О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Языки самостоятельно. Часть 1. Базовые принципы

 


Акварель в процессе создания. Автор kladez-zolota.
Акварель в процессе создания. Автор kladez-zolota.

Ранее по теме: 1. нечто вроде эпиграфа 2.первые шаги: иллюстрация.

Дисклеймеры, числом два. Оба достаточно очевидны.

1. Для того, чтобы овладеть иностранным языком на профессиональном уровне, надо его учить профессионально. То есть по результатам самостоятельного изучения в Штирлицы, тем паче в синхронисты, не возьмут. 

2. У кого с языками и так всё отлично – я не предлагаю бросить ваш метод и перейти на мой.

Общая идея

Язык – он, к сожалению, не школьная геометрия. Там всё было хорошо! Там были сначала аксиомы, а из них выводились теоремы, а из них другие теоремы. Всё стройно, связно, логично, одно следует из другого.

С языком так не получится. Увидеть нечто новое, тщательно вникнуть и понять, твердо запомнить, сразу навсегда усвоить и потом свободно пользоваться – не получится. А как получится? Изложу основные принципы, с помощью которых получается у меня. 

Более или менее адекватная аллегория: как художник-любитель поэтапно создает акварельную работу.

Кругами! Первый круг – то, что намечено карандашом. Это то, без чего картина не состоится: наша базовая грамматика - личные местоимения, пара союзов, пара предлогов, спряжение основных глаголов; на этом будет всё стоять, и это воспринять как раз несложно. А дальше начинается интересно. 

Дальше я должен отказаться прежде всего от перфекционизма и желания «во всём дойти до самой сути». Знаете это чувство? Ну как же я пойду дальше, когда я еще здесь не всё выучил! Вот, например –хотя бы что? – а хотя бы множественное число. 

Открываем тему «образование множественного числа» и смотрим на длинный список правил и исключений. А там чем дальше, тем толще! Английский язык по сравнению с некоторыми другими куц, как медвежий хвост, но и там гляньте чего понатыкано. Глаза разбегаются! Оказывается, от слова sheep множественное число так и будет sheep, а от gladiolus – вообще gladioli! И еще мнооого! Куда же дальше двигаться, когда я, можно сказать, азов не знаю?

Это сильнейшее искушение – взять и… изучить! Досконально. И только изучив – двигаться дальше.

Ну и… всё. Застреваем на этой теме навсегда. И спасибо, если язык английский, а если хотя бы немецкий? 

А надо не упускать из виду основные принципы.

Принципы Язык – это не «знание», а «умение».  Необходимо правильно расставлять приоритеты. Любая деятельность имеет своим результатом именно то, на что она направлена.

Объясняю. Если мы вызубрили километровый список исключений, всё, чего мы добились – это что мы вызубрили километровый список исключений. К умению в нужный момент образовать множественное число это отношения не имеет. Если мы что-то «знаем», но пользоваться этим не можем – на фиг такое знание. Расставим приоритеты: sheep пусть беспокоят Фрэнка, а от gladioluses тоже никто не умер (разве председатель Королевского Ботанического общества, и то едва ли). А мы пока лучше обратимся к основным случаям, то есть потренируемся прибавлять -s, где нужно.

Но! И вот тут следующий важнейший принцип. Когда мы скользнули взглядом по списку исключений, мы махнули на него рукой, но запомнили, что он существует. То есть что вообще-то образование множественного числа не ограничивается прибавлением буквы –s. И вот в один прекрасный день мы лепим –s, а тут нам – бабах! – children, men, women. Ага, помним мы. Было что-то такое, де-мол, исключения. Это для нас не шок, мы уже знали, что они бывают. 

Мы сознаем, что на нашем эскизе зияют белые пятна, и готовы заполнять их по мере надобности. Поэтому главное для нас – сочетание разумного пофигизма с полным самоконтролем

Надо насобачиться в каждый момент расставлять приоритеты: вот это мне нужно прямо сейчас… а вот на это я сейчас плюну, но обращу внимание, если еще появится… а это на потом, тут у меня пусть зияет белое пятно. Об этом пятне я знаю. Со временем наступит такой момент, когда информация ляжет точнёхонько в давно заготовленное для нее место, вот-то радости будет!

Кругами. Всё кругами, постепенно заполняя белые пятна, дорисовывая новые детали, прорабатывая кусочек там… кусочек сям… 

Если навык отличать важное от неважного в этой области пока отсутствует – положитесь хотя бы на Duolingo, там приоритеты расставлены в общем сносно. В следующий раз я подробно расскажу, как использовать Duolingo в мирных целях (там тоже не всё благополучно), а пока отвечу на вопрос: можно ли вообще с его помощью выучить язык. 

Ответ, разумеется, отрицательный, и вот почему. 

Принцип «любая деятельность имеет своим результатом то, на что она направлена» имеет своим следствием: любая деятельность прежде всего развивает именно тот навык, который составляет содержание этой деятельности. Выписывание слов в столбик (на карточки) развивает навык выписывания слов в столбик (на карточки). Точно так же, работа с Duolingo прежде всего развивает навык работы с Duolingo. Чтение развивает навык чтения, просмотр сериалов – навык просмотра сериалов, аудирование песен – навык аудирования песен, далее везде. Поэтому когда кто-то сокрушается «надо же, читаю свободно, а сказать ничего не могу» или «вроде и грамматику знаю, а не говорю», или «сам чего-то сказать могу, а их, собак, вообще не понимаю!» - это не он такой уникум. Это так и должно быть. Не все навыки развил.

С другой стороны, все эти навыки, по мере нашего ими овладевания, друг друга подпирают и неисповедимыми путями обогащают, поэтому делать надо всё. 

Читать, писать, слушать, смотреть, разговаривать самому с собой и с любым, кто согласится, сделать язык частью жизненного уклада, упражняться с Duolingo, рыскать на сторонних ресурсах и еще всяко разно. 

В следующих постах я расскажу подробно о технике каждого из этих видов деятельности. 


Новости партнеров

 
Сегодня в СМИ