О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Нити времен. Путями Мстислава Добужинского. Часть 6

 


Продолжение. Начало см: https://nikolai-endegor.livejournal.com/265115.html

XI. 1922 - 1924. Графика

1. 1922-23 годы были для Добужинского одними из самых плодотворных, а его петербургские рисунки этой поры можно назвать вершиной всего графического наследия мастера. Первой появилась серия "Петербург в 1921 году", все литографии которой датированы 1922-м годом.

М.В.Добужинский. Львиный мостик, 1922 / Львиный мостик, 2022.



Для заставки я взял раскрашенный вариант, который Добужинский сделал, вероятно, около 1923 года, но в оригинале все работы черно-белые, они строже и, я бы сказал, более стильные. Сравните:

М.В.Добужинский. Львиный мостик, 1922 (из серии "Петербург в 1921 году")



Львиный мостик, вечер. 2022



М.В.Добужинский. Летний сад, 1922 (из серии "Петербург в 1921 году").


Со времен Анны Иоанновны мраморные статуи Летнего сада на зиму накрывали защитными деревянными футлярами. Продолжают это делать и сейчас.

Летний сад зимой, 2022


Почти все пейзажи серии несут на себе печать заброшенности, тревоги, опустошенности. Добужинский подвергся за них критике со стороны официальных структур, но оргвыводов, к счастью, не последовало, поскольку художник имел у властей достаточно высокую репутацию — иначе ему не доверили бы освещать конгресс Коминтерна и рисовать Ленина.

М.В.Добужинский. Английская набережная в снегу, 1922 (из серии "Петербург в 1921 году").



2. Одним из любимых мест Добужинского был Крюков канал, соединяющий Фонтанку с Мойкой и пересекающий канал Грибоедова. Можно сказать, что он является водным мостом между двумя родными для художника районами Петербурга - Измайловскими ротами и Коломной. В начале 1920-х годов Добужинский делал здесь много набросков, по-видимому, готовясь к иллюстрированию произведений Достоевского.

Никольский рынок, 1922



Сейчас деревья на берегу канала так разрослись, что заслоняют и рынок, и маковки собора за ним, поэтому для съемки приходится подходить к самому каналу.

Крюков канал и Никольский рынок белой ночью, 2022



3. Повесть Ф.М.Достоевского "Белые ночи" с иллюстрациями Добужинского вышла в свет в 1923 году. Книжка эта совсем небольшая — всего 100 страниц, рисунков в ней не так уж и много, но она стала знаковым событием в книгоиздании, задав высокую планку целостного художественного оформления, которое продумано во всех деталях - от заставок, до концовок. Работа Добужинского многие годы оказывала влияние на мастеров книжной графики, а сама книга до сих пор выдерживает факсимильные переиздания [39].

М.В.Добужинский. Заставка к изданию "Белых ночей", 1922 [39, с.11] / У Подъяческого моста, 2022



М.В.Добужинский. Из иллюстраций к "Белым ночам", 1922 [39, с.59]


Это практически единственный рисунок к книге, который допускает точную географическую привязку: он выполнен от края Смежного моста на Крюковом канале. Справа виден угол Никольского рынка и колокольня Никольского собора. Последняя, к сожалению, сейчас одета лесами, поэтому повторить изящную композицию Добужинского пока не представляется возможным

Белая ночь на Крюковом канале, 2022


"Я ходил по Петербургу ночью,
Белой ночью, вдоль пустых каналов,
И холодные сжимал перила,
Над водою черной наклоняясь.
….
Не у этих ли перил увидел
Достоевский Настеньку когда-то –
Как она глядела безнадежно
В неподвижное стекло канала..."
М.Добужинский, 1922


4. Достоевский в "Белых ночах" скуп на описание города и указания конкретных мест. Он упоминает о канале, не уточняя его названия, но так — безлично — говорили лишь о самом длинном и извилистом петербургском канале — Екатерининском. Герой повести на подходе к дому слышит бой часов, он живет "у моста", и Добужинский селит Мечтателя невдалеке от Никольского собора и одноименного моста, где в окно ему заглядывает дом с мезонином, напоминающий о маленьком деревянном домике, где обитала Настенька.

М.В.Добужинский. Из иллюстраций к "Белым ночам": Домик Настеньки — комната Мечтателя, 1922 [39, с.44, с.107].


Так рождается изобразительное прочтение текста, где иллюстрация есть не пересказ, а продолжение рассказа. У Добужинского два основных момента повествования, психологический и описательный, находятся в обратном соотношении, чем у Достоевского, для которого главное – сердечная драма мечтателя, а картины белых ночей и города – лишь фон. Иллюстратор отнюдь не стремится воплотить все образы писателя, а лишь дополняет его, и именно там, где средства последнего ограничены. Таким образом создается редкая по органической цельности вызываемых переживаний иллюстрированная книга. [40, c.58]

Набережная канала Грибоедова (бывшего Екатерининского) у дома №106. 2022


Не этот ли дом с мезонином и колоннами видит Мечтатель из своего окна? Конечно, на петербургских каналах можно найти не одно подобное здание. Но я выбрал именно это, и не только по визуальному сходству, но за расположенность в одном из самых "достоевско-добужинских" уголков города: справа находится дом №108, который Добужинский рисовал для книги о Достоевском (см. ниже), а слева серой громадой возвышается дом №104, где обитала старуха-процентщица из "Преступления и наказания".


5. В 1923 году была опубликована книга историка и краеведа Н.П.Анциферова "Петербург Достоевского" с иллюстрациями Добужинского [41]. Она представляет из себя литературную экскурсию по местам, где разворачивается действие романа "Преступление и наказание". И вновь Добужинский не "читает" текст буквально, а дает ассоциативные городские зарисовки, которые продолжают авторское повествование.

Анциферов пишет: По набережной "канавы" (Екатерининского канала) бродил Раскольников, подыскивая место, где можно было бы спустить в воду похищенные вещи, опасаясь, что его могут заметить... На канал выходит окно безобразной комнаты Сони Мармеладовой, к которому подходил Родион Романович, взволнованный своим земным поклоном. И окна того дома, где было совершено убийство, также выходили на Екатерининский канал. И Добужинский рисует Екатерининский канал, с одной стороны - вполне реальный, указывая даже точный номер дома, а с другой - очень литературный, представляющийся как действующим лицом, так и сценой "Белых ночей" и "Преступления и наказания".

М.В.Добужинский. Екатерининский канал д. №108, 1923 [41, с.83]


Сейчас такого адреса в Петербурге не существует, но, проходя по набережной канала Грибоедова между Харламовым и Ново-Никольским мостами, можно увидеть место, которое рисовал Добужинский - это двор дома №21 по Большой Подьяческой улице. Время пощадило его, и он сохранился до наших дней почти неизменным.

На канале Грибоедова, 2022


Желтая стена слева — это часть дома №106 с мезонином и колоннами, который показан двумя снимками выше.


6. Раскольникова Достоевский селит "в дом Шиля, в С-м переулке". Это достаточно противоречивое указание, поскольку оно отсылает сразу к двум зданиям, находящимся по разным адресам. Большинство исследователей считают местом жительства Раскольникова дом №5 по Столярному переулку. Добужинский же рисует дом Шиля, который находится на Вознесенском проспекте, 8 (архитектурно, кстати, схожий с домом на Столярном). Это, конечно же, далеко не случайно: в доме Шиля на Вознесенском в 1847-49 годах жил сам Достоевский, который в определенной степени ассоциировал себя с Раскольниковым; здесь писателя арестовали по делу петрашевцев, отсюда он отправился в тюрьму, а затем на каторгу.

М.В.Добужинский. Дом Шиля, 1923 [41, с.93]



В 1920х годах дом Шиля был кирпично-красным, поэтому у Добужинского он изображен более темным, чем дом Монферрана слева. Сейчас оба дома несут традиционные петербургские цвета: желтый и белый.

На Исаакиевской площади у бывшего дома Шиля, 2022.



Есть в книге Анциферова и иллюстрация, названная "Лестница в доме Раскольникова". Художник изобразил ее очень похожей на лестницу в доме на Кузнечном переулке 5, где жили Достоевский и дядя Добужинского Евстафий Петрович, и где сам Добужинский много раз бывал в детстве (см. I-8).

М.В.Добужинский. Лестница дома Раскольникова, 1923 [41, с.35] / Лестница в доме Достоевского на Кузнечном, 5.



7. В 1922 году Добужинский вел занятия в "Обществе изучения и охраны старого Петербурга и его окрестностей", которое продолжало работу по описанию и сохранению исторического наследия, начатую еще в 1909 году "Обществом защиты и сохранения памятников искусства". Среди членов общества были Н.П.Анциферов, А.Н.Бенуа, Н.Е.Лансере, А.П.Остроумова-Лебедева. Заседания и занятия проходили в бывшем доме Мятлевых на Исаакиевской площади, где с 1918 года размещался Музей старого Петербурга.

Дом Мятлевых, 1914 [42]. На дальнем плане видно здание германского посольства.



Бывший дом Мятлевых на Исаакиевской площади, ныне Прокуратура Санкт-Петербурга, 2022



8. В 1924 году Мстислав Валерьянович принял литовское гражданство. Вероятно, это был непростой выбор, на который повлияли многие причины: и смерть дочери, и обстановка в стране, и эмиграция многих друзей и хороших знакомых, и постоянная тяга Добужинского к перемене мест, и "зов предков". Уезжали Добужинские по официальному разрешению советского правительства, сохраняя все связи с театрами и издательствами, рассматривая переезд как своего рода культурную миссию [34]. Но, думается мне, многие вокруг понимали, что это всё же эмиграция, возврата из которой вероятнее всего не будет...

Б.М.Кустодиев. Проводы Добужинского, 19 ноября 1924, ГРМ


Проводы состоялись на квартире Георгия Верейского на Большом пр., 24 (см. IX-5), там же Добужинский провел и все последние дни. Как вспоминал Верейский, В последнюю ночь перед отъездом он просидел в моем кабинете до утра, заканчивая все графические работы для разных издательств. Когда к середине ночи все было сделано, М.В. просмотрел рисунки и нашел, что обложка для сказки К. Чуковского «Бармалей» недостаточно хороша, и стал ее переделывать. Меня поразило — я смотрел на обложку и не замечал в ней никаких недостатков, но еще больше меня поразило другое: человек уезжает утром из России, по меньшей мере на годы, и всю ночь переделывает обложку, уже принятую издательством, только потому, что она показалась ему немного неверно решенной. Какую нужно иметь требовательность к своему творчеству и как нужно его уважать! [43, c.50]



Окончание следует

Источники:
1. М.В.Добужинский. Воспоминания. Под ред. Г.И.Чугунова, 1987
....................
39. Ф.М.Достоевский. Белые ночи. Кузнечный переулок, 2017
40. Мастера современной гравюры и графики. Госиздат, 1928
41. Н.П.Анциферов. Петербург Достоевского. Брокгауз-Ефрон, 1923
42. https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b9042589h
43. Воспоминания о Добужинском. Академический проект, 1997

.
 
Сегодня в СМИ