О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Разверзи пес гортани, лая

 


Странная на первый взгляд в заглавии фраза — это не бред никакой и не стилизация под что-то там этакое. И пост этот не про собак, не про кинологов и вообще не про зоологию (включая котиков, ветеринаров и дрессировщиков). Это всего лишь цитата из либретто одной русской оперы, сочинённой немцем Германом Раупахом на стихи Александра Сумарокова. Так что это русский язык образца XVIII века, не обессудьте. Поэтому и «пес», а не «пёс». Называлась она «Альцеста» и стала второй в истории оперой, сочинённой на русский текст.

Два моих предыдущих поста, посвящённых деятельности итальянских композиторов в России XVIII века и деятельности русских композиторов (о ужас, тоже XVIII века) в Италии и самой России, были объединены темой ранней русской оперы, оперы доглинковской, выросшей из барокко и сумевшей виртуозно переплести русскую песенно-хоровую музыкальную традицию с традицией европейского классицистического рококо. Тема обширная, глубокая и интересная. Был и ещё один, дополнительный пост, в котором имелась ссылка на небольшой фильм об итальянской певице Чечилии Бартоли и дирижёре Диего Фазолисе и их проекте «Санкт-Петербург». Он начался в 2012 году, когда при поддержке Валерия Гергиева они получили доступ в архивную библиотеку Мариинского театра и вынули оттуда пылившиеся партитуры никому ненужных старинных русских опер. Всё это вылилось в концертную программу и запись роскошного диска.

Поскольку фильм был на итальянском, я сразу предложил аудитории высказываться, если кому-то будет интересно посмотреть его на русском. Пожелания возникли, поэтому я его перевёл и озвучил — собственно, ссылка на результат ниже. Сразу оговорюсь — есть неточности, но я вынужден был переводить дословно. Например, что Екатерина уволила Манфредини спустя несколько месяцев, хотя он работал несколько лет на самом деле. Или вместо портрета Арайи там показывают отредактированный портрет Вивальди, к России не имевшего никакого отношения. Ну это так, мелочи)). Если кому-то потребуется сделать нечто подобное с переводом и озвучкой — обращайтесь, с удовольствием помогу с итальянским, английским, немецким и французским.

Даю на RuTube в этот раз, хотя на YouTube оно тоже лежит — можно перейти по ссылке внизу поста на мой канал

В России есть много чего интересного. Просто мы настолько привыкли смотреть в рот Европе, что совершенно забыли своё собственное прошлое. А оно очень даже ничего)). Возвращаясь к заглавию, заканчиваю той самой арией про пса из «Альцесты» Раупаха — синьора Бартоли поёт «пёс», видать, кто-то ей там насоветовал, не поинтересовавшись, как звучал русский язык триста лет назад. Ну, ничего, это пережить можно!

Слушайте только классную музыку!

© petrus_paulus

Желающим оценить мой труд и поддержать продолжение ведения этого блога — Сбербанк 2202 2032 7122 6575, заранее спасибо!

Если музыкальные фрагменты у вас не будут запускаться в связи с возможной блокировкой YouTube в России, используйте VPN.

Подписаться на мой канал об истории и теории оперы можно в YouTube и в RuTube.

 
Сегодня в СМИ