О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Личный опыт: автопутешествие по Алтаю

 


Машина, палатка, двое взрослых, ребёнок, 16 ночей, 4700 километров и 44 000 рублей

Фото: Алексей Мальгавко
Фото: Алексей Мальгавко

«До дома 1500 километров, до границы с Монголией — 50, и почему мы не взяли загранники?» — мы обедали в маленьком кафе на центральной улице Кош-Агача. За 6 дней путешествия вся техника разрядилась, а на лицах отпечаталось яркое алтайское солнце. Неделей ранее мы таки покинули Омск и отправились в наше традиционное летнее путешествие.

Подготовка

Чуйский тракт, Телецкое озеро, Катунь — примерно так я представляла Алтай, когда начала планировать маршрут. Как обычно, села рисовать карту предстоящего путешествия. Сначала отметила крупные города, дороги, затем добавила точки и пометки: что посмотреть, какое покрытие, куда добраться не составит труда, а куда на невысокой машине лучше не соваться.

Фото: Алексей Мальгавко
Фото: Алексей Мальгавко

Села гуглить: Акташ, Иня, Кош-Агач, Кату-Ярык — всё это больше напоминало японский алфавит. Пару часов в YouTube, прогулка по хештегам — и наш путеводитель стал обрастать поворотами с основной трассы и интересными местами, которые можно посетить по пути. Мой муж — фотограф, поэтому разные фестивали, активности и истории — это возможность совместить работу и отдых.

Карта была готова, а первая цель найдена. 8 июля в урочище Ойбок будет проходить национальный праздник Эл-Ойын, его мы и отметили первой галочкой в календаре. Оставался вопрос, где и как ночевать. Разбивать лагерь где попало нельзя, повсюду пастбища — земля местных. Но есть платные охраняемые кемпинги, так что мы отправились в путь.

Эл-Ойын

Двое суток в пути, 1300 километров, и мы в Усть-Кане. Завтра начнутся алтайские спортивные игры, а сегодня есть время осмотреться. Мы поставили палатку в огромном лагере для гостей праздника и пошли гулять. Встретили смуглых парней в полицейской форме, они объезжали урочище на лошадях и следили за порядком. Местные мальчишки лет 10 верхом скакали по реке вброд. А когда мы возвращались, то почувствовали запах жжёной травы. Оглянулись и увидели шаманский обряд! Это была какая-то магия. Перед нами будто приоткрыли дверцу к священным секретам этого места.

Фото: Алексей Мальгавко
Фото: Алексей Мальгавко

К вечеру выглянула радуга, а в сумерках по округе зазвучало горловое пение. Местные торговцы расставляли вокруг ипподрома палатки, где завтра будут готовить национальные блюда и продавать интересные вещицы. Неподалёку сверкали перевозные аттракционы, лился тёплый свет гирлянд.

Фото: Алексей Мальгавко
Фото: Алексей Мальгавко

Ночь в лагере выдалась холодной и бессонной. Наши алтайские соседи веселились до рассвета, а мы вертелись с боку на бок, пытаясь уснуть под громкую музыку. Утром на сцене развернулся красочный театр на лошадях, а на спортивных площадках начались необычные соревнования. Мужчины сбивали фишки плёткой, поднимали тяжеленные камни, стреляли из лука. А чуть позже зрители окружили ипподром, где началась жестокая схватка за козлиную тушу.

Фото: Алексей Мальгавко
Фото: Алексей Мальгавко

На Эл-Ойыне мы провели двое суток. Слушали алтайскую речь и музыку, разглядывали яркие костюмы коренных жителей, смотрели 12-километровые скачки и переживали за лошадь, которая не вынесла нагрузки. Здесь нам удалось увидеть чуточку больше, чем за всё остальное путешествие.

Чуйский тракт

Когда спустились с перевала Чике-Таман, скорость передвижения снизилась. Высокие горы с богатой зелёной шевелюрой, изгибы бирюзовой реки, плюшевые скалы… Каждые 15 минут приходилось съезжать с трассы, чтобы открыть ещё один ларчик с богатствами Чуйского тракта. Мы бродили по берегам ледяных рек, чтобы освежиться, и варили кофе на смотровых площадках, чтобы запомнить эти виды. Так не хотелось пролетать мимо этой красоты!

Фото: Алексей Мальгавко
Фото: Алексей Мальгавко

Мы планировали добраться до Кош-Агача к вечеру, но вместо этого прикатили в Акташ, небольшой посёлок в высокогорье Алтая. Здесь начинается дорога к южному берегу Телецкого озера через великий и пугающий перевал Кату-Ярык. Чуйский тракт же убегает в другую сторону, через великолепную Курайскую степь до самой границы с Монголией. Поэтому Акташ — своего рода перевалочная база для туристов, здесь можно набраться сил перед дальней дорогой.

Справа, под отвесной стеной, заросшей деревьями, протекает маленькая речка Мёнка. Вдоль её берега петляющим рядком вырос временный приют путешественников — там встали на ночлег и мы. С одной стороны от нас ночевали байкеры, с другой — большая компания на машинах. Всю ночь лил дождь, а утром мы открыли палатку и оказались в облаках.

Фото: Алексей Мальгавко
Фото: Алексей Мальгавко

На южный берег Телецкого не поехали: пугала плохая дорога, да и не объять всего за один раз. Мы проехали весь Чуйский и вернулись по нему обратно в Горно-Алтайск. Пожалуй, эта дорога — мечта автопутешественника. Если обычно на федеральных трассах устаёшь от чехарды с большегрузами, выхлопов и обилия металлоконструкций, то на Чуйском можно устать только от одного — от окружающей красоты.

Фото: Алексей Мальгавко
Фото: Алексей Мальгавко
Телецкое озеро

От Телецкого мы многого не ждали. В пятницу заезжали в Чемал и Манжерок и разочаровались. Толпы отдыхающих, очереди, торговля, шум. Совсем не то, чего ждёшь от дикого Алтая. Но оказалось, Телецкое — совсем другое дело. От Горно-Алтайска сюда ведёт 170 километров местами битого покрытия, что отсеивает нежелательных гостей.

На северный берег озера приехали утром. Моросил дождь, над водой ползли пушистые облака. Для нас, жителей плоской равнины, такая погода в диковинку. И пока большинство гостей жемчужины Алтая недовольно вздыхали и ждали потепления, мы этой сыростью наслаждались. Еле-еле нашли на рынке дождевики (все запасы раскупили накануне) и пошли гулять.

Мы бродили по туманным улочкам, пока в кроссовках не захлюпало. На северном краю Телецкого выросло два посёлка: Артыбаш и Иогач. Оба уползают от воды вверх, по холмистым берегам. Почти все дома здесь срублены из дерева, и возле каждого растёт красавец кедр — кормилец животных, птиц и людей. Мы забрались выше, до леса, поели земляники и подышали тайгой.

Фото: Алексей Мальгавко
Фото: Алексей Мальгавко
Быт автотуристов

Бытовые вопросы в путешествии решаются легко. Помыться? В общественных банях. Да и на трассе освежиться не составит труда. С грязным бельём ещё проще. Современные прачечные круто облегчают жизнь: два часа — и вещи чистые и сухие.

Мы проехали 4700 километров, в путешествии провели 16 ночей: 10 в палатке, 6 в машине. Туристические коврики, спальные мешки, подушки и одно большое одеяло — и шалаш превращается в уютную тёплую крепость. Готовили мы на походной плитке. За годы автомобильных странствий у нас оформилась мобильная кухня, которая занимает совсем немного места в багажнике: плита, складной столик и стулья, туристическая посуда.

Фото: Алексей Мальгавко
Фото: Алексей Мальгавко
Что взять с собой

Погода на Алтае — барышня вспыльчивая. Тучи и холодный дождь вмиг сменяет палящее солнце, и наоборот. Каждый вечер нас спасали тёплые вещи. Ночи в горах холодные, однажды мы ночевали в +7. Выручало одеяло, которым мы накрывались втроём поверх спальников. А палатка в этом путешествии дождей повидала больше, чем за всю свою жизнь. Так что непромокаемая обувь, тёплый спортивный костюм, шапка, ветровка и дождевик — всё это стоит прихватить.

Фото: Алексей Мальгавко
Фото: Алексей Мальгавко
Траты Бензин — 15 675 ₽ Обслуживание авто — 3850 ₽ Еда — 18 389 ₽ Стирка и гигиена — 1360 ₽ Панама и дождевики — 900 ₽ Туристический матрас — 900 ₽ Кемпинг на Телецком озере — 350 ₽ Развлечения — 400 ₽ Разное — 2176 ₽

Итого: 44 000 ₽

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

В Сочи на машине 

В Крым на машине 

Как организовать автопутешествие с ребёнком

 
Сегодня в СМИ