О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Зачем носили платья, в которых надо было проходить в дверь боком

 




Платья, которые носили в середине 18-го века, были самым крупным предметом одежды, который приходилось надевать человеку. Даже не слишком выдающиеся экземпляры нужно было проносить в дверь боком, и так же боком подниматься в них на подножку какого-нибудь фаэтона.

Конечно, самые широкие и роскошные платья надевали только в очень торжественные моменты, но и ежедневная и домашняя одежда того времени все равно тяготела к большому количеству накрученной складками или широко развернутой и поддерживаемой каркасами материи.



Я встречала разные объяснения, почему вообще появилась такая странная мода – ее нельзя назвать нелепой, потому что платья все же были очень красивые, самые настоящие принцессные. И они, конечно, были страшно неудобные, тяжелые и не очень безопасные при обыкновенном тогда свечном освещении.

Иногда говорят, что эти платья – просто гипертрофированная мода, подчеркивающая женственные изгибы тела, ведь с такой юбкой любая талия выглядит тонкой.



Иногда – что большие платья придумали, чтобы оградить женское достоинство от посягательств (но в середине века носили платья, которые были пышные только вбок, но не спереди). Или – что в таком платье проще и дольше можно было скрыть беременность (мне кажется – вряд ли, скорее, наоборот).

На самом деле все проще – как и огромные кружевные жернова-воротники 16-го века, собранные из многометрового кружевного полотна огромной стоимости, большие платья должны были демонстрировать благосостояние их владельцев, буквально, что вот эта дама может позволить себе много, очень много сногсшибательно дорогой ткани. И вся эта шелковая ткань с ручной вышивкой цветным шелком, золотом и серебром и с кружевами была щедро задрапирована или разложена на специальном поддерживающем каркасе, который назывался «панье» (то есть «корзина»).


Каркас-панье, поддерживающий ткань нижней и верхней юбок (в конце 18-го века были придуманы более удобные и легкие фижмы, которые могли складываться, облегчая жизнь хозяйке платья)

Не случайно мода на платья-мантуи (от слова «мантия»), начавшаяся в конце 16-го века, совпала с новой модой на ткани – вместо однотонных тканей появилась многоцветная затканная узорами плотная шелковая парча, по умопомрачительной цене. Ее производили по сложной и требующей высокой квалификации ткачей технологии в некоторых районах Северной Италии и Франции из привозного шелка.


Красивая шелковая ткань стоила огромных денег

И демонстрация на себе все большего количества неприлично дорогой ткани на сто лет стала модным трендом – менялись фасоны и силуэты, но оставалось общее, ткани было очень много.


Платье невесты шведского короля Карла III, 1774 год

По подсчетам, в середине 18-го века стоимость придворного платья из произведенной в Италии шелковой парчи была эквивалентна килограмму чистого золота, по современным деньгам это пять миллионов рублей, но раньше золото ценилось намного выше. И большая часть стоимости такого платья как раз и приходилась на цену шелковой ткани, хотя кружевные украшения и золотое шитье тоже существенно добавляли в цене.

Это была истинная демонстрация могущества и благосостояния, наглядная и неопровержимая.


Портрет сестры Марии-Антуанетты, 1760 год

Мода на платья-мантуи закончилась с Французской революцией, когда на некоторое время демонстрировать благосостояние стало неприличным и небезопасным. А параллельно быстрыми темпами шла техническая революция, все удешевлявшая производство тканей, поэтому в следующие эпохи обозначение своего высокого места в иерархии показывалось уже другими способами.

Новости партнеров

 
Сегодня в СМИ