О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Черный уик-энд

 


В конце апреля 1994 года наконец-то разрешилась долгая эпопея с продажей Ligier. Команду купил Флавио Бриаторе. С большим трудом. Его главные конкуренты - Филипп Штрейфф и Жеррар Ляррусс объединились и подключили все свои связи и ресурсы. Главным ресурсом ребят был тогдашний министр финансов Франции Николя Саркози и несколько депутатов правящей партии. Николя и сотоварищи прямо натурально начали вставлять палки в колеса. Дошло до того что Саркози разругался с министром экономики. 21 апреля 1994 сделка по покупке Ligier была приостановлена по требованию министерства финансов ибо Флавио не предоставил финансовых гарантий что у него есть деньги на покупку команды. И это при том, что Elf и Seita выступили гарантами. Бриаторе при это ведет себя очень достойно. Он собрал необходимые документы, подтвердил, что команда Лижье останется во Франции, сохранит рабочие места. Тут уж и административный ресурс ничего не смог сделать. Правительство Франции дает добро на сделку. Это еженедельный пост про историю Формулы 1, давно прошедшие Гран При и люди в них участвовавшие и у нас Имола.
У Айртона Сенны в Имоле одна задача, победить. Пока у него ноль очков и ситуация несколько напоминает 91 год, тогда Мэнселл на быстрой, но ненадежной машине так же провалил начало сезона и так и не смог догнать отлично проведшего первую половину сезона Сенну. Williams FW16 спешно модернизируют, на два-три сантиметра поднимают переднее крыло и делают новую конструкцию подвески для стабилизации болида. Плюс Сенна просит уменьшит рулевую колонку. Мэнселл как в 91 году потребовал плотно прилегающий руль, так с тех пор эта конструкция не менялась. Прост чувствовал себя некомфортно, но так и не понял в чем дело, а вот Сенна разобрался. 20 апреля Сенна посетил штаб квартиру Renault-Sport пообещал им победу в Имоле и заявил, что по его мнению Benetton  использует незаконную систему контроля тяги. Французские инженеры изучив доводы Сенны с ним согласны. Все решают собрать побольше доказательств и при этом понимают, как это работает у Benetton и могут сделать так же, но Сенна заверяет, что им по силу победить честным путем. Затем Айртон приехал на футбол и ударом ноги по мячу открыл матч между ПСЖ и сборной Бразилии. Увы футбол вышел скучным и закончился со счетом 0-0, в чем Сенна увидел для себя не очень хороший знак. К этому накладывается скандал в семье.

У Айртона молодая подружка, его невеста Эдриана Галисту, которую родители Сенны восприняли во штыки. Как раз накануне всех печальных событий Эдриана снялась голой для некого журнала, что конечно же вызвало буйную реакцию у семьи Сенны, да и самому Айртону это поступок не очень понравился.

Михаэль Шумахер же купил себе Bugatti EB110 Super Sport, разгоняющийся до 400 км/ч на прямой

Да у меня Benetton медленнее шутит Михаэль. Он совершенно уверен в себе, молод, успешен и все эти душевные переживания накрывшие Сенну это не про Михаэля, быстро переставшего быть "Солнечным мальчиком" Мы с Сенной равны. Я не боюсь сравнений. Я не думаю, что он сильнее меня за рулем одинаковой машины!
Тифози надеются на Феррари - Бергера с Ларини. Джон Барнард доработал подвеску и изменил задний спойлер. В июле должна дебютировать новая машина, которую Бергер активно тестирует. Там вся фишка в новом, более легком движке. Ну а Жану Алези разрешили участвовать в гонках с Монако. А то итальянская пресса уже активно на его место садит Баррикеклло, имеющего итальянские корни. И Эдди Джордан даже начал шутить, что боится, как бы мафия не похитила Рубенса прямо из боксов.
Джей Джей Лехто наконец-то вернулся за руль, Ферстапен переходит в тестеры. Ну и вместо Эдди Ирвайна поедет Андреа де Чезарис. Римлянин давний пилот команды Jordan, имеет поддержку от Philip Morris и будет выступать до Испании.

Уик-энд начался с аварии Рубенса Баррикелло

Бразилец только что проехал свой первый круг в пятничной тренировке.  Он входит в  двойную шикану Marlboro (или Variante Bassa) слишком быстро. Понимая это, Рубенс бьет по тормозам, но он на неверной траектории. Jordan подпрыгивает на поребрике и не вписывается в поворот. На скорости 200 км/ч машина вылетает на внешний бордюр и врезается в сетчатый забор над барьером из старых шин.  Катапультировавшись в воздух, Jordan делает два кувырка, прежде чем упасть на правый бок

Редкие зрители понимают что дело плохо. Подбегают маршалы и переворачивают болид. Тут же появляется Сид Уоткинс

Лицо Баррикелло окровавлено, он оглушен и понадобилось 20 минут, что бы достать его из болида и доставить в местный лазарет. Но тут же поступило сообщение, что с пилотом все в порядке. Легкое сотрясение, сломал нос и множество ушибов спины.
Следующим утром Рубенс уже был на трассе, но врачи не допускаю его за руль. Баррикелло признает свою ошибку, но указывает Сенне, но то, что поребрик по сути выступил трамплином, чего быть не должно. Но в то же время, как раз то, что Jordan высоко подлетел и попал в забор и спасло Рубеса, сетка погасила кинетическую энергию. Все отмечают, что машина уберегла пилота, машины стали безопасны.


Суббота, 30 апреля 1994 г., 13:15, началась вторая квалификация. Все на трассе пытаются улучшить пятничное время, в том числе и Роланд Ратценбергер. У австрийца своя борьба за проходное 26 место с Полем Бельмондо. И он в этой борьбе пока более успешен. Роланд улучшил свое время выдав 1'27''371''' против 1'27''657 в пятницу.

На третьем круге он широко зашел в Аква Минерале и даже повредил переднее крыло об бордюр. Но Роланд решает проехать ещё один круг, не заезжая в боксы для ремонта. Ратценбергер приближается к кривой Вильнёва на скорости 308 км/ч, когда левый закрылок его переднего крыла отлетает. Неуправляемый Simtek летит, как пушечное ядро, во внешнюю стену. Удар, ужасный, происходит под очень острым углом. Затем машина скользит вдоль барьера и остановилась незадолго до Тосы. Если корпус устоял отлично, то левой стороны просто нет, она оторвана. Ратценбергер, голова которого трясется от каждого толчка, не двигается.

Красный флаг, и уже через 13 секунд на месте аварии Сид Уоткинс. Приземляется медицинский вертолет и операторов просят не снимать. Айртон Сенна едет на своем болиде к месту ДТП узнать что происходит, но маршалы его выгоняют. Тем временем Сид Уоткинс пытается сделать Роланду массаж сердца, но это бесполезно. Удар был такой силы, что Ратценбергер погиб мгновенно. Слишком большая была перегрузка. Однако, законодательство Италии, предусматривает, что любое событие (гонка, концерт, забег тараканов), где произошла смерть человека, должны быть приостановлено, что бы следователи могли на месте проверить обстоятельства. Но это же Формула 1, кто будет останавливать Гран При и жать пока следователи рулеткой померяют тормозные следы. Поэтому труп Роланда цинично грузят в вертолет, увозят в больницу и всем объявляют что Ратценберг умер в больнице в 14.15.

Роланду Ратценбергеру было 34 года, он оказался первым погибшим пилотом Ф1 со времен Элио де Анджелиса и первым погибшим в Гран При с 1982 и Риккарло Палетти. Выросло целое поколение пилотов и фанатов уверенных, что Формула 1 безопасна. Да Роланд был рентадрайвером, но это был очень позитивный персонаж, большой бабник, сразу заведший в паддоке кучу знакомых. Его очень любили в Японии. И как раз в Имоле он договаривался с японским спонсорами о том, что бы ему оплатили сезон в Simtec до конца.
Квалификация возобновляется, но без Сенны.

Сенна берет 65-й поул за счет времени показанного в пятницу 1:21:548

Хилл (4-й) уступил ему шесть десятых после вылета с траcсы. Benetton оказывается грозным соперником для Williams на этой быстрой трассе. Шумахер (2-й) отстает всего на три десятых от Сенны. Лехто занимает пятое место после своего  возвращения. Феррари (Бергер 3-й, Ларини 6-й) на коне, несмотря на некоторые технические проблемы. Френтцен выводит свой Sauber на седьмое место со временем пятницы, потому что он тоже не выходит на трассу в субботу из уважения к своему другу Ратценбергеру. Его коллега Вендлингер занимает десятое место. McLaren страдает здесь из-за отсутствия у Peugeot мощности.

10
Karl Wendlinger

Sauber C13
Mercedes 2175B 3.5 V10

9
Ukyo Katayama

Tyrrell 022
Yamaha OX10B (Judd GV) 3.5 V10

8
Mika Hakkinen

McLaren MP4-9
Peugeot A6 3.5 V10

7
Heinz-Harald Frentzen

Sauber C13
Mercedes 2175B 3.5 V10

6
Nicola Larini

Ferrari 412T1 (646)
Ferrari 043 (F4 A-94) 3.5 V12

5
J.J. Lehto

Benetton B194
Ford Cosworth EC 'Zetec-R' 3.5 V8

4
Damon Hill

Williams FW16
Renault RS6 3.5 V10

3
Gerhard Berger

Ferrari 412T1 (646)
Ferrari 043 (F4 A-94) 3.5 V12

2
Michael Schumacher

Benetton B194
Ford Cosworth EC 'Zetec-R' 3.5 V8

1
Ayrton Senna

Williams FW16
Renault RS6 3.5 V10

Tyrrells (Катаяма 9-е, Бланделл 12-е) снова преуспевают благодаря мощному двигателю Yamaha. Что касается Ford HB V8, Arrows (Морбиделли 11-е, Фиттипальди 16-е) соседствуют с Minardi (Мартини 14-е, Альборето 15-е). Кавалерия Renault позволяет Ligier (Бернар 17-й, Панис 19-й) не утонуть. Штормит Ляррусс: если Комас (18-й) хорошо справляется, то Беретта (23-й) разбил две машины. Херберт (20-й) и Лами (22-й) довольствуются квалификацией своего старого Lotus, которому все еще не хватает сцепления с трассой. Де Чезарис (21-й) доказывает, что не потерял хватку, совершив два мастерских вращения. На стороне Simtek Брэбэм (24-е место) без особых проблем выхватывает свой входной билет. Несчастный Ратценбергер был бы 26-м и квалифицировался до аварии. Наконец, Гашо (25-е место) сумел спасти свой очень нестабильный Pacific, в отличие от Бельмондо (27-е)
Смерть Роланда Ратценбергера напоминает всем, что Формула-1 — опасный вид спорта и никто не застрахован от поворотов судьбы. Особенно сейчас в 1994, когда машины стали мощнее и быстрее, а электронные помощники к которым все привыкли убрали. Лауда Контроль скорости — это красота гонок. Благодаря исследованиям и выполненным задачам мы думали, что опасности исчезли. Мы все были неправы: надо иметь мужество признать это. Высказался и Сенна На скорости более 300 км/ч наши реакции и наши ощущения на пределе. Мы не можем контролировать все параметры автомобиля. Я боюсь за молодежь: скорости на трассах все выше и выше и с этим нечего нельзя сделать.

Айртон Сенна выглядит напуганным и подавленным, так конечно в Имоле выглядели многие, но Сенна как-то особо близко воспринял трагедию Ратценбергера, хотя едва того знал. Видя такое состояние Сенны Сид Уоткинс предлагает тому бросить все и поехать с ним на рыбалку.

Док, есть вещи, которые мы не в силах контролировать, ответил бразилец. Я не могу остановиться, я должен продолжать. Но вечером в гостинице он говорит Эдриане и менеджеру Джулиану Якоби о том, что не хочет участвовать в гонке. Далее разговоров дело увы не пошло и Сенна вышел на старт.
Говорят, он думал всю ночь. И утром в воскресенье он появился в паддоке со светлой идей возглавить  крестный поход за безопасность. Он беседует с Бергером и Герхард советует реанимировать профсоюз пилотов. Затем Сенна подходит к Шумахеру.

Михаэль знал Роланда по спорт-прототипам, поэтому позабыв о вражде с Сенной он согласен с его предложениями. Поддерживают Айртона и Хилл с Лаудой. В Монако должно состояться большое собрание пилотов и Сенна там зачитает свои предложения по безопастности.
На брифинге пилоты все высказывают  Роланду Брюнсераде и про отказ от активной подвески и уменьшение ширины шин. Хилл и Бергер дополнительно жалуются на сефти-кар (который в новейшей истории всего два раза был на трассе), слишком  медленный и шины под ним остывают.

Во время формировочного круга Айртон Сенна должен был дать комментарии каналу TF1, прямо по командному радио. Договорённость была ещё до всех этих событий. Узнав что в студии Ален Прост Сенна говорит Перед стартом особое приветствие моему… нашему дорогому другу Алену. Я скучаю по тебе, Ален! Это последние публичные слова Сенны
На стартовой решетке он долго сидит с непокрытой головой, хотя обычно сразу надевал шлем и задумчиво смотрит в даль.

Он и Шумахер планируют два пит-стопа. Михаэль чуть пораньше, ибо топлива он залил меньше чем Айртон, надеясь за счет этого выиграть старт.

В Simtek Ник Вирт предоставил Дэвиду Брэбэму самому выбрать участвовать в гонке или нет. Дэвид решил стартовать, что бы поддержать команду. Место Роланда на старте пусто, Бельмондо в гонку не пустили.
Альборето будет стартовать на запасной машине из боксов
Смотрим https://overtakefans.com/f1-race-archive/watch/index.php?race=1994-san-marino-grand-prix-race
В начале можно посмотреть интервью на стартовой решетке. Где Хилл и Бланделл вполне себе улыбаются и шутят, но это свойства психики гонщика. Ибо больно впечатлительные в те годы до Ф1 как правило не добирались.
19.00 Можно посмотреть на Сенну без шлема
28.00 Старт. Сенна отлично реагирует и удерживает лидерство.

На третьем ряду глохнет Лехто. Френтцен и Катаяма резко смешаются, что бы избежать финна. Но Лами не видит заглохшего соперника из-за машины впереди. В последний момент португалец дернулся влево но было поздно. Удар сильный.

Lotus вращается потеряв два колеса и разбрасывая по трассе обломки

Вся правая сторона болида уничтожена. Но Лами совершенно невредим.

Обломки по всей прямой и на трассе появляется сефти-кар. Обломки попали и на трибуны, трое зрителей и полицейский получили порезы, и им будет оказана помощь. Про это станет известно уже после гонки.

29.00 Повтор аварии с камеры вертолета. Машины собраны сефти-каром. Бернар и Комас при этом умудрились притереться. Комас поедет в боксы проверить машину

37.00 Очень медленный Альборето едет в боксы.
40.00 Рестарт. Сенна сохраняет лидерство, но Шумахер держится за ним, оба за круг отъезжают от Бергера.
42.00 Режиссер нам показывает вид из кабины Шумахера и мы видим, что Сенна вдруг исчезает а потом уже видим разбитый Williams

Сенна вошел в поворот Тамбурелло на скорости 300 км/ч. И вдруг болид отказался поворачивать, Айртон успел нажать на тормоз. Но Williams едет прямо, подпрыгивает на гравии и влетает в стену под прямым углом. И отлетает от стены на десять метров. Вся правая сторона разрушена, но кокпит цел и в принципе ожидается, что как Лами, Сенна сейчас выберется из машины и будет грустно смотреть на работу маршалов. И Айртон успел кивнуть головой но на этом все.

Момент как Сенна двинул головой можно крупно увидеть на 43.00 и Джонатан Палмер даже сказал, что он двигается, все в порядке. На самом деле, это видимо предсмертные конвульсии. Вообще, конечно после такого начинаешь понимать, почему сейчас любой серьёзный инцидент стараются не показывать, пока не выяснят что и как. Гонка остановлена красными флагами. Ну а машине скорой почему-то потребовалась целая минута, что бы добраться до аварии. Сердце Сенны ещё бьётся, хотя деталь подвески пробила бразильцу череп. Медики пытаются что-то сделать.

И если телезрители понимают, что случилось что-то плохое, то в боксах никакой информации нет.
52.00 И происходит странный инцидент. В Larrusses видимо вообще не знали о случившемся и выпускают из боксов Эрика Комаса. На выезде из пит-лейн горит зеленый и Эрик выезжает на трассу. К счастью его успели предупредить по радио и к Тамбурелло Комас уже подъехал на малой скорости. Эрик видим вертолет, маршалов, медиков, останавливается и спрашивает что случилось и ему говорят, что все не очень хорошо. Да он и сам это видит, ибо кокпит Williams залит кровью.


Ирония судьбы, Сенна двумя годами ранее спас Комасу жизнь. Ну и в залитом кровью кокпите нашли маленький австрийский флаг, который Айртон явно хотел показать на подиуме в честь Роланда Ратценбергера.
В боксах неразбериха. Фрэнк Уильямс, Патрик Хэд, Эдриан Ньюи, Бернард Дюдо, Кристиан Контцен, Дэвид Браун и Ян Харрисон, спортивный директор, собрались на настоящий военный совет. Причина аварии не известна и возможно надо снять Хилла с гонки. Энн Брэдшоу, пресс-атташе команды пытается сказать Хиллу что состояние Сенны тяжелое, но главный гоночный инженер Дики Стэнфорд затыкает ему рот и приказывает Хиллу продолжить. Эрик Комас отказался участвовать в гонке. Френтцен заглох на формировочном круге и будет стартовать из боксов.
Гонка возобновится с 7-го круга и будет сокращена на три круга, время отрывов будет складываться.
01.20 Второй старт. У Шумахера пробуксовка что позволяет вырваться вперед Бергеру. Хилл пытается пройти Шумахера в Тосе, но Михаэль не сдается и повреждает Дэймону крыло. Британец сбрасывает скорость и начинает терять позиции.
01.23 Хилл на пит-стопе меняет нос.
Бергер на трассе впереди Шумахера, но путем сложения времен отрывов на момент аварии Сенны, Михаэль лидирует в Гран При.
01.25 Шумахер тщетно пытается обойти Бергера. Герхард отчаянно сопротивляется, при этом еле сдерживая слезы в кокпите.
Хилл выдает быстрый круг 1:24 335
Первые сведения о здоровье Сенны. Французы из  TF1 говорят, что Сенна всего лишь сломал плечо. На Би-Би-Си более опытные в этом плане, цитируют источник из болонской больницы "у Сенны массивная черепно-мозговая травма".
01.27 сражение Мартини с Морбиделли.
После 10 кругов
1. Шумахер
2. Бергер +1,5 сек.


3. Хаккинен + 12,2 сек.
4. Ларини + 14,2 сек.
5. Вендлингер +16 сек.
6. Катаяма + 20,7 сек.

7. Морбиделли + 27 сек.
8. Френтцен + 27,7 сек.
9. Фиттипальди + 28,7 сек.
10. Брандл + 30,7 сек.
01.31 в Аква Минерале Шумахер опережает внезапно посторонившегося Бергера
01.32 Но Михаэль тут же свернул на пит-стоп. Остановка затянулась и на трассу он вернулся 8-м (3-м в общем зачете)
01.35 Бергер на пит-стопе. Отличная работа механиков и Герхард выезжает перед Шумахером. Хаккинен лидирует в гонке.
01.38 Но Герхард сошел, официально из-за поломки подвески. Не официально, Герхард эмоционально был занят мыслями о Сенне и просто не может сконцентрироваться на гонке.
01.39 Шумахер опережает Морбиделли и сейчас он второй в рейтинге.
01.40 Дымится на обочине машина Беретты
01.41 Заправляется Хилл. Пит-стоп Хаккинена. Гонку возглавляет Ларини, но а лидирует в ней Шумахер. Михаэль как раз опережает Катаяму.
01.47 Шумахер опережает Ларини в Тосе. Теперь и фанаты на трассе понимают, что это лидер гонки. Пит-стоп Френтцена.
01.49 Брандл борется с Мартини за 9 место.
01.50 на их пути оказывается остановившийся Гашо (падение давления масла)
01.51 Брандл и Мартини идут бок в бок между Тамбурелло и Тосой. Итальянец держится слева и блокирует тормоза Он бьет Мартина в колесо, разворачивается, но сможет продолжить гонку.
01.52 Пит-стоп Альборето.
01.53 Интересная борьба Френтцена с Бланделлом, в которой немец повредит переднее крыло.
01.54 Ну а Шумахер застрял за де Чезарисом. Андреа занят своей борьбой с Панисом.
01.55 Вендлингер догнал Хаккинена. Ларини проводит свой единственный пит-стоп
01.56 Дэвид Брэбэм сходит из-за поломки рулевого. Френтцен меняет поврежденный нос
01.57 Второй пит-стоп Шумахера. Немец не теряет лидерства.
После 32 кругов
1. Шумахер PitStop 2




2. Ларини + 23,6 сек. PitStop


3. Хаккинен + 28,8 сек. PitStop
4. Вендлингер +31,7 сек. PitStop

5. Катаяма + 38 сек. PitStop
6. Морбиделли + 40 сек. PitStop
7. Фиттипальди + 43 сек. PitStop

8. Брандл + 48 сек PitStop



9.Хилл + 1 мин. 05 сек. PitStop
10. Мартини PitStop
01.58 Френтцен обходит Херберта
02.02 де Чезарис снова проверяет нервы Шумахера на прочность
02.06 Второй пит-стоп Вендлингера
02.07 Быстрый второй пит-стоп Хаккинена
В это время больница Маджоре в Болонье объявила, что Сенна в коме, у него перелом черепа и его сердце уже один раз остановилось, но снова заработало.
02.10 Мартини снова развернуло в Тосе, но на этот раз он застрял в гравии и гонка его закончилась. Мэри Уокер выражает надежду, что Сенна все же выкарабкается.
02.11 Второй пит-стоп Брандла, на котором Мартин глохнет но сможет вернутся в гонку
02.13 Двигатель Морбиделли умирает
После 45 кругов
1. Шумахер PitStop 2





2. Ларини + 31,8 сек. PitStop






3. Хаккинен + 1 мин. 04 сек. PitStop 2
4. Вендлингер +1 мин 07 сек. PitStop 2

5. Катаяма + 1 ми. 15 сек.  PitStop 2
6. Фиттипальди + 1 мин. 19 сек.  PitStop 2

7. Хилл + 1 мин. 25 сек. PitStop 2


8. Френтцен +1 круг PitStop 3
9. Брандл + 1 круг PitStop 2
10. де Чезарис + 1 круг PitStop 2
02.17 Третий пит-стоп Шумахера
02.23 Мы видим весело скачущее по пит-лейну колесо и группу механиков склонившихся над чем-то у боксов Феррари. Это Альборето поторопился стартовать с пит-стопа, когда колесо ещё не было закреплено. В итоге колесо отлетело от машины и пошло скакать по боксам налетая на механиков и затем пересекает трассу. Серьёзно пострадали трое - механик Феррари, механик Бенеттона и механик Лотуса. Пит-лейн закрыт, что бы туда смогла поехать машина скорой помощи. Не выдержав Герхард Бергер и Ники Лауда идут к дирекции гонки с требованием остановить этот мрачный Гран При.
02.25 Механиков грузят на носилки. Маурицио Барбери (Ferrari) укорачиваясь от колеса сломал ногу а Нилу Болдри (Lotus) колесо нанесло ушиб головы.
02.27 Мало внятный повтор того что произошло на пит-лейне. И тут же мы видим в Variante Alta разбитый Jordan де Чезариса. К счастью Андреа не пострадал
Дирекция гонки отказывается останавливать Гран При опасаясь давки на трибунах.
02.33 Фиттипальди потерял свой  Footwork перед Тосой и увяз в гравии. Хилл в очках.
02.37 Наконец-то Гран При заканчивается победой Шумахера

Первый подиум Ларини и первый подиум для двигателей Пежо.
1. Шумахер
2. Ларини + + 54.942.
3. Хаккинен + + 1:10.679.
4. Вендлингер + 1:13.658
5. Катаяма + 1 круг
6. Хилл + 1 круг

 Какое то время Шумахер, Ларини и Хаккинен улыбаются и шутят на подиуме, им просто не успели сообщить  о состоянии Сенны.

Сообщили им несколько позже.

Личный зачет:
Кубок конструкторов:

1.Михаэль Шумахер -30
2. Дэймон Хилл -7
3. Рубенс Баррикелло -7
4. Герхард Бергер -6
4.Никола Ларини -6
6.Жан Алези  -4
6 Мика Хаккинен -4
8.Карл Вендлингер  -4
9. Укиё Катаяма -4
10. Кристиан Фиттипальди -3
11.Хайнц-Харальд Френтцен -2
12.Эрик Комас  -1

1. Benetton-Ford-30

2. Ferrari-16

3. Williams-Renault-7

4. Jordan-Hart-7

5. Sauber-Mercedes-6

6. McLaren-Peugeot -4

7. Tyrrell - Yamaha -4

8. Footwork-Ford -3

9. Larrusses - Ford-1
Через два часа и 20 минут после того, как Шумахер пересек финишную черту доктор Мария Тереза ​​Фиандри объявила, что Айртон Сенна умер

Однако официальное время смерти было указано как 14:17 по местному времени, что означает, что Сенна был погиб мгновенно. Не хочется пускаться в юридические тонкости. Скажем так, когда Айртона доставили в больницу его сердце ещё билось, но мозг уже был мертв. Ему было 34 года, как и Роланду Ратценбергеру.
Разбирательство о причинах аварии заняло долгих 13 лет. И да, это была поломка рулевой колонки, той самой, что Сенна попросил сменить перед гонкой, что бы ему было удобнее в кокпите. Виновным был признан Патрик Хед, но наказания не понес, так все сроки уже истекли.

Такие черные уик-енды были в истории Ф1 и ранее. В 1960 в Бельгии по ходу уик-енда два пилота получили тяжелые травмы (в том числе и Мосс) и два погибло - Алан Стейси и Крис Бритстоу (и в те же выходные в Индикаре погиб Джимми Брайан, победитель Инди 500 58 года). В 1981 в той же Бельгии на пит-лейне задавили насмерть механика Озеллы а потом Зигфилд Штур на старте чуть не перерубил ноги сотруднику своей же команды. И каждый раз такие случаи поражали цинизмом организаторов всего этого. В 81 не стали останавливать старт гонки, не смотря на заглохший болид, потому что в тот день проходило Евровиденье и телевизионщики просили провести гонку побыстрее. Вот и в Имоле в угоду выгоде вертолет возил в больницу мертвого человека. И гонку не думали останавливать и отменять даже когда у таких ребят как Бергер сдавали нервы. Да что далеко ходить, вспоминаем недавнюю Бельгию под дождем, где мы посмотрели несколько кругов под сефти-каром, лишь бы не возвращать билеты зрителям.

Прост ещё не зная о смерти Сенны разразился гневной тирадой в студии TF1 Мы только что стали свидетелями совершенно невероятных выходных. Три очень серьезных аварии, по-видимому, с тремя механическими поломками. Что касается дозаправки, мы знали, что такой инцидент однажды произойдет. Мы всегда можем сказать, что Ф1 — опасный вид спорта, и что когда вы движетесь со скоростью 300 км/ч по трассе, подобной Имоле, всегда есть риск. Но не должно быть фатальности . Мы давно не заботились о безопасности. Бизнес стал важнее спорта. Раньше была спортивная составляющая  и отдельная экономическая составляющая. Теперь они вместе... Как мы увидели сегодня, имеет значение только одно: возобновить старт, продолжить гонку, не остановить ее, когда в боксах лежат люди... Лично я нахожу это возмутительным. Сами пилоты не должны были выступать после аварии Сенны. Спорт нужно вернуть на первый план, а не коммерческие интересы.
Пьерлуиджи Мартини Сегодня автомобили Формулы 1 очень жесткие, чтобы наилучшим образом использовать граунд-эффект . Мы едем практически как приклеенные к трассе. Таким образом, мы чувствуем всю неровность дороги, которая оборачивается столькими опасностями. Вместе с Сенной мы провели в Имоле разведку наиболее опасных мест. Было желание что-то улучшить, но мы не успели.

1 мая 1994 года мне вот вот должно было исполниться 15 лет. За Формулой 1 я уже года два как следил исключительно из новостей ибо Формулу 1 на Дальнем Востоке показывали в понедельник после полуночи. И когда ты молод, юн, ты не так воспринимаешь смерть и не понимаешь, что что-то изменится и в твоей жизни. Что ты больше не услышишь новых песен Кобейна или Меркури не увидишь передач с Владом Листьевым и не увидишь волшебный круг в Монако в исполнении Сенны. И вот  сейчас, когда за последние четыре года я посмотрел все Гран При с Сенной, вот сейчас вдруг и образовалось это чувство пустоты. 
 
Сегодня в СМИ