О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Загадка фильма "Унесенные ветром" 1939

 


«Забудь об этом, Луис, ни один фильм о Гражданской войне не принесет и гроша» - эти слова сказал Ирвинг Тальберг (1899-1937) одному из основателей компании MGM Луису Мейеру (1884-1957) в 1936 году. Тальберга называли «вундеркиндом Голливуда» за его талант распознавать удачные сценарии и звездный потенциал актеров.
Ирвинг руководил кинопродакшеном компании MGM . В работе с финансистами и режиссерами студии, он отличался небывалой работоспособностью, деловой хваткой и четким тайм менеджментом, не смотря на свое слабое здоровье. Пишут, что Ирвинг послужил прототипом, для главного героя романа «Последний магнат» 1940 Ф. Фицджеральда, о киноиндустрии. После смерти Ирвинга в 1937 году, на церемонии вручения «Оскара», наиболее талантливые продюсеры получают награду имени Тальберга.
Кинопродюсер Девид Сельцник (1902-1965), зять Луиса Мейера, возглавлял в те же годы второй, параллельный тальбергскому, кинопродакшен студии MGM.
В 30-50-х годах был «золотой век» студийного Голливуда. Голливудский кинопродакшен был сосредоточен в руках «Большой пятерки» компаний: Paramount, MGM, Warner Bros, Twentieth Century Fox и RKO. Это были вертикально интегрированные компании первого дивизиона, которые контролировали весь кинобизнес. Они владели киностудиями и сетью премиумных кинотеатров по всей стране, где прокатывались их фильмы. Фильмы снимались на студиях массово и конвейерным способом. Кроме этого, кинокомпании инвестировали в маркетинг, поддержку популярности, паблисити и высокую оплату кинозвезд, связанных со студиями эксклюзивными многолетними контрактами, сроком более 10 лет. 
Компаниями второго дивизиона были Universal, Columbia и United Artists. Собственно, United Artists,
была дистрибуторской компанией, основанной в 1919 году продюсерами Mary Pickford, Douglas Fairbanks, Charlie Chaplin и D W Griffiths для лучшего маркетинга собственных фильмов. Те и другие, снимали фильмы «категория А». Остальные, бедные киностудии, снимали фильмы «категории В». Буквенные категории фильмов, А, В и С, можно часто встретить в отзывах критиков на Rotten Tomatoes. Из бедняков, только компания Republic and Monogram (позднее Allied Artists) оставила след в киноистории.
Студии-Голиафы работали эффективно и продуктивно, но были на их производственной базе и «независимые» продюсеры.  Такие продюсеры, как Волт Дисней (1901-1966) и Samuel Goldwyn (1879-1974) снимали всего одну ленту за год, но это были авторские блокбастеры. Таким, «условно независимым» от компании MGM продюсером, был и Д. Сельцник с его компанией Selznick International Pictures (SIP), основанной в 1935 году.

Хотя компания Сельцника за 5 лет сняла всего 10 фильмов, но все они стали хитами, и прибыль от них была больше, чем от десяти ежегодно производимых фильмов категории А. Среди фильмов продюсированных Сельцником были: «Кинг Конг» 1932, «Манхеттенская мелодрама» 1934 (протестантский мастер-нарратив), «Ребекка»1940, «Анна Каренина» 1935, «Том Сойер» 1938, мюзикл «Звезда родилась»1937 и др.

Работая в авторском кино, Сельцник опробовал все жанры, но грандиозного успеха эти фильмы ему не принесли. Настоящим блокбастером Сельцника  стал фильм «Унесенные ветром» 1939. Этот фильм стал самым прибыльным в истории кино, собрав за все годы бокс офис в 3,5-5,5 млрд долл. Он был на первой строчке по популярности до 1965 года, когда его место заняла музыкальная драма «Звуки музыки».

Сельцник свое дело знал и у него был немалый финансовый ресурс, а остальное - дело техники. Принципом работы Сельцника было:

Для для создания хороших картин продюсеру важно вникать в каждым сантиметром сценария, участвовать каждом совещании и изучать все детали производства, чтобы ему физически невозможно приложить усилия к более, чем ограниченному количеству фильмов’.

Подход был действительно серьезный: кроме выноса мозга киногруппе, для поиска актрисы (зеленоглазой брюнетки, говорящей с британским акцентом) на роль Скарлетт, было просмотрено 1400 претенденток и снято 400 кинопроб. Но все претендентки были отвергнуты, лимит времени был исчерпан и началась сьемка  эпизодов с дублерами. В это время, по собственной инициативе, из Англии, на сьемочную площадку для кинопроб, приехала красавица Вивьен Ли (1913-1967), которая и стала Скарлетт ОХара. 

Фильм «Унесенные ветром» снят по одноименному роману Маргарет Митчелл (1900-1949), изданному в 1936 году. Эта книга, напечатанная первым тиражом в 10 тыс экземпляров, сразу стала бестселлером. Второй и последующие тиражи книги, выходили уже по 1,4 млн экземпляров ежегодно. Эта книга, объемом 1037 страниц, стала одной из самых быстро продаваемых книг в США.  Маргарет Митчелл, сама южанка, работала репортером в городской газете. Она, подобно Скарлетт,  приложила немало усилий, чтобы пробить себе путь в патриархальном мире. Это первая и последняя книга Маргарет. Рукопись, которая едва влезла в чемодан, была написала Маргарет в тайне от ее мужа, если все это не миф.
Критики приняли книгу Митчелл без восторга, но читатели ее сразу полюбили. Критики писали, что:
- сюжет слишком прогнозируем, затянут и не дисциплинирован,
- смерть Мелани и наказание Скарлетт, вылившееся в отсутствие хеппиэнда, не  предлагает читательницам модель поведения женщины, соответствующее новому экономическому укладу и новому времени,
- роман плох тем, что в нем нет понимания глубины и сложности человеческого зла и тех, от кого оно происходит,
- книга романтизирует  рабовладение и тд. 

Сюжет этой женской книги, действительно, не типичный для патриархального общества: романтическая мелодрама о смене эпох с активной героиней и открытым финалом. Роман «Унесенные ветром» стал популярен во всем мире: он переведен на сотни языков и издан общим тиражом в десятки миллионов экземпляров. Это еще один пример того, как книга может изменить мир.

Другой книгой, вышедшей в 1936 году на тему Гражданской войны был роман «Авессалом! Авессалом!» алкоголика У. Фолкнера (1897-1962). Эта депрессивная патриархальная сага про катастрофически неудачную попытку  главного героя, из низших слоев общества, построить патриархальную, рассово-чистую семью, в годы смены общественного уклада. Эта книга, напротив, критиками была принята благосклонно, но читателям она «не зашла». Роль женщины в нарративе, как и в других романах Фолкнера, нулевая.
Такое соседство нетипичной мелодрамы и патриархальной саги не случайно, если вспомнить о семантической структуре кинематографа (и литературы, вообще). На вершине пирамиды находится кино первого мира – фильмы, транслирующие глобальные мифы Голливуда.
Ступенью ниже находится западный кинематограф второго мира: он базируется на евангелистском метанарративе и представлен патриархальным католическим и протестантским мастер-нарративами.
Католический мастер-нарратив предполагает мучения и смерть главного героя в конце (Жанна ДАрк)
Протестантский изображает асоциального «другого» с коммерциализацией личных отношений и хеппиэндом. («Красотка», «Пигмалион»).
Нас не должно удивлять то, что основные медийные нарративы базируются на евангелистском сюжете: избавившись от монархической угрозы, новые элиты провели десекуляризацию, чтобы использовать универсальный идеологический инструмент и не нести классовой ответственности за социальные катастрофы.

Оба западных мастер-нарратива содержат следующие дискурсы и их комбинации:

- Детский и добрачный, включая "Золушку", "Гадкий утенок", "Колобок" и «Ромео и Джульетту»
- Жанровый: комедии, вестерны и тд
- Экзистенциальный: Эдип / Ницше / Достоевский / Сталин (Ницше+Достоевский)
- Онтология местного юродивого: Эдип, самодеструкция, регресс
- Футуристический: утопия/антиутопия/покорение миров/пришельцы
- Потребительский: деньги-главная ценность /деньги-ничто
- Пропагандистский: активация/интеграция
- Временной срез: время-назад, время-вперед, время-стоп.
- Дискурс о дисциплинарном обществе

Особняком в западном кино стоит феминистический дискурс и его мастер-нарративы: мелодрама и женское кино о сопротивлении патриархальному давлению. Заметим следующее: так как в наше ментальное поле освободилось от патриархального харассмента и религиозного давления в 1917 году,  то феминистический дискурс, постепенно, естественным путем, стал интегральной частью нашего метанарратива в этом месте женщины РФ грустно глотают слезу.

Секрет популярности «Унесенных ветром» заключается в том, что дискурс книги и фильма выходит за рамки, традиционного для запада, патриархального дискурса в самостоятельный дискурс – феминистическое кино.

Кроме этого, книга и романтическая мелодрама «Унесенные ветром» вышли в годы, после Великой Депрессии, и зрители видели параллель современных событий и событий, времен Гражданской войны в США.
Мастера «фабрики грез» хорошо знают свое дело.  Сценаристы, одним из которых был Бен Гехт (1894-1964), славно потрудились над оригинальным текстом: они спрямили сюжет и заново написали все диалоги для фильма. Мужчины, работавшие над сценарием, непроизвольно добавили Скарлетт маскулиности, сделали ее неважной матерью, алчной пьющей и коварной “southern bitch”, в хорошем смысле этого слова. Интересно, что семьи Сельцника и Гехта - это эмигранты из России, возможно, это имеет значение.

История Скарлетт, в отличии от навязчиво навязываемых, патриархально-евангелистских нарративов, говорит совсем о другом: она ностальгирует о прошлом, но обращена в будущее. Еще эта история дает зрителю надежду на будущее, чтобы преодолеть текущие трудности. Надежда на лучшее будущее и отсутствие патриархального давления хорошо согласуется с коллективным бессознательным любого общества.  Поэтому, дискурс «Унесенных ветром» стал киноканоном: он не раз повторяется  в мелодрамах и культовых фильмах: взять хотя бы «Звездные войны», Лея - это Скарлетт (хранительница очага и бизнес леди), а Хан Соло - это Ретт Баттлер (авантюрист).   

Описанное выше всем известно и переписано сотни раз.

Новым является неожиданное семантическое подобие фильмов «Унесенные ветром» 1936/39 и «Земля» 1930 А. Довженко: обе ленты о смене старого и нового миров и обе ленты воплощают греческий миф о неразделенной любви нимфы Клитии к Аполлону.

Давайте присмотримся и перечислим сходства этих лент. Откуда такое совпадение? Довженко точно поддерживал контакты с Голливудом и не раз там бывал. Кому принадлежит идея самого кассового фильма в истории кино?  Почему выбран один и тот же миф для иллюстрации смены эпох?  


Категория «Унесенные ветром» 1939 «Земля» 1930 Представители старого, традиционного мира Эшли, Мелани, родители Скарлетт Кулак Хома, Поп, родители Василя Представители нового мира Скарлетт, Ретт Василь, Коммунист, Жена Василя Слабохарактерный представитель старого мира, подкаблучник, наносит ущерб по ночам, любит модно одеваться, боится прямого противостояния Эшли Кулак Хома Не может найти себе применение и работу в новом мире Эшли Поп Земля – сакральная ценность Скарлетт, ее отец Все персонажи Ужасы войны, голод Картины войны Севера и Юга Фильм «Арсенал» 1929 Ностальгия по ушедшим годам Пикник на Таре Умирает дед Семен, упавшие яблоки - символ накопленных знаний Вера в светлое будущее Последняя фраза Скарлетт «Завтра будет новый день» Футуристическая вставка с машинами Отвергнутая Аполлном, Клития превращается в подсолнух Разрыв с Реттом, открытый финал В начале фильма флешбек - девушка с подсолнухом Рабовладельческая тема Чернокожие рабы Вставка младенец с арбузом, символ рабства Авантюрист - Аполлон Ретт Баттлер Василь + Коммунист Клития танцует голышом Скарлетт соблазняет Ретта Жена Василя танцует голышом Смерть старого мира Умирают Эшли, Мелани, родители Скарлетт Умирает Семен и символически умирает Хома. Рождение нового мира Символическое перерождение Скарлетт, когда она делает зеленое платье из портьеры Рождение брата Василя Умение адаптироваться к новому миру, размытие моральных норм Деловая активность Скарлетт Жена Василя вместе с коммунистом Мифологичность описания старого мира Довоенная Тара Ракурс Семена в иконописном стиле Признаки нового мира Лесопилка Трактор Фольклер Ирландская и скандинавская мифология Украинский фольклер Отказ от патриархата и старых мифов в новом мире Скарлетт берет в свои руки управление Тарой Жена Василя бросает на пол икону Философия О. Шпенглер (1880-1936) "Закат Европы" - цикличность развития, рождение и смерть Л.Украинка (1871-1913) "Мавка" - природа осенью умирает и весной рождается вновь

Не будем спешить с выводами и повременим подавать в суд за плагиат. Отметим, что идея одного человека, попавшая в правильные уши, может заработать много денег и сильно изменить весь мир.



Новости партнеров

 
Сегодня в СМИ