О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Культура отмены была раньше? Да еще и против Наполеона!

 


Один из неразрешимых вопросов, который постоянно вызывает ожесточенные дискуссии, - что делать с памятниками "неоднозначным" историческим личностям? Сносить? Убирать с глаз долой? Оставлять на прежних местах? Участники подобных споров нередко ссылаются на пример Франции, причем французов берут в союзники и те, кто выступает за сохранение одиозных памятников, и те, кто с этим не согласен. 

Как в реальности обстояло дело во Франции ХIХ века с памятниками, помогает узнать книга современного французского историка Эмманюэля Фюрекса. Она посвящена политическому иконоборчеству, то есть борьбе с политическими знаками и эмблемами, которую сам автор называет "альтернативным способом заниматься политикой". Период, исследуемый в книге, - от низвержения статуи Наполеона с вершины Вандомской колонны в 1814 году до сноса самой Вандомской колонны в году 1871-м.

Однако книга рассказывает не только о борьбе, но и о том, каковы были эти политические знаки: флаги, перевязи, кокарды, статуи и бюсты, цветы, домашние животные, монеты, печати и штемпели, бритвы, ножи, игральные карты, табакерки, веера, рукоятки тростей, формы для вафель, этикетки для ликеров и духов, мыло, конфеты, пряники и многое другое.

Все рисковало оскорбить чей-то бдительный взор и превратить политическую семиотику в семиотическую паранойю. Все было значимо, все могло стать и становилось аргументом и мишенью в политической борьбе.
 
Сегодня в СМИ