О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Синдром отличника — это хорошо или плохо?

 


Идеальный табель успеваемости, множество грамот и медалей, репутация главного активиста школы и бесчисленное количество побед на олимпиадах. Но что скрывается за стремлением быть первым и во всём успевать? Синдром отличника — это хорошо или плохо? Разбираемся вместе с Даниилом Дарвином, основателем онлайн-школы Вебиум и преподавателем биологии. 

🔻 Что такое «синдром отличника»?

Так психологи называют убеждение, что идеал должен быть достигнут, а все несовершенные результаты не имеют права на существование.

🔻 А кто такие отличники? Какими они бывают?

Я разделил их на два типа: формальный и внутренний.

• Формальный — когда тебе ставят пятёрки, и ты соответствуешь всем внешним критериям отличника, установленным системой. Но никакой психологической зависимости от оценок у тебя нет. Не так важно, получил ты «отлично» или «хорошо» — любой результат имеет право на существование в твоей голове и твоей жизни. Назовём это «отличником здорового человека» и отметим, что никакого синдрома здесь нет — это классно 👌

• Внутренним отличникам сложнее — они существуют не на страницах классного журнала, а внутри себя. У таких всегда есть привязка к тому, чтобы соответствовать внешним критериям и общественному мнению — это не гуд 🙅🏻♂️⠀

🔻 Почему это плохо?

В данном случае мы попадаем под сильное влияние общества, начинаем себя оценивать по критериям, которые могут быть совсем неважными лично для нас, но важными по мнению других людей. Особенно тех, кого мы уважаем — например, преподов.⠀

🔻 Был ли у меня синдром отличника?

Ох, я страдал им в школе и забрал с собой в вуз — синдром отличника развился из уважения к взрослым. Мне казалось, если я уважаю своих учителей, то не должен их расстраивать. И как будто единственный способ здесь — учиться на пятёрки.

Почему я «страдал»? Слишком часто возникали противоречия. Приведу пример: в 11 классе нам нужно было сдавать наизусть больше десяти стихотворений в конце каждой четверти. И вот, за две недели до ЕГЭ я сижу и доучиваю эти стихи. Понимаю, что сейчас это неважно — злюсь, ругаюсь, но всё равно учу, ведь огорчать учителя совсем не хочется!

🔻 Как мне удалось избавиться от своих убеждений?

Скажу сразу, я к этому долго шёл и однажды осознал: уважение к другим не должно противоречить твоим личным желаниям и целям. Я понял: плохая отметка по литературе точно не значит, что я не уважаю своего учителя!

Как распознать зависимость от оценок и найти баланс между достижениями и самооценкой, рассказали в медиа Без Сменки.

Делитесь в комментариях, сталкивались ли с такой проблемой и как справлялись? 👇

 
Сегодня в СМИ