О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Трентиньян

 


Сегодня умер Жан-Луи Трентиньян. Девяносто один год жизни. Обычно я оставляю смерть актёров без комментариев, потому что отношусь к ним довольно пренебрежительно. Но есть (были) несколько человек в этой профессии, которые вышли за её рамки и стали настоящими художниками. Вот, Трентиньян был одним из таких.



Самый знаменитый его фильм, "Мужчина женщина", я, кажется, не смотрел. А если смотрел, то не помню совершенно. Я вообще плохо запоминаю фильмы Лелюша. Во всяком случае, впервые я увидел Трентиньяна в "Весёленьком воскресенье" Франсуа Трюффо и был поражён, насколько Трентиньяну было неинтересно сниматься в этом фильме и насколько его, как мужчину, раздражала (в прямом смысле слова) навязчиво демонстрируемая сексуальность Фанни Ардан, которая на момент съёмки была пассией неистощимого Трюффо. Я тоже не счёт Ардан сколько-нибудь привлекательной и реакция Трентиньяна вызвала у меня симпатию.

Жан-Луи Трентиньян снимался у Алена Роб-Грийе, трижды. Уже одного этого было достаточно для того, чтобы вызвать у меня интерес. Жан-Луи Трентиньян снимался в экранизациях Себастьяна Жапризо. И это ему в моих глазах было ещё одним большим-большим плюсом, тем более, что он абсолютно адекватен сновидческому скольжению сценариев, подобных "Бегу зайца через поля".



Типажно Жан-Луи Тентиньян совпадает с Робером Оссейном, но у Робером Оссейна своя мелодия и очень интересно видеть их вместе в одном кадре. На фоне рафинированных психопатов Оссейна подчёркнутая нормальность героев Трентиньяна производит особо сильное впечатление.

Актёрская тема Трентиньяна всегда казалась мне чрезвычайно важной: добровольно подчинение внешним схемам ради сохранения внутренней свободы. Персонаж Трентиньяна, харизматик и интеллектуал, в этой игре всегда проигрывал. По моему мнению, Жан-Луи Трентиньян был бы идеальным исполнителем главной роли в экранизации "Изобретения Мореля". Как безымянный герой Казареса, как "Человек, который лжёт" Алена Роб-Грийе, персонаж Трентиньяна постоянно стремится стать частью чего-то большего, чем он сам. И в ходе своих попыток теряет личность. Его предают и используют влюблённые женщины. Его предают и подставляют те лидеры, за которыми он желает следовать. Даже если фильм с его участием кончается хэппи-эндом, это всегда фиаско для героя.


 
Сегодня в СМИ