О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

АКТРИСА, ЧЬИ ФИЛЬМЫ ПРИНЕСЛИ САМЫЕ БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ КИНОСТУДИИ "ГРУЗИЯ-ФИЛЬМ"

 


1 августа отмечала день рождения Лейла Абашидзе (1929-2018), одна из немногих актрис ярко выраженного национального плана, которая пусть на короткое время, пусть всего двумя картинами, а покорила весь Советский Союз. 

Начало жизни Лейлы Абашидзе покрыто мраком неизвестности. Сама она интервью давала редко и о семейных делах помалкивала. Так и осталось неизвестным широким массам, кто был ее отец, какую такую ответственную должность занимал, за что в 1937 был выслан в Сибирь.

Вслед за ним туда отправилась жена с детьми. 

Маленькой девочке Лейле разрешили выступать перед ссыльными с чтением стихов и вот уже на страницах газеты «Сибирская правда» публикуется фотография ее с отцом.  

В общем, жизнь семьи продолжалась и в Сибири. В семье даже появился еще один ребенок. Все закончилось новым арестом и расстрелом главы семьи. Пришлось возвращаться в Грузию. 

фото с сайта www.etoretro.ru
фото с сайта www.etoretro.ru

Лейле исполнилось двенадцать, когда ее заметили киношники. Ученик Эйзенштейна Константин Пипинашвили взял девочку на одну из ролей в фильм «Каджана». Лейла поразила его на фоне нарядных детей потертым платьем, стоптанными туфлями и подвижной психикой. На пробах дети изображали рыдающую девочку, и Лейла рыдала так, что члены киногруппы застыли потрясенные. После этого Пипинашвили, проверяя реакцию девочки, рассказал анекдот и Лейла, оставив слезы, зашлась в безудержном хохоте.   

Роль была ее.

После «Каджаны» Пипинашвили брал Абашидзе почти во все свои проекты. Он снял ее в «Золотой тропе» (1945) и «Колыбели поэта» (1947), пока не попал в тиски малокартинья. Следующей после «Колыбели поэта» постановки Пипинашвили ждал десять лет. Только в 1957 он поставил «Тайну двух океанов» и это принесло ему славу на всесоюзном уровне.

Что касаемо Абашидзе, то и она в 1957 заняла нишу одной из самых ярких звезд Советского кино. 

"СТРЕКОЗА"
"СТРЕКОЗА"

После фильмов Пипинашвили девушка не снималась четыре года, сосредоточившись на учебе. В 1951 закончила актерский факультет Тбилисского театрального института. Тогда же появилась в лакировочной комедии о грузинском колхозе «Весна в Сакене» по повести Георгия Гулиа, награжденной Сталинской премией. Затем была роль в классической грузинской комедии «Кето и Котэ» (1953) (нам эта пьеса Авксентия Цагарели больше известна под названием «Ханума»). Наконец, в 1954 Абашидзе появилась в первом своем безусловном хите – цветной комедии «Стрекоза». Картина стала лидером проката, собрав свыше 26 миллионов зрителей. Заглавная песня «Чудный май» зазвучала из всех радиоточек.

В 1955 «Стрекозу» ждал международный триумф. Картина с успехом прокатывалась в США и кинокритики сравнивали Абашидзе с Одри Хэпберн и Джиной Лоллобриджидой.

Сценарий следующего фильма уже писали с прицелом на Абашидзе, желая повторить успех «Стрекозы». Успех не только повторили, его превзошли. Мелодрама «Заноза» собрала свыше 29 миллионов кинозрителей. Таким образом, наряду с «Тайнами двух океанов», «Стрекоза» и «Заноза» самые хитовые по сборам проекты «Грузии - фильм» за все годы существования киностудии.

Но если «Стрекозу» приняли и кинокритики, то на «Занозу» обрушился вал отрицательных рецензий. Речь шла о скороспелом успехе, об однообразии, работе одной краской. Впрочем, шишки валились в основном на сценаристов, Абашидзе хвалили.  

"ЗАНОЗА"
"ЗАНОЗА"

На грузинской киностудии учли все замечания и вогнали Абашидзе в социально значимый проект «Майя из Цхнети», вариацию, блин, «Гусарской баллады». Абашидзе сыграла национальную героиню Грузии, - девушку Майю, которая переодевшись в мужскую одежду, встает во главе народного восстания и никто в ней девушку не подозревает.     

А еще Константин Пипинашвили, режиссер Лейлу открывший, вернулся к работе с ней в мелодраме «На пороге жизни».

Ни тот, ни другой фильм, выйдя в 1959 году, успехом не пользовался.

Да и остальные фильмы с участием Абашидзе тоже. В «Я буду танцевать» (1962) она подыгрывала Махмуду Эсамбаеву. В 1966 старалась повторить успех в компании режиссера снявшего «Занозу» Николая Санишвили. Кинокомедия «Встреча в горах» прошла в Грузии на ура, а вот на союзном экране не блеснула. 

Постепенно Абашидзе пришла к мысли, что просто актрисой быть не хочет, решив осваивать смежные кинопрофессии. В соавторстве она выступила сценаристом фильма «Ожидание» (1969), где сыграла вдову, проводившую на фронт трех сыновей. В 1980 в качестве режиссера сняла комедию «Тифлис-Париж и обратно».

Даже при неуспехе в кино жизнь Абашидзе текла замечательно. В Грузии ее буквально на руках носили, не забывая свою «Стрекозу» и «Занозу» ни на день. В 2009 году перед театром Руставели открыли именную звезду Абашидзе и в признательной речи та верно заметила: 

«Сегодня я родилась во второй раз. Рано или поздно меня не станет на этой земле, а эта звезда, где выгравированы мое имя и фамилия, будет жить вечно».

Новости партнеров

 
Сегодня в СМИ