О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Ну и всё же о ганновском «The Отряде самоубийц»

 


The Suicide Squad Джеймса Ганна (опустим, перефразируя Марка Твена, завесу жалости над отечественной локализацией названий) свидетельствует об очень важном этапе взросления комиксового жанра в кино. Разумеется, дело не в обилии грубых ругательств и живописно-арбузных внутренностей в кадре: это атрибуты, как раз наоборот, упоительно бестолкового отрочества. Речь о деконструкции супергероики, ставшей, пожалуй, главным трендом последних лет в лице таких сериалов, как Umbrella Academy, The Boys, Doom Patrol и Watchmen. И если глубокие картины вроде «Тёмных рыцарей» Нолана или «Джокера» Филлипса рвут рамки жанра в сторону действительно серьёзного художественного высказывания, то «Отряд самоубийц» интересен тем, что препарирует именно супергеройский мейнстрим: Ганн снимает кино развлекательное, но, благодаря определённым художественным находкам, его картина смотрится очень уверенно и свежо.



Скажем честно, фильм не получился эталонным по форме. Мне показалась очень слабой экспозиция, пролог истории: здесь предсказуемо гибнет львиная доля экстравагантных членов Опергруппы Икс, в их числе – персонаж того самого чудесного актёра, которого я имел честь лично обнимать за талию (вооружившись теорией шести объятий за талию, можно смело утверждать, что я знаком со всем The Suicide Squad'ом максимум через два объятия за талию!). И при том, что композиционный смысл вступления ясен и понятен (развёртка грядущего сюжета и недвусмысленный акцент на самоубийственности героев и их задания), на мой вкус, этот первый кусок выполнен не очень точно. К счастью, он здесь один такой.


Вот эти руки, ребята, трогали меня за плечо!

Всё дальнейшее повествование: арки героев, монтаж сцен, динамика – выполнено с тем самым редким и сладостным чувством, когда автор понимает, что он делает и зачем. Семёрка героев (злодеев?), вокруг которых и силами которых раскручивается основной сюжет, абсолютно прекрасны и к тому же виртуозно расставлены в смысле психотипической композиции: их характеры столь же контрастны и комплементарны друг другу, как и облик, и вычурный пул суперспособностей. Всё работает на отличную громокипящую химию и напряжение, на этих клоунов всегда интересно смотреть.



Уже нет ничего нового в том, что протагонистами комиксового бурлеска становятся если не конченые негодяи, то, скажем так, персоны сомнительных этических паттернов. Джеймс Ганн в трогательной своей деконструкции жанра идёт ещё дальше, наделяя спасителей мира совершенно противопоказанными для спасения мира качествами. Так, самый классный парень в команде – это Polka-Dot Man, Человек-в-горошек в исполнении Дэвида Дастмалчяна, печальный, неуверенный в себе неудачник, проникнутый детскими травмами и прочими mommy issues.



Как и он, каждый из семи имеет свой звёздный час для мерцания гранями. Например, для Харли это побег из дворца-тюрьмы часто сменяющегося тирана Корто Мальтезе. Тут есть место и волнительной сцене с футфетишем, что так завуалировано перекликается со сценой в кинотеатре из «Однажды в Голливуде...» (сама Марго Робби, умница, деликатно говорит, что безумные восторги в сети вокруг её ступней очень ей льстят), и безумному экшн-пробегу с наркотически мультяшными брызгами нарисованных цветов и птичек. Вообще, надо заметить, при всей популярности и (ставшей уже канонической) неизбывности образа, Харли Квинн в исполнении Марго очень разнится от фильма к фильму. И на мой вкус, Джеймс Ганн написал Харли намного лучше, чем, простите, Кэти Янь. Именно здесь Харли самая целостная и крутая (в отличие от идеологически перекошенного варианта в «Хищных пташках» и чисто фансервисной версии оригинального «Отряда самоубийц»): не просто разудалая психопатка для зрительского увеселенья, но очень гармоничный персонаж, в котором сильная независимость™ не затмевает сексуальности, а шутовство не портит драмы. В одном моменте Харли даже жутковатая, и это чертовски здорово.



Вообще это одно из главных достоинств фильма: истинная неоднозначность характеров. Оставаясь до конца развлекательным представлением, The Suicide Squad, тем не менее, никогда не делает своих злодейских героев совсем уж симпатягами. Это, кстати, редкость: обычно, демонстрируя нам в центре объектива злодея или антигероя, авторы стремятся всячески забыть о его грехах (как, например, в случае с марвеловским Локи), превращая «злодейскость» в эдакий декоративный атрибут. У Ганна всё честно: он постоянно напоминает нам, что его протагонисты совсем не сахар: они невоздержанны, глупы, грубы, больны и убивают невинных людей. Даже очевидно маскотный, созданный для умиления Нанауэ, антропоморфная белая акула, вовсе не так приятен и умилителен, как может показаться (хотя, безусловно, умилителен и приятен).



Исключением стала Крысолов(ка) 2, исполненная Даниэлой Мелшиор с совершенно обворожительным португальским акцентом: она добрая и непосредственная девчушка, к тому же любящая крепко вздремнуть. Но это исключение эмоционально необходимо. Образ Крысолова в фильме – один из тех ненавязчивых штрихов, в которых узнаётся фирменный почерк Джеймса Ганна, позволяющий самому гротескному трэшу придать душевное, человечное послевкусие.



К сожалению, Ганн остаётся Ганном, и время от времени чувство вкуса ему изменяет. В этом он чем-то похож на Кевина Смита, у которого на всякую гомерически смешную «Догму» обязательно найдётся перегибающий палку «Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар». The Suicide Squad изобилует как замечательным и тонким юмором, так и совершенно неуклюжими шутейками про члены. Этой нестабильной особенностью из всех деконструирующих супергероику сериалов The Suicide Squad больше всего созвучен «Роковому патрулю», собрату по DC-вселенной.



Тем не менее, картина чертовски хороша и приятна. Во-первых, своей осознанностью: всё-таки как отрадно и как, увы, непривычно видеть обдуманный замысел режиссёра и соответствие этого замысла результату. Во-вторых, до чего же, несмотря на весь жёсткий гротеск (а может, как раз и благодаря ему на контрасте), доброе получается всегда у Ганна кино! Оно намного ближе к «Стражам галактики» по духу и посылу, чем может показаться на первый взгляд. Ну и в-третьих, возвращаясь к теме деконструкции жанра: когда жанр, уже даже поджанр, изначально призванный праздно развлекать людей, начинает рефлексировать, переосмыслять себя, копаться в собственных штампах и особенностях – это очень здоровая тенденция. Кстати, не только у жанров, но и, например, у людей. Я встречал мнение среди западных критиков, что подобная деконструирующая рефлексия может являться свидетельством старения, заката супергеройского кино, как в своё время случилось с вестернами. На мой взгляд, это не так. Как и деконструкция вестернов в конечном итоге привела, наоборот, к обновлению жанра и выходу за жанровые рамки вообще, так, мне кажется, и сейчас супергероика всё чаще и чаще демонстрирует внежанровые, ничем не стеснённые произведения. Произведения, в которых, помимо визуального бурлеска и формальной деконструкции, всегда есть место сердечным, очень хорошим вещам.


"I was happy floating, staring at stars."

_______
Ещё о супергеройском кино:
Джокер как герой нашего времени: лишний человек против сверхчеловека
Анализ Бэттинсона
Мортал Комбат 2021: лопанье спелого арбуза и живопись Поллока
Стражи Галактики
Стражи Галактики 2. Лакокрасочный бурлеск Второго Выпуска
И всё же о Far From Home
Avengers: Tearjerker
Ну и всё же пару слов об Аквамене
Ну и всё-таки о Паучках
Ну и всё же про незаурядную Алиту

Новости партнеров

 
Сегодня в СМИ