О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Новаторский рубеж конца 50-х

 


Хотя я видел несколько раз фильм "В прошлом году в Мариенбаде" Алена Рене по сценарию Алена Роб-Грийе, начиная с 1975 года, почему-то не обращал раньше внимание, даже будучи дотошным в этом плане человеком, что в титрах значится 1960 год!
И ведь действительно: новаторская картина Рене, неразрывно связанная с течением "нового романа" (да и его дебютная в игровом кино "Хиросима, моя любовь" по сценарию Маргерит Дюрас), в большей степени соотносится именно с революционными в области повествовательной структуры открытиями в мировом кинематографе.
Тут и принцип интроспекции, сформулированный ещё в 30-е годы Сергеем Эйзенштейном в качестве теории внутреннего монолога в кино, что нашло отражение в ряде лент конца 50-х (прорывом следует считать "Земляничную поляну" Ингмара Бергмана, пусть и в ней слышатся отголоски немого шедевра "Призрачная повозка" Виктора Шёстрёма). И как бы разрушение логического развития сюжета в "Приключении" Микеланджело Антониони, когда становится абсолютно неважным исчезновение одной из главных героинь. И романная форма "Сладкой жизни" Федерико Феллини, в которой одновременно выстраивается мозаика явно субъективного мира главного героя-журналиста, вроде бы призванного по возможности объективно воспринимать реальность (потом данный мотив будет развит и в ленте "Восемь с половиной" Феллини про рефлексирующего режиссёра, и в "Фотоувеличении" Антониони о фотографе, словно потерявшем грань между подлинным и мнимым).
В этом плане "В прошлом году в Мариенбаде" - рубежный во многих смыслах фильм, который доводит до предела искания кинематографистов в конце 50-х годов и намечает неизведанные пути в кино 60-х. Без картины Рене и Роб-Грийе, конечно, появились бы, но не всё же не так прозвучали бы "Молчание" и "Персона" Бергмана, "Война окончена" того же Рене с опережающим и по-своему вероятностным развитием событий, упомянутое "Фотоувеличение". И как раз правильное название (отнюдь не "Прошлым летом в Мариенбаде") точнее подчёркивает, что это произведение находится буквально на стыке прошлого и будущего, где настоящее относится к области чего-то гипотетического и даже ирреального.

Новости партнеров

 
Сегодня в СМИ