О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Сахалинская эпопея. Вас приветствует Утро Родины!

 


Поездка на Сахалин была, с одной стороны - давно планируемой и лелеемой в мечтах, с другой - совершенно спонтанной. Оказаться на единственной, полностью островной территории России я хотела еще со школы, когда в старших классах впервые прочитала «Каторгу» Валентина Пикуля, но транспортная логистика и дороговизна авиабилетов постоянно отодвигали весь Дальний Восток куда на потом. И вот, благодаря авиакомпании «Аврора» этот самый «потом» резко наступил, и конкретно Сахалин вдруг оказался доступен во всех смыслах. Ну, то есть, купив билеты и проведя почти два месяца за вдумчивым изучением отчетов, карт и отзывов, мы так думали. На деле все, конечно, оказалось немного сложнее, но об этом чуть ниже.



В институте я читала «Остров Сахалин» Антона Чехова - жутковатые, но крайне интересные путевые записки, книгу, которой в Южно-Сахалинске посвящен целый музей (да и вообще на острове много чего имени и в честь Антона Палыча). Читала ее вдогонку за «Из Сибири» - и то, и другое оставило в памяти какую-то беспросветность, мрак и великорусскую тоску, поэтому «каторжную» часть Сахалина я вообще не рассматривала в плане туристического интереса. Каюсь, это неправильно, ведь знакомство с историей русского Сахалина без каторги невозможно, но вот не лежала душа, и все. Читала, знаю и ладно.

Чехов-Центр в Южном



Третья книга, после которой Сахалин перестал быть просто точкой на будущей туристической карте, а приобрёл конкретные очертания, географические привязки и особую дикую привлекательность - это «Остров Сахалин» Эдуарда Веркина, полный оммажей чеховскому «Острову», но при этом потрясающе самобытный (возможно, литературоведы со мной поспорили бы, но они мой жж не читают). Все эти непроходимые дебри, бесконечные дожди (тревожный звоночек, к которому не прислушалась), островной менталитет и трагическая обреченность земли на краю Земли потребовала срочного личного знакомства.

АВЭ фотографирует дебри и край Земли



В общем-то, прочитанные книги всегда влияли на мое желание отправиться в ту или иную пердь страну, часть России или Сибири, и Сахалин не стал исключением. При составлении маршрута я также выбирала либо то, что меня заинтересовало в литературе, либо то, чего нет в той местности, где живу я. Хотелось увидеть разные климатические районы острова (а их там целых пять), природные и рукотворные достопримечательности, поймать рыбу голыми руками и причаститься клоповки. Все цели были достигнуты, пусть и не в тех объемах, в которых планировалось.



Итак, что хотелось и удалось посмотреть на острове.

Гигантские растения
Прогулки в травяных зарослях выше человеческого роста - одно из сильнейших впечатлений от Сахалина. Еще бы не было гадюк... Японский белокопытник, сахалинская гречиха, просто зеленая трава, пучка, бамбучник, - все это вызывало восторг и не надоело за три недели. Волшебный лес Тонино-Анивского полуострова «взращенный» на муссонах, покрытые непроходимым ковром из растений сопки западного берега, безумное разнотравье берега восточного и изумрудные джунгли Тымь-Поронайской долины - яркие тому примеры. Есть мнение, что гигантизм связан с залежами редкоземельных металлов. И много других мнений тоже есть.



Мысы, бухты, маяки
У нас тоже есть настоящее море, но добраться до него гораздо сложнее, чем до Охотского, поэтому море и все, что к нему относится, конечно, хотелось обжить: искупаться, поспать в палатке под шум прибоя, погулять по берегам знаменитых бухт, вдохнуть йодистый соленый воздух, посмотреть на мысы - на острове их сотни, и большинство, судя по фото, весьма красивы. Выбрали с десяток объектов с виду доступных, но на деле оказалось, что самостоятельно и без авто добраться можно лишь до некоторых из них. Не разочаровались и есть к чему стремиться в дальнейшем.

Охотское море



Мыс Птичий



Мыс Слепиковского. Маяк



Домики улиты набигают



Обломки Карафуто
Часть острова южнее 50-й параллели в 1905-1945 гг, и еще кусочек на севере в 1920-1925 гг принадлежали Японии. Остатки Карафуто - так называлась данная префектура империи - сегодня разбросаны по Сахалину, и, лично для меня представляют большой интерес, поэтому потрогать руками хотя бы малую их часть тоже планировалось в поездке. Потрогали. К сожалению, мы не увидели культовые тории, как оказалось, не только в горах погода может вносить коррективы в путешествие.

Хоандэн в Чехове



Маяк в Холмске



Постамент с лилией в Холмске



Северный Сахалин
Мало кто из коллег-туристов добирается до севера, так что, первым делом мы отправились именно туда - к тундре, стланикам, дюнам, безлюдным многокилометровым пляжам, горячим источникам, нефтяным платформам, туманам, лагунным заливам, изобилию дров, вахтовикам, рыбакам и китам. Увы, вместо 5 запланированных дней на севере провели 3 и еле унесли ноги - побережье накрыло такое мощное ква, какого в моей практике еще не наблюдалось. В общем, риск залечь на дно в Ногликах был слишком велик, но впереди было еще 3/4 острова с кучей достопримечательностей.

Дагинские минеральные источники



Плантации ватных палочек



Береговой комплекс подготовки



Залив Чайво



АВЭ охраняет дрова



Западное побережье
Этот регион больше всех пострадал от развала Союза, и, на мой взгляд, до сих пор еще в процессе возвращения к нормальной жизни. Здесь много мрачных и интересных заброшек (японских и советских), колорита которым добавляют севшие на мель у берега суда. Понятно, что это отнюдь не поводы для радости или гордости, но тоже - часть истории острова. Дороги, бегущие между сопками и Татарским проливом - вообще отдельный вид медитации, если вы готовы медитировать на гребёнке. В Невельске на брекватере круглый год живут сивучи, а на бенче греют животики морские котики, - такое вот сафари в шаговой доступности.

Берег в Александровске



Сивучево лежбище в Невельске



Котики в Невельске



Холмск. Ленинский гений в делах поколений



Рыбы, морегады и ламинария
Ламинария из банки и ламинария, подобранная лично на берегу - это две большие разницы. Горбуша, купленная в магазине и горбуша, пойманная руками в полосе прибоя имеет разный вкус. Икра, которую мажешь на бутер в Новый год и икра-пятиминутка, которую палочками очищаешь от пленок под руководством местных гуру, лопается на языке по-разному. По отливу можно бродить с фонариком, собирать крабов, гребешка и прочую вкусную мелочь. Ну а про клоповку и сказать нечего, кроме того, что концентрат из нее обладает неповторимым вкусом и пахнет, действительно, лесными клопами.











На острове хорошая погода?
У небесной канцелярии всегда свои планы, и Сахалину она если чего-то и выделяет, то по-полной. Если дождь, то он будет и сверху, и снизу, и косой, и горизонтальный, и с ветром, и с грозой, и просто морось, висящая сутками в воздухе. Дождь может идти неделю, размыть автомобильные и железные дороги, лишив тебя возможности добраться до какой-либо точки на карте. Ветер способен дуть сутками - безостановочно и нудно. Туман, севший на сопки, лишает смысла восхождение и превращает все твои вещи в нечто мокрое и противное. При этом все время тепло, но тепла почти не чувствуешь.

"На фоне" хребта Жданко, на который мы собирались сходить трек



Для неудачников на станции есть его изображение



Мокрота сменяется адовой жарой при стопроцентной влажности, делающей тебя липким, соленым и абсолютно неспособным к активным действиям, включая мыслительные процессы. Мы, дети континентального климата, даже хотели написать открытое письмо народу Сахалина: «Граждане, вас обманывают! Такая погода - это ненормально! Требуйте от властей нормальной погоды!» Но под конец путешествия уже ко всему привыкли, и даже не доставали пончо, когда сверху открывался дуршлаг, и панамку, когда тучи расходились. Увы, как было сказано выше, многие объекты из-за погоды оказались либо недоступны, либо смысл их посещения напрочь терялся. И, что меня несказанно удивило, при таком гадко-переменчивом климате на авто- и жд-станциях навесы либо вообще отсутствуют, либо настолько высоки, что ни от чего не защищают. Впрочем, народ тут стойкий и суровый, никто при мне, сахарной, не роптал.

Транспорт и дороги
Унылое, как и на всей провинциальной части 1/6 суши, расписание транспорта - и жд, и автобусного. Логика его мне, понаехавшей, была не всегда понятна, впрочем, судя по разговорам местных, им тоже. Слава Ктулху, до сих пор ходит ежедневный поезд из Южного в Ноглики, соединяющий юг и север Сахалина. Автобусное сообщение хорошее только вокруг столицы. В остальные районы вроде как есть движение, но на многие дальние рейсы ходит два встречных буса в сутки, билеты на которые берут за неделю, а то и за две. Есть электричка, но она, к примеру, идет в требуемое место в 3 часа ночи, а обратно - в 21 час, что явно превышает туристические возможности планируемых к осмотру объектов. Или есть автобус, но его расписание висит в самом автобусе, никто не знает, когда он ходит и как выглядит (нам чудом удалось его поймать где-то в полях!). Бывает, что между городами всего 20 км, но даже таксисты за деньги туда не везут, и нужно гнать в объезд почти 200 км.

Актуальный транспорт



Магистрали северного Сахалина



Полезный указатель (нам туда, где пустая стрелка)



Как сказал один из подвозивших нас водителей: «У нас тут три вида покрытия - грязь, грязь засохла, грязь замерзла». Асфальта как и в крае немного, но там, где есть - он хорош, все остальное - суглинок, что после дождя превращается в полужидкое месиво. Если долго стоять на одном месте, начинаешь постепенно погружаться в дорогу. К главным культовым и активно рекламируемым туристическим локациям ведут либо старые лесовозки, либо просто разбитые в кашу "магистрали". Поэтому большинство туристов покупают готовые туры и экскурсии: подготовленные машины везут их на точки, гиды водят, кормят, ставят палатки, развлекают. Стоит это дорого, но зато голова не болит. Под самостоятельного туриста без машины здесь не заточено ничего. Впрочем, в крае и у ближайших соседей все то же самое, так что призывы больше путешествовать по России, конечно, вдохновляют, но расслабиться не дают.

Автостоп
Разбалованные Арменией и Грузией и «вдохновленные» отчетами, мы конечно, подозревали, что он будет печален, но не теряли надежды. Стопом ездили только на северном Сахалине, потому что там просто нет других вариантов. На восточном побережье нас подвезли только один раз, но сразу удачно и до нужного места.

жертвы автостопа



Во всех остальных местах стояние на обочине было нерациональной тратой времени. Зато каждый, кто нас подвозил, рассказывал столько интересного о местах, где мы проезжали, вообще о жизни на острове за последние лет 40, о геологии и гидрологии Сахалина, о его железных дорогах и сельском хозяйстве, о нацпроектах и этнографии, об устройстве рыбацких станов, строительстве дорог и молокозаводах... Сложилось ощущение, что те, кто берут на борт стопщиков - какая-то особая каста людей, которым есть чем поделиться с путешественниками. В общем-то ради такого общения и хочется, в первую очередь, ездить стопом, ведь ни в одном путеводителе подобной информации не найдешь. Красивые виды - это, конечно, круто, но чем люди живут, не менее интересно.

Немножко красивых видов











Еще чуток полезностей
Что касается цен, то все ожидаемо, берете красноярский ценник на что угодно и умножаете на два. Иногда на три.
Воду из-под крана на острове не пьют, из рек не набирают. Только скважины, ручьи в горах и родники (последние два источника все равно чуток отдают болотом). Я впервые видела горожан, покупающих в больших объемах воду домой. В Южном на улицах стоят небольшие будочки с артезианской водой и пластиковой тарой, можно купить, сколько требуется. Так что постоянно приходилось таскать с собой трехлитровку.
Мороженое от компании "Поронайское молоко" - выше всяких похвал. Обычный черный хлеб в магазинах - черный по-настоящему и кислый как в детстве.
Ни разу не видели полицию нигде, кроме жд вокзала в Ногликах и автостанции в Холмске. Непривычно.



В целом трип по Сахалину был прекрасен, и даже комары, которыми пугали отчеты и путеводители, летали только на севере, - по сравнению с Кодаром их, считай, вообще не было. Если хотите, чтобы ваше путешествие прошло удачно, берите в аренду подготовленный джип, и будет вам счастье.

Фото: АВЭ и моих чуть

До новых встреч
 
Сегодня в СМИ