О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

"Шумный день" (1960) - разве мама деспот?

 


Виктор Розов - один из трёх драматургов 60-х, благодаря которым советский театр приобрёл новый стиль, приблизился к реальности, а значит - к тем людям, которые приходили в театр.

К 1960-му году было экранизировано уже три пьесы Розова, а четвертая - "В поисках радости" гремела на театральных подмостках. Режиссёр Георгий Натансон решил перенести популярную пьесу на экран, однако руководство "Мосфильма" идею не поддержало.


Олег (Олег Табаков), кадр из фильма "Шумный день" (1960)

Причины - всё действие происходит в одном месте, мало динамики, всё слишком театрально для кино. Вердикт ("такой фильм в прокате провалится") не устроил Натансона и ему, всё-таки, удалось получить разрешение на постановку. Сам режиссёр рассказывал: В конце концов худсовет решил запустить фильм в производство, решив, что он будет очень дешевым, и в случае провала убыток будет небольшим. Это был, пожалуй, первый малобюджетный фильм в те времена.

Виктор Розов обратился к Георгию Григорьевичу с просьбой - "взять" в команду Эфроса, мечтавшего попробовать себя в кинорежиссуре. Это был замечательный тандем и по воспоминаниям его участников, и по результату их совместной деятельности.

Как это ни странно, но приёмка фильма, несмотря на идущую в театрах пьесу, не была простой. Причем, придирки были довольно странные: так, секретарь ЦК КПСС Павлов заявил, что кино не советское, а итальянское, и героям можно запросто дать итальянские имена. Фурцевой не понравилась натура - Старый Арбат она назвала "захолустьями" и "трущобами", а также предложила исправить двустишие Олега



Интервью Георгия Натансона газете "Труд" (31.05.2001)

"Добро" фильм получил только благодаря Демичеву, секретарю МК партии - ему всё понравилось. Поэтому после незначительных исправлений (замена слова "дуры" на "глупы" и названия "В поисках радости" на "Шумный день") новая картина вышла на экран, мгновенно завоевав симпатии зрителей - всего за два месяца "Шумный день" посмотрели 18 миллионов человек, а Олег Табаков, исполнивший главную роль, стал, как бы сказали сегодня, "звездой".

В фильме "Шумный день" поднимается проблема советского мещанства, ярко и образно тема вещизма - точнее, той грани, когда приобретательство становится самоцелью. Но здесь нашлось место и для размышлений о любви, о дружбе, о честности и совести... об отношениях отцов и детей. В центре повествования - семья Савиных: мама Клавдия Васильевна (Валентина Сперантова), её дочь Таня (Татьяна Надеждина), три её сына - Олег (Олег Табаков), Коля (Владимир Земляникин), Фёдор (Геннадий Печников) и Леночка, жена Фёдора (Лилия Толмачёва).

Фёдор и Леночка скоро получат квартиру, ну а пока молодая жена покупает мебель, ковры, посуду, книги и прочее имущество, чтобы сразу обставиться в новом жилье. В этом желании нет ничего плохого, но у Леночки страсть к покупкам полностью вытесняет человеческий облик. Она напоминает неудовлетворённого желудочно кадавра профессора Выбегалло - и, конечно, это не может не напрягать Савиных.


Леночка (Лилия Толмачёва) и мебель, кадр из фильма "Шумный день" (1960)

Во-первых, потому, что складируется всё приобретенное в их квартире, которая уже напоминает мебельный магазин. Во-вторых, потому что Леночка параноидально боится, что новую мебель поцарапают, покупки испортят, а потому всё время на взводе и готова кинуться на любого посягнувшего. В-третьих, потому что Фёдор, подававший надежды молодой учёный, полностью забросил свои исследования и занят исключительно заколачиванием денег на неких статьях, которые надоели ему хуже горькой редьки.

При этом, сама Леночка не работает, точнее, её работой стала беготня по магазинам и доставание всего и вся.

Клавдия Васильевна очень беспокоится за сына - явно видно, что ей всё это не нравится: причем, дело не столько даже в накопительстве, столько в том, что Фёдор всё больше отдаляется от науки. Маме, как человеку пожившему, совершенно понятно, что сын потом не простит сам себя за уход из науки, что никакая мебель и никакая жена (даже самая любимая) не заменят ему дела всей жизни.


Клавдия Васильевна (Валентина Сперантова) и Леночка (Лилия Толмачёва), кадр из фильма "Шумный день" (1960)

Именно поэтому так не хочет Савина отпускать Фёдора из семьи: она опасается, что мягкий по характеру сын, из которого Леночка верёвки вьет, превратится в тупого и озлобленного человека. Без радости в душе.

И вот к вопросу о маме-деспоте. На сайте Кино-Театр в обсуждении к этому фильму полторы тысячи комментариев. Один из часто встречающихся мотивов ёмко выражен вот так


Скрин из отзывов на фильм "Шумный день" (1960)

Или вот так


Скрин комментария из обсуждения фильма "Шумный день" (1960)

Сказать, что я удивлён, - не сказать ничего. Как можно смотреть много раз и не понять - почему Савина не хочет отпускать сына? Как можно не понять, что в её глазах он катится в пропасть - точно так же, как когда-то катился, попав в дурную компанию? Ну да, парню давно пора быть самостоятельным, но вот так получилось, что не стал, что слишком зависим от жены. Что ему еще взрослеть и взрослеть.


Клавдия Васильевна (Валентина Сперантова) с сыном Фёдором (Геннадий Печников), кадр из фильма "Шумный день" (1960)

Хорошо, если он взбрыкнет, а если нет? А если тоска из-за погубленной научной карьеры приведет его к алкоголю? Леночка ведь не будет его вытаскивать из этого, Леночка вышвырнет пьющего никчемного мужа из квартиры и из своей жизни - и всё.

Или я не прав?

Вот за младшего, Олега, можно не волноваться - он хоть и по-юношески горяч, но гораздо лучше старшего брата понимает, что для него нужно и что для него важно. Меня восхитило, как мальчишка отказался от нового аквариума, как он сформулировал причину отказа - "Ты понимаешь, буду на них смотреть, а мысли у меня совсем другие будут... Нехорошие... Я о другом буду думать... Я хочу, чтобы у меня чистые мысли были... И у тебя... И вообще..."


Леонид (Роберт Чумак, кстати, он - старший брат экстрасенса Алана Чумака, вы же его помните, да?) и Таня (Татьяна Надеждина), кадр из фильма "Шумный день" (1960)

Таня, сестра Олега, тоже видится мне натурой цельной, способной отстоять своё мнение и не подверженной желанию "хорошо устроиться". Но как, почему старший брат настолько отличается от всех в этой семье? Может ли быть, что именно наблюдение за Леночкой привили младшим братьям и сестре стойкую неприязнь к такого типа людям?

И именно поэтому Таня так легко противостоит другу Фёдора, Леониду, который одной крови с Леночкой? И поэтому Олег не страшится вступить в конфронтацию с Лапшиным-старшим, наглым хапугой, цинично являющимся в дом к Савиным столоваться, чтоб сэкономить?


Лапшины - Генка (Лев Круглый) и Иван Никитич (Евгений Перов), кадр из фильма "Шумный день" (1960)

А Генка, сын Лапшина, общаясь с ясным бескомпромиссным Олегом, учится у него отстаивать свое мнение, да так успешно, что даже жёсткий отец уступает сыну, не в силах сломить ему дух...

Печально лишь то, что победили в итоге леночки и леониды... И ведь не в 90-х они победили, и даже не в 80-х, а гораздо раньше. Но почему? Не знаю...

#мойдень

Новости партнеров

 
Сегодня в СМИ