О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Когда россияне стали патриотами?

 


Кажется, мы всю жизнь ими были. Любили Родину и русский язык — самый великий и могучий, гордились славным прошлым. В исторической перспективе особенно выделяли Александра Невского, Петра Первого, Ивана Грозного за их огромные заслуги перед страной. Мы всегда знали, что у России особый путь и если потребуется, мы все как один встанем на защиту родной земли.

Покупайте военный 5 1/2 % заем. Патриотично и выгодно! Плакат 1916 г. Р. Г. Заррина
Покупайте военный 5 1/2 % заем. Патриотично и выгодно! Плакат 1916 г. Р. Г. Заррина

Все, однако, не так просто, как кажется. На самом деле, если копнуть поглубже, то выясниться, что все эти патриотические фишки на самом деле явление достаточно новое, возникшее совсем-совсем недавно, всего-то в 1930-е годы. До этого россияне никакой национальной идеей спаяны не были и страну свою самой лучшей не считали. Понимали, что обычная она, похожая, в общем-то, на другие.

После революции 1917 года популярным стало утверждение Маркса, что Родина есть только у капиталистов, а у пролетариата ее нет, потому что нет собственности. Вот, когда капиталистов свергнут, тогда и будем говорить о патриотизме, а пока все должны исповедовать классовый интернационализм и бороться за победу социализма во всем мире. Большевики стали патриотами революции, сделавшей мир справедливым. А старый мир и устаревшее традиционное отношение к государству как к родине отрицались.

Советская власть сразу же начала пересматривать историю страны. Дореволюционных историков поставили вне закона. Идеолог советской истории М. Н. Покровский даже само понятие «русской истории» назвал контрреволюционным и предлагал выбросить из прошлого некоторых неудобных персонажей, чтобы они не портили историческую картину молодой Советской республики.

Революция. Худ. М. Шагал, 1937 г.
Революция. Худ. М. Шагал, 1937 г.

В 1920-е годы начались гонения на религию, сильно разобщившие народ, объединенный ранее православной традицией. Люди разделились на воинствующих безбожников и тех, кто продолжал верить тайно и так же тайно отправлять обряды — крестить детей и святить куличи на Пасху. Большое количество священнослужителей репрессировали.

Все изменилось в 1930-е годы. Поворотным моментом к патриотизму в нашей стране может считаться 2 мая 1933 года. В этот день в Кремле прошел завтрак для участников первомайского военного парада, на котором Сталин произнес здравицу, т.е. тост (да-да, на завтраке) «за великий русский народ». На мероприятии Сталин впервые заявил, что русский народ — это главная национальность во всем мире, и что именно он в 1917 году совершил революцию.

Под водительством великого Сталина - вперед к коммунизму! Плакат Б. Ф. Березовского, М. М. Соловьева, 1951 г.
Под водительством великого Сталина - вперед к коммунизму! Плакат Б. Ф. Березовского, М. М. Соловьева, 1951 г.

Сказанного оказалось достаточно, чтобы Политбюро развернуло работу по возвращению национальной истории в фокус государственной политики. В университетах были восстановлены отмененные ранее исторические факультеты, а в школе вместо истории классовой борьбы стали преподавать нормальную (более или менее) историю Отечества. Вернули даже некоторые дореволюционные методики!

Слово «родина» впервые было употреблено в первомайских лозунгах 1934 года. Затем газета «Правда» от 9 июня 1939 года опубликовала передовицу с кричащим (в прямом и переносном смысле) заголовком «За Родину!» В ней советский патриотизм (т.е. любовь и преданность своей родине) назывался самым главным качеством советского гражданина, который делом всей своей жизни должен сделать «честь и славу, мощь и благосостояние Советского Союза». Именно после этого слово «родина» стало в нашей стране священным.

Непобедим наш Советский Союз, непобедимо дело всемирной рабочей революции. Плакат В. С. Сварога, 1925 г.
Непобедим наш Советский Союз, непобедимо дело всемирной рабочей революции. Плакат В. С. Сварога, 1925 г.

Следующим этапом по внедрению патриотизма в умы россиян стало письмо Сталина членам Политбюро, опубликованное в «Большевике» в мае 1941 года, в котором он критиковал Энгельса. Вождю не понравилось, что Энгельс назвал российскую международную политику 19 века захватнической. Поэтому он объяснял, что короли из Европы захватывали земель ничуть не меньше, а иногда даже и больше, чем Россия. Наша же страна всю дорогу была справедливой, а войны вела исключительно оборонительные.

В 1936 — 1937 годах активно пересматривалась школьная программа по истории. Появились новые учебники, в которых многие ключевые сюжеты отечественной истории переосмыслили. Например:

принятие христианства на Руси оценивалось теперь как прогрессивное и важное явление, потому что благодаря ему Русь перешла от языческого народного варварства к культурной жизни. Рассадниками культуры и письменности стали, по мнению советских историков, возникшие в результате христианизации монастыри; большое внимание уделили Александру Невскому, который в СССР неожиданно стал великим национальным героем, спасшим Отечество от немцев в 1242 году. Про то, что он активно сотрудничал с монголо-татарской военной администрацией скромно умолчали.
Диорама "Ледовое побоище" в Артиллерийской музее Санкт-Петербурга. Фото: А. Глуз
Диорама "Ледовое побоище" в Артиллерийской музее Санкт-Петербурга. Фото: А. Глуз

Деятелям культуры дали задание популяризировать героическое прошлое нашей страны. И надо сказать, что они с ним блестяще справились. В 1930 — 1940 годы появились роман А. Н. Толстого «Петр I», одноименный фильм режиссера В. И. Петрова, фильмы «Александр Невский», «Минин и Пожарский», «Суворов», «Богдан Хмельницкий».

В 1937 году в связи с годовщиной смерти Пушкина, провели Пушкинские дни, которые можно сказать возродили интерес и внимание к жизни и творчеству поэта. «Правда» писала, что Пушкин — самый национальный из всех поэтов (то самое «Пушкин наше все»), поэтому его талант признан во всем мире.

Пушкин в Михайловском. Худ. Н. Н. Ге, 1875 г.
Пушкин в Михайловском. Худ. Н. Н. Ге, 1875 г.

На тот же 1937 год пришлась годовщина Бородинской битвы, которую праздновали с особым размахом. Для этого отреставрировали панораму «Бородинская битва» Ф. Рубо в Москве и создали несколько мемориальных памятников.

Празднование памятных дат помогало идеологически воздействовать на сознание масс, закреплять в них национальную идею. В 1930-е годы отмечали 750-летие «Слова о полку Игореве», 250-летие Полтавской битвы, 125-летие со дня рождения М. Ю. Лермонтова, 100-летие со дня рождения П. И. Чайковского и т.п.

Полтавская битва. Царь Петр на позициях артиллерии. Худ. Е. Е. Лансере, 1912 г.
Полтавская битва. Царь Петр на позициях артиллерии. Худ. Е. Е. Лансере, 1912 г.

К началу Великой Отечественной идея, что СССР является законным наследником лучших традиций российской истории, вполне реализовалась в сознании советских людей. Газеты особенно подчеркивали, что большевики, уничтожив отсталый царский строй, вернули России былое величие и осуществили ее высокое предназначение.

Возникает резонный вопрос, почему власть прилагала так много усилий по внедрению патриотизма в умы граждан? Причин несколько:

нестабильная внешнеполитическая ситуация, нарастание угрозы войны и усиление фашистских идей в Западной Европе; провал мировой революции в других странах. Коммунизм так и не смог завоевать себе глобальное господство и довольно быстро вышел из моды; необходимость преодоления раскола и разобщенности внутри страны, вызванных массовыми репрессиями.
Со знаменем Ленина... - Сталин. Плакат И. М. Тоидзе, 1933 г.
Со знаменем Ленина... - Сталин. Плакат И. М. Тоидзе, 1933 г.

Как видно из вышесказанного, патриотизм — явление достаточно новое в нашей жизни. Всего каких-то 80 лет назад россияне знать не знали, ведать не ведали, что их страна имеет какой-то особый путь, и что дело всей жизни отдельно взятого русского человека — это быть патриотом.

А вы считаете себя патриотом?

Новости партнеров

 
Сегодня в СМИ