О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

«Сейлор Мун». Новаторскому сериалу Межзвёздного масштаба исполняется 30

 


«Сейлор Мун», пожалуй, одна из самых популярных франшиз конца двадцатого века. За тридцать лет, прошедших с момента её первого появления в качестве манги, она завоевала миллионы поклонников всех возрастов по всему миру.

Веха. Сейлор Мун

В этом году исполняется тридцать лет со дня выхода «легенды о лунной принцессе».

Новаторская работа Такэути Наоко «Красавица-воин Сейлор Мун», широко известная просто как «Сейлор Мун», начала публиковаться в ежемесячном женском журнале манги «Накаёси» с декабря 1991 года. Затем в марте 1992 года состоялась премьера телевизионной анимации производства Toei Animation.

Это показывает, что «Сейлор Мун» не пошла по классическому пути адаптации популярной манги в виде аниме по мере набора поклонников. Аниме было задумано ещё в период выхода предыдущей работы Такэути — «Кодовое имя: Сейлор Ви», и в его разработке участвовали многие сотрудники, занимающиеся выпуском манги. Это означает, что Такэути написала сюжет для аниме значительно раньше, чем для манги.

В год начала сериализации — 1991 — распался Советский Союз, и началась война в Персидском заливе. Именно тогда лопнул Японский финансовый пузырь, что привело к так называемым потерянным десятилетиям, последствия которых видны и по сей день. «Сейлор Мун» родилась на заре новой эры, и с тех пор любовь к ней не остывает.

Главная героиня — 14-летняя Цукино Усаги. Её отец — обычный бизнесмен, а мать — домохозяйка. Одним словом — обычная семья тех лет. Девушка не очень хорошо учится и не особенно хороша в спорте. Она неуклюжая плакса, что уж греха таить. По характеру Цукино добрячка. Впрочем, как и любая нормальная ученица младших классов средней школы.

Однажды девушка встречает чёрную кошку, которая может говорить, и узнаёт, что на самом деле она Сейлор-воин, сражающийся за дело любви и справедливости во всём мире. История уходит корнями в древнее Лунное Королевство и развивается в захватывающую сагу о любви и перевоплощении с участием Цукино и молодого человека Чибы Мамору, известного также как Такседо Маска. Борьба, в которую оказываются втянуты Цукино и её друзья, в конечном итоге достигает межзвёздных масштабов.

До тех пор сёдзе-манга, как правило, представляла собой романтические комедии, действие которых происходило в школе, в то время как жанр экшен ориентировался на мужскую аудиторию.

Главным спонсором аниме стал производитель игрушек Bandai. Хоть и предыдущая работа Такэути «Кодовое имя: Сейлор Ви» занимала высокие места в рейтингах популярности, компания не была уверена, что новая серия автора станет хитом.

Аниме, в основном выходившее из-под рук молодых сотрудников, изначально не получило хороших рейтингов, да и сопутствующие товары продавались медленно. Однако все изменилось, как только зрители узнали, что Цукино на самом деле была принцессой с Луны. По мере того, как история развивалась, волна популярности лишь росла.

Вскоре «Сейлор Мун» стала одной из самых популярных франшиз в мире. Она установила рекорд среди сёдзе-манги, когда продажи первого тома превысили 1 миллион копий. В начале выпуска в журнале «Накаёси» тираж составлял 800 000 экземпляров, но уже к 1993 году он увеличился более чем вдвое, и составил 2 миллиона.

Помимо манги особый спрос был на сопутствующие товары, такие как игрушки, тематическую еду, одежду и многое другое. Объём продаж достиг 200 миллионов йен в год, и к концу финансового года в марте 1995 главный спонсор Bandai продал больше мерчендайза, чем компания могла отследить.

Выходя за рамки. Пол, поколение, нация

Японская сёдзе-манга достигла чрезвычайно высокого уровня выразительности ещё в 1970-х, и многие произведения уже пестрили многообразием, включая в себя элементы научной фантастики и оккультизма. Такэути была поклонницей произведений литературного движения синканкакуха (новое чувство), а в частности таких художников манги, как Хагио Мото, Такэмия Кэйко и Осима Юмико. Она также читала мангу для мальчиков — сёнен. Вероятно, на Сейлор Мун немалое влияние оказал «Космический линкор Ямато». Это подводит к простой мысли — Такэути читала много и читала разное.

Всё это легло в основу её успеха. «Сейлор Мун» вскоре завоевала поклонников всех полов и возрастов. На тематических мероприятиях наряду с девочками спокойно можно было увидеть вполне себе взрослых мужчин.

Разношёрстность фанатов, так называемых отаку, не была особо заметной до взлета «Евангелиона нового поколения», в котором голосом важной для сюжета Мисато Кацураги стала актриса дубляжа Мицуиси Котоно (голос Цукино Усаги в «Сейлор Мун»). Вполне вероятно, что взрослым фанатам-мужчинам Лунной принцессы того времени было немного не по себе, но вместо стеснения они могли сделать вид простых поклонников голоса Мисато.

Для «Сейлор Мун» не было ни международных границ, ни гендерных. Уже после первой трансляции аниме стало хитом, и даже сегодня такие знаменитости, как Билли Айлиш, Ариана Гранде и фигуристка Евгения Медведева говорят о своей любви к Лунной принцессе.

Выступление Евгении Медведевой в костюме из «Сейлор Мун» на мероприятии Dream on Ice в Нагаоке, префектура Ниигата, июль 2016 года
Выступление Евгении Медведевой в костюме из «Сейлор Мун» на мероприятии Dream on Ice в Нагаоке, префектура Ниигата, июль 2016 года

Примечательно, что в Италии «Сейлор Мун» стала настолько известной, что летом 1995 государственный железнодорожный перевозчик поместил Усаги на один из своих информационных плакатов. Тем не менее, такая популярность вызывала и споры: некоторые психологи утверждали, что просмотр этого аниме может привести к смене ориентации у девочек и феминизации у мальчиков. Подобные предрассудки считались нелепыми даже в то время.

Когда аниме вышло в эфир в Северной Америке, то сразу стало франшизой, соперничающей с более ранним хитом в лице «Могучих рейнджеров». Естественно, популярность «Сейлор Мун» росла и в Азии.

Благодаря тому, что девушки стали полноправными героинями, сам бренд привлёк внимание и в феминистских кругах. Однако во время его первого выхода в эфир многие критически отнеслись к роли Такседо Маски, заявив, что сериал поддерживает идею беспомощности девушек без мужчины. Однако к моменту завершения трансляции в 1997 году большинство зрителей сошлось на том, что аниме бросало вызов традиционным взглядам, воспитанным на историях, где все те, кто рисковал своей жизнью ради спасения мира, были мужчинами.

Плюрализм взглядов

Итак, в чём же секрет успеха «Сейлор Мун»? Обычно говорят, что это аниме обладает всеми элементами хитового продукта. История о команде (сэнтай), фантастические сюжеты о древних королевствах и реинкарнации, космические войны, простые школьные истории, запретная любовь… В аниме версии даже есть элементы BL (boys’ love).

Коллаборация Uniqlo и «Сейлор Мун». Дизайн одежды и даты продажи ещё не объявлены
Коллаборация Uniqlo и «Сейлор Мун». Дизайн одежды и даты продажи ещё не объявлены

Однако, хоть и «Сейлор Мун» будто идеально создана для всемирной любви, дело не только в этом. В первую очередь дело в авторском стиле. Такэути создала мир красоты и эмоций, что лежит намного дальше любого маркетинга.

В книге «Сила сестёр» фольклорист Янагида Кунио утверждает, что в Японии существовала древняя традиция рассматривать женщин как обладающих духовной силой. Конечно, это не ограничивается Японией. Подобные архетипы можно увидеть и во Франции с их Жанной д'Арк, и в Италии со Святой Екатериной.

Мир «Сейлор Мун» наполнен как глубиной истории, так и «продающими» элементами в виде красочного и популярного мерчендайза. Таким образом, произведение совмещает в себе как художественное творение, так и корпоративный продукт. Чудеса японских иероглифов, не иначе.

В японском маркетинге принято говорить, что во время экономического спада женщины-бойцы всегда становятся популярными. Возможно, когда текущая система начнет стагнировать, возникнет новая версия «силы сестёр» и изящно нарушит статус-кво.

«Сейлор Мун» появилась в начале Японской рецессии, во время, когда весь мир начал ощущать «ограниченность» двадцатого века, и люди начали искать новый порядок, новые горизонты. Причина, по которой эти воины, хранящие секреты Луны, были любимы в течение тридцати лет, несомненно заключается в том, что фанаты почувствовали их силу — силу сотворить новый, чистый мир.

Переводчик: Арсений Охрименко

Редактор: Иван Калашников

Источник: Nippon.com

 
Сегодня в СМИ