕРИАЛЕ РУКОПИСЕЙ АНТОНИЯ ПОПОВА). Пономарева Л.Г., Гайдамашко Р.В. 2021




Из всего этого следует, что рябчик вообще связан с ягодами (народные приметы верны), и да, с костяникой (которой раньше несомненно было больше) и ее сестрами во первую голову, отсюда и название это – рябчиковые ягоды. Название “рябчиковые ягоды” не исключает также и майника двулистного (как в свое время сказал egor_13)

В разгар лета (июль, август) взрослые птицы переходят почти исключительно на ягоды: сначала на чернику (50% встреч), затем – на бруснику (40% встреч), костянику (30% встреч), малину (20%). ПИТАНИЕ НЕКОТОРЫХ ЛЕСНЫХ ПТИЦ ЮЖНОЙ КАРЕЛИИ. Нейфельдт И.А. //Русский орнитологический журнал 2019, Т. 28

“Растительные корма (у рябчика) насчитывают 35 названий. В июльском питании рябчика отмечено лишь 5 растений (много семян костяники и осоки пальчатой), в сентябре же рацион рябчика возрастает до 34 видов растений.” НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ ПО ПИТАНИЮ РЯБЧИКА TETRASTES BONASIA В ТУЛЬСКИХ ЗАСЕКАХ. Лихачёв Г.Н. //Русский орнитологический журнал 2018, Т. 27
По мнению ряда авторов (Кириков, 1952; Семенов-Тян-Шанский, 1959; Василенко,1971; Потапов, 1985; Захаров, 1989; Воронин, 1995), твердые семена плодов (костяники, шиповника, малины и майника двулистного) выполняют в желудке функцию гастролитов.
Так, у взрослой самки 07.09.2010 в желудке не было обнаружено ни одного минерального гастролита. Их функцию выполняли твердые семена костяники и малины, в изобилии содержавшиеся в желудке. Из 22 особей, обследованных в это время, у 16 в желудке были косточки плодов черемухи и костяники, еще у 4 – только костяники. СЕЗОННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ГАСТРОЛИТОВ В ЖЕЛУДКАХ РЯБЧИКОВ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ. Алексеев В.Н. //Бюл. Моск. О-ва испытателей природы. Отд. Биол. 2015. Т. 120. вып. 1






То же самое о связи птицы с ягодой можно сказать конечно же о сойке.
“Летом, особенно в августе, в желудке сойки можно найти большое количество семян различных лесных ягодных растений (не менее 16 видов), наиболее часто – семена рябины Sorbus aucuparia, малины Rubus idaeus, черники Vaccinium myrtillus и брусники Vaccinium vitisidaea. Так как камешки и грубые растительные корма встречаются в этот период редко, то часть более твёрдых семян (костяники Rubus saxatilis, малины и др.) остаётся в желудке и размельчает пищу, а часть проходит желудок неповреждёнными (или даже приобретают повышенную всхожесть). Поэтому сойка может способствовать расселению этих растений..” РОЛЬ ПТИЦ В РАСПРОСТРАНЕНИИ СЕМЯН ЛЕСНЫХ И БОЛОТНЫХ РАСТЕНИЙ. Мазинг В.В. //Русский орнитологический журнал 2018, Т. 27


Мы о ягоде этой забыли,
Но пора просветленья пришла.
Там, где феи весёлые жили, —
Ты растёшь — и красна, и свежа.
У поляны ветвистые ели
Ввысь взметнули антенны вершин.
Пламенеют по осени смело,
Греют ягоду ветви осин.
Любят рябчики, сойки, глухарки
Костянику, она им мила.
Пирожки с костяникою жаркой —
Украшенье любого стола.
Я прошёл по тайге километры
К костянике, —дружок мой, встречай.
Для тебя улыбаются ветры,
Для тебя —мой отменнейший чай.
 
Сегодня в СМИ