О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Татьяна Доронина vs Рената Литвинова: Небо. Самолёты. Девушки.

 


Сегодня я хочу поговорить о двух фильмах, снятых по пьесе Эдварда Радзинского с дистанцией в 44 года. В первом главные роли исполнили Татьяна Доронина и Александр Лазарев, во втором - Рената Литвинова и Дмитрий Орлов (удивительно похожий на Владимира Вдовиченкова - натурально как брат-близнец).


Рената Литвинова в фильме "Небо. Самолёт. Девушка" (2002)

Сценарий к фильму "Еще раз про любовь" (1968) написал Эдвард Радзинский, адаптировав к кино свою пьесу "104 страницы про любовь". Сценарий фильма "Небо. Самолёт. Девушка" (2002) написала Рената Литвинова, адаптировав пьесу Радзинского к началу нулевых.

Режиссёр первого фильма - Георгий Натансон, уже известный к тому времени по фильмам "Шумный день" и "Старшая сестра". Режиссёр второго - Вера Сторожева, дебютантка большого кино.


Татьяна Доронина в фильме "Еще раз про любовь" (1968)

Здесь следует остановиться и вспомнить, что обе актрисы - как Доронина, так и Литвинова - дамы манерные, и эта их особая стилистика одним нравится, а у других вызывает сильное отторжение. Мне манерность Дорониной категорически не нравится, однако я её считаю талантливой актрисой.

Она великолепна, например, в "Мачехе" (и, на мой взгляд, это лучшая роль Татьяны Васильевны), и я очень (не побоюсь этого слова) люблю её роль в малоизвестном фильме "Чудный характер". Во втором случае - потому что её стиль определяет героиню, любой другой был бы неправдой. Ну а в "Мачехе", наоборот, она постаралась притушить манерность.

Но вот в "Еще раз про любовь"... нет, нет и нет. Здесь мне Доронина не то, что не нравится, но и вообще раздражает - впрочем, ровно так же раздражает и её героиня, и герой-любовник Евдокимов - фантастический хам.


Александр Лазарев и Татьяна Доронина в фильме "Еще раз про любовь" (1968)

Я отлично понимаю - почему персонажи пьесы Радзинского были выписаны так, а не иначе: драматург хотел показать людей, отличных друг от друга как лёд и пламень, как небо и земля. Но, к сожалению, пошёл по пути наименьшего сопротивление, а в результате зрители увидели архетипического высокомерного Хама и такую же архетипическую Нимфу-Офелию на стадии обострения.

Но это лишь одна половина того, почему мне не нравится фильм. Вторая половина - несоответствие возрастов актёров и персонажей. Дело в том, что по пьесе герои значительно моложе - и это важно. Да, для фильма часть эпизодов убрали и часть реплик откорректировали. Например, в пьесе Наташа говорит "Я хоЧУ купить мотороллер... вот буду носиться по городу". А в фильме: "Я хоТЕЛА купить мотороллер". Само собой - трудно представить 35-летнюю Доронину, гоняющую на мотороллере. Это в наше время 35 - еще относительная молодость, а тогда - нет.

Кому как, но мне это возрастное несоответствие все время мешает: я из-за этого не верю в данную историю. Кстати, в театре Эфрос ставил спектакль, приглашая на роль Наташи совсем юных девушек - буквально вчерашних выпускниц, и от этого, полагаю, история становилась более реальной.


Александр Ширвиндт в фильме "Еще раз про любовь" (1968)

Или вот, скажем, Феликс по прозвищу Топтыгин (Александр Ширвиндт). Он - бывший Наташи. Это про него она рассказывала своей напарнице Ире-Мышке, говоря о первом, появившимся в 18 лет. Угу... И вот прошло лет 15, никто с тех пор не только не обзавелся семьей (что в принципе редкость для того времени), но даже и новыми возлюбленными. При этом ведут себя так, будто расстались максимум полгода назад.

Но Ширвиндт прекрасен, его монолог, на мой взгляд, - лучший эпизод в фильме. Хотя прав, безусловно, Евдокимов.

Да, можно счесть это придирками, но... для меня логика повествования важна. И поэтому я не верю. Один, другой, третий косяк - и всё, создается впечатление фальши, усугубляемое 35-летней женщиной, ведущей себя как двадцатилетняя девушка. Которая с первого взгляда влюбляется в хама и в тот же вечер (ну, или через день) ложится с ним в постель. И это - не 2020-й год, а 68-й.

Кстати, мы ранее обсуждали фильм "Простая история" и связанную с ним фразу героини "Хороший ты мужик, но не орёл". Ну, вот, Евдокимов - вполне себе орёл получается: не рефлексировал, решительно привёл девушку домой, обхамил, насильно поцеловал, сыграл обиженного - и вуаля! Дама в койке и признаётся в любви. Орёл!


Олег Ефремов в фильме "Еще раз про любовь" (1968)

А вы, дорогие читательницы, меня обвиняли в том, что я всё о низменном, женщинам же надобно высокое и красивые слова ))

Но вот еще один герой фильм "Еще раз про любовь" - тоже не орёл, как и Данилов из "Простой истории". Это Лев Карцев (Олег Ефремов), штурман в экипаже Наташи. Он давно и безнадёжно влюблен в девушку, он ждет, что она когда-нибудь снизойдет, он вежлив и предупредителен, внимателен и надёжен. И он получает заслуженную "награду" - слова "Если и есть у меня друг, то это ты". Не понял парень, что надо хамить.

Любопытно, что в фильме "Небо. Самолёт. Девушка" эту роль играет Михаил Ефремов - и вот насколько отличаются отец и сын! Если, глядя на Ефремова-старшего, я думаю "да какого рожна-то еще Наташе надо?", то Ефремов-младший с совершенно испитой физиономией и странными ужимками вызывает мысль: "Ну, этому надеяться не на что, его из жалости разве что до френдзоны допустят".


Михаил Ефремов в фильме "Небо. Самолёт. Девушка" (2002)

И теперь мы плавно перешли к картине "Небо. Самолёт. Девушка" (2002), снятому по мотивам пьесы Радзинского. Если вы не видели, то сразу скажу - это не ремейк ни в коем случае, это фантазия на ту же тему, но с героями, имеющими другие характеры, а точнее, как сейчас говорят, - другой бэкграунд.

Стюардесса Лара (Рената Литвинова) в ночном кафе знакомится с Георгием (Дмитрий Орлов), журналистом, работающим в горячих точках. Это первое отличие. Второе - Георгий не хам. И не высокомерный. Он - вполне обаятельный парень, и я сразу же верю, что они друг другу понравились.


Георгий (Дмитрий Орлов), кадр из фильма "Небо. Самолёт. Девушка" (2002)

Литвинова. О, конечно же я верю, что кто-то её люто не переваривает, и отлично понимаю - почему: да по той же причине, почему меня раздражает Доронина. Но мне Рената нравится - она меня завораживает. И я очень хорошо понимаю - почему герои фильма в девушку влюбляются. Она их тоже завораживает.

Удивительно, но это не только моё мнение. Как оказалось, о ней часто так пишут - завораживает, затягивает...

В одной рецензии я прочел: Фильм действительно неплохой! Некоторым он может показаться шедевром, но это, потому что они не смотрели оригинал.

Автор рецензии не понял. Не потому, что не смотрели оригинал, а потому, что одним нравятся брюнетки, другим - блондинки. В смысле - одним - Доронина, другим - Литвинова. И ни одна из них не хуже другой. Просто они разные.


Кадр из фильма "Небо. Самолёт. Девушка" (2002)

Но есть еще один момент: фильм Литвиновой-Сторожевой не про любовь - он про смерть. Потому что "люди такие смертные, такие беззащитные"...

Но если вы терпеть не можете Ренату - не смотрите, конечно: вас будет раздражать.

Шедевр ли? Не знаю... Но пока я писал эту статью, я его посмотрел два раза - и каждый раз не мог оторваться.

Утро приходит за кукареканьем.
О, не летайте тем самолётом!
Будто сначала пишется реквием,
а уж потом всё идет как по нотам. /Андрей Вознесенский/


#моелето

Новости партнеров

 
Сегодня в СМИ